Для кого-то машины в кино это просто машины. Для «25-го кадра» это такие же актёры, как и люди. Ну как «такие же». Разумеется, лучше. Видели вы человека, способного разогнаться с нуля до сотни за несколько секунд?
Раз уж мы утверждаем, что автомобили – это тоже актёры, зачастую наиболее заметные на съёмочной площадке, то говорить о них нужно не как о кусках железа, а как о личностях. «25-й кадр» обсуждает лучшие машины в истории кино не как автолюбители, механики, водители или пассажиры. Проявив максимальное уважение, мы представляем по-настоящему душевную статью, наполненную любовью к четырёх-(а иногда и больше)-колёсным друзьям.
Критерии отбора:
Естественно, любой топ – это вкусовщина. Что-то авторам нравится больше, что-то меньше, а потому универсальных топов не существует. Но в данном случае мы засели в гараже и не просто составили список лучших автомобилей от балды, а собрали из карбюратора, стартёра и двух «запасок» искусственный интеллект, дабы он оценил каждого кандидата по четырём главным критериям:
1) вклад машины в сюжет фильма;
2) внешний вид (крутой, оригинальный или просто красивый);
3) культовые ореол, возникший вокруг машины в реальной жизни;
4) узнаваемость фильма по внешнему виду машины.
В наш топ вошли лишь те тачки, что смогли набрать наибольшие баллы по сумме всех пунктов. Вы можете не согласиться со списком, но это потому что список объективен, а вы – «всего лишь человек».
FORD LTD
Лучшая роль: «Люди в чёрном» (1997)
Избранное портфолио: «Белая молния» (1973), «Угнать за 60 секунд» (1974), «Смоки и Бандит» (1977), «Терминатор» (1984), «Дорога в ад» (1991), «Плохие парни» (1995), «Фарго» (1995), «Люди в чёрном» (1997), сотни голливудских фильмов про полицейских (за полным списком обращаться к Чаку Норрису – ему до бесконечности посчитать, что на шпагат упасть).
Есть актёры, которым на роду написано играть второстепенные роли. Иногда удача преподносит им главную роль в каком-нибудь малобюджетном кинце, но воспоминания о нём, как правило, выветриваются быстрее выпитого бокала вина. Зато в своей нише они занимают почётную позицию узнаваемого актёра, который играл в том фильме, что вышел год назад. К сегодняшнему герою, с которого мы начинаем наш новый эпический топ, это относится в полной мере. Встречайте, Ford LTD. Герой 9999 боевиков и гордый носитель полицейской сирены. Седан с дизайном классического спичечного коробка вот уже несколько поколений носит звание самой расстреливаемой машины в любимых и беспощадно бессмысленных боевиках 80-х. Он всегда догоняет, его мощь лихо срывает колпаки с колёс на поворотах, а сопоставимые с «ГАЗелью» габариты позволяют прикрывать тылы защитников правопорядка. Словом, в своей нише отыгрывает так, как положено добротному актёру второго плана.
Однако была у нашего Ford’a и своя минута славы. И не одна. Пускай такая роль, как поджопная машина безусого лихача Берта Рейнольдса в «Белой молнии» осталась без внимания, то вот «Людей в чёрном» ну никак не забыть. Хотя они старались, даже память стирали. В том лакировано-чёрном Ford'e была одна запоминающаяся деталь: красная кнопка, которую нельзя нажимать ни при каких обстоятельствах… Однажды её нажали. Нажали так, что появившиеся из багажника ракетные ускорители довели Уилла Смита до женского визга, а нервирующие пробки в туннелях превратили в сущий пустяк. Ведь если есть потолок, значит кому-нибудь нужно пролететь по нему с ветерком. Тем более, когда под угрозой существование всей планеты Земля! «Люди в чёрном» заставили смотреть на машину типичного полицейского с особым трепетом. Правда, этим подвиг «Фордика» исчерпывается, так как к следующей части агент Джей решил, что новенький «Мерс» куда круче родного большемоторного карбюраторного друга. Никакого патриотизма!
ТАКСИ БЕННИ
Лучшая роль: «Кто подставил кролика Роджера» (1988)
Избранное портфолио: «Кто подставил кролика Роджера» (1988), мультсериал «Disney's House of Mouse» (2001)
Говорящее такси Бенни (Benny the Cab) – эксклюзивный персонаж, родившийся на свет для фильма Роберта Земекиса, но до того органичный, что многие зрители уверены, что он появился в мире мультипликации гораздо раньше. Бенни не отличается щепетильностью в вопросах ПДД – ездит по тротуарам, превышает скорость, запросто подрезает других участников дорожного движения, если ему кажется, что они едут недостаточно быстро (т.е. всегда). Несмотря на наличие руля в салоне, предпочитает управлять сам. Оснащён различными гаджетами, которым позавидовали бы и автомобили Бонда – от табличек-подсказок, помогающих в «управлении», до раздвижных шасси, позволяющих проехать над преградой. А гибкое тело увеличивает маневренность, хотя об удобстве для пассажиров приходится забыть. Впрочем, это такие же мелочи жизни, как и подспущенные шины.
Бенни – настоящий ветеран авто-актёрского цеха. Во время действия «Кто подставил кролика Роджера» Бенни уже не молод и работает таксистом 37 лет – следовательно, поступил на службу в 1910 году. Естественно, будучи типичным таксистом, он болтает без умолку, но это странным образом не раздражает – автомобиль явно достоин куда большего экранного времени, чем получил. Его технические характеристики ограничены лишь воображением мультипликаторов, а уважение вызывает хотя бы то, что это единственное в мире авто, которое может сесть за руль другого авто и управлять им.
FERRARI 308 GTS
Лучшая роль: т/с «Частный детектив Магнум» (1980-1988)
Избранное портфолио: «Частный детектив Магнум» (1980-1988), «Каникулы» (1983), «Полицейский из Беверли-Хиллз 2» (1987)
Легенда о красном цвете, что связала «Феррари» с миром королевских гонок «Формулы-1» сегодня стала чем-то вроде библейской летописи. Ferrari может быть любого цвета, если этот цвет красный. И нынешняя кокетка Ferrari 308GTS, снимавшаяся в популярном сериале восьмидесятых «Частный детектив Магнум», свято следует этой истине. Аминь!
По меркам Ferrari 308-ая модель, сменившая на конвейере 246-ую Dino, считалась бюджетным автомобилем для альфонсов, которым не хватало денег на оплату счетов. Однако ей было чем похвастаться. Трехлитровая V8 хоть и была крохой, но выдавала солидные 232 итальянских жеребца. В паре с пятиступенчатой коробкой передач этого хватало, чтобы разогнать тонну металла с места до сотни за 6,7 секунд. Кузов тагра с наполовину открытым верхом позволял пижониться и прочувствовать свежесть гавайского воздуха без риска поперхнуться развевающимися волосами своей подруги.
В «Частном детективе Магнуме» машина обладала не меньшей значимостью, чем Том Селлек в пёстрой гавайке. Дизайнерское ателье Pininfarina сохранило элегантность, добавив изящным чертам кузова не хватавшей Dino агрессивности, чем подарила нам один из самых узнаваемых и знаковых автомобилей. Быть может, вы не смотрели ни одной серии «Магнума», но встретив 308 GTS один раз, вы сохраните её в памяти, как ту девушку с полной грудью, которую вы увидели в переполненной маршрутке по дороге домой. Такое не забывается. И машина, к слову, тоже.
CHEVROLET IMPALA «RED SHARK» CONVERTIBLE 1971
Лучшая роль: «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (1998)
Избранное портфолио: «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (1998), «Завтрак с Эйнштейном» (1998), «Вихрь» (2007)
Культовыми вещи делают не деньги, а контекст. «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» тому яркий пример. Приключения двух укурышей в городе-казино 70-х провалились в прокате, но полюбились тысячам фанатов, которые разобрали экранизацию романа Хантера Томпсона на цитаты. Про 2 сумки травы, 75 шариков мескалина, 5 полос промокашки лютой кислоты, солонку с дырочками, полную кокаина, и целый межгалактический парад планет всяких стимуляторов, транков, визгунов, хохотунов… А также кварту текилы, кварту рома, ящик «Будвайзера», пинту сырого эфира и 2 дюжины амила краем уха, наверное, слышал каждый. А вот где именно находилась эта передвижная лаборатория психотропного удовольствия, мы и расскажем.
Chevrolet Impala 1971 года, кабриолет цвета красного яблока с белоснежно-белым салоном, который по пути из Лос-Анджелеса в Лас-Вегас обрастает пустыми пивными банками, остатками кокаина, мескалина и всего из вышеперечисленного списка. Хантер Томпсон даже придумал кличку нашему герою «Большая красная акула», поскольку янкимобиль был чертовски быстр и невероятно крут. Впрочем, как и все американские машины тех лет, семилитровый V-образный монстр на 8 адских цилиндров давал хороший разгон, а мягкие рессоры повышали плавностью хода до пассажирского лайнера. Правда, управлялось всё это с изяществом гружёной баржи. На этой машине нельзя было повернуть руль влево или вправо – только левее и правее, в чём очень даже хорошо помогал гидроусилитель. И пока одна рука пыталась вывести «баржу» на нужный курс, вторая могла спокойно удерживать банку «Будвайзера».
И всё же, и всё же. Культовыми вещи становятся неспроста. Так, в фильме использовалась личная Impala Томпсона, по жизни крайне неравнодушного к машинам. Значит, чем-то зацепила. Жаль только, что наши герои завершают свой трип в поисках мифической «Американской мечты» на скучном белом Cadillac Eldorado. На переправе лошадей не меняют. Да и содержание багажника нашего железного героя оказалось куда важнее для смысла. Потому лишь 47-е место в нашем топе.
ECTO-1
Лучшая роль: «Охотники за приведениями» (1984)
Избранное портфолио: «Охотники за приведениями» (1984), м/с «Охотники за привидениями» (1986-1987), «Охотники за привидениями 2» (1989), м/с «Экстремальные охотники за привидениями» (1997)
ECTO-1, или просто «Экто-1» родилась прямо на съёмочной площадке «Охотников за привидениями». Конечно, в основе этой кинозвезды стоит старушка Miller-Meteor, собранная одноименным ателье на базе Cadillac Fleetwood 1959 года. Тут нужно отметить, что Miller-Meteor до начала своей кинокарьеры трудилась на два фронта: в качестве машины скорой помощи и как катафалк. Т.е. один и тот же пассажир, если ему «везло», мог сначала прокатиться с ветерком на красно-белой машине, а затем, уже не спеша, торжественно, на чёрной. Кстати, именно в чёрный цвет хотел покрасить «Экто-1» Дэн Эйкройд, что логично: охотники за привидениями должны ездить на катафалке, который ассоциируется именно с началом загробной жизнью. Но обилие ночных сцен вынудило создателей остановиться на белой краске – так машина смотрелась куда эффектнее. Если верить слухам, то её разъезды по Нью-Йорку в рамках промотура фильма спровоцировали более 20 аварий – водители просто засматривались на знаменитую машину. Кстати, ателье Miller-Meteor не дожило до премьеры «Охотников за привидениями», разорившись в 1978 году, но после успеха фильма бренд вернулся с того света. Правда, посмертие оказалось недолгим – в 1992-м прошли вторые, окончательные похороны.
Всего катафалков Miller-Meteor было построено менее 200, что делает эту модель весьма редкой, но именно «Экто-1» стала редчайшей и самой известной. К звёздному часу своей карьеры катафалк уже был изрядно потрёпан жизнью (и смертью), отказывался заводиться с первого раза, а потому навешивать на него дополнительное оборудование было опасной затеей. Студия приобрела 3 Miller-Meteor – одна машина вовсе не превращалась в «Экто-1» и присутствовала лишь в сценах демонстрации ужасного технического состояния автомобиля (кстати, справилась со всеми этими клубами дыма самостоятельно, безо всяких спецэффектов), а ещё две должны были трансформировать в съёмках. Одна из них там же и скончалась – смерть произошла прямо на Бруклинском мосту, вызвав гигантскую пробку и нехилые штрафы для студии со стороны муниципальных властей. Но история запомнит то, с каким жутким визгом и под разудалую музыку неслась эта машина на очередной вызов охотников за привидениями. А фанаты даже придумают «научное» объяснение всем тем многочисленным обвесам, баллонам и шлангам, что были впопыхах установлены на крышу ECTO-1 для придания более «умного» вида.
MINI COOPER
Лучшая роль: «Итальянская работа» (1969)
Избранное портфолио: «Итальянская работа» (1969), т/с «Мистер Бин» (1990-1995), «Остин Пауэрс: Шпион, который меня соблазнил» (1999), «Идентификация Борна» (2002), «Остин Пауэрс: Голдмембер» (2002), «Ограбление по-итальянски» (2003)
В 1996-1999 годах с целью выявить главную машину XX века был проведён опрос 126 автоэкспертов со всего мира. Победила «Жестяная Лиззи», Ford Model T, которую Генри Форд выпускал с 1908-го по 1927-й. Оно и понятно, первый автомобиль, который сходил с конвейера миллионными тиражами, не мог не оставить свой след в истории. Но на втором месте оказался именно Mini, вышедший в свет в далёком 1959-м. Через пару лет машина обзавелась приставкой Cooper – после того, как приглянулась конструктору одноимённой команды Формулы-1. В результате Mini получил более мощный двигатель, дисковые тормоза, ставшую классической двухцветную окраску, а чуть позже и звание легенды автоспорта. В этом проворном малыше, с триумфом финиширующем в ралли Монте-Карло уже трудно было узнать экономичную модель, созданную специально для того, чтобы британцы не слишком сильно переплачивали за дорожающий бензин. Но всё-таки было в этой машине что-то ещё – недаром же модель выпускается до сих пор с минимальным рестайлингом.
Звёздным часом Mini Cooper в кино стал 1969 год, когда на экраны вышла «Итальянская работа» с Майклом Кейном. Пожалуй, никакие чемпионские титулы не стали для марки столь же эффектной рекламой, как те трюки, что были продемонстрированы в художественном фильме. И за всё это удовольствие компания не заплатила ни пенни – создатели картины закупали автомобили по рыночной стоимости, хотя Fiat предлагал свои машины для съёмок бесплатно, да ещё и обещал приплатить сверху. Но режиссёр Питер Коллинсон выбрал Mini как символ «весёлой и уверенной в себе» Британии. Позже эту машину выберет также Мадонна, её будет использовать в заездах Джейсон Борн, а Остин Пауэрс даже отправится на ней в прошлое. Отдельно стоит отметить и ремейк «Итальянской работы» – «Ограбление по-итальянски», который с почтением отнёсся к оригинальной картине и оставил в центре сюжета именно «Мини», пусть и новые версии. Но если в 69-м они выглядели как нечто прорывное, то теперь смотрятся неким приветом из прошлого. Но приветом всё ещё бодрым, приятным и жизнерадостным. Наверняка, если сегодня вы вдруг увидите на дороге Ford Model T, то обернётесь. Mini Cooper тоже привлечёт ваш взгляд, но в отличие от «Форда» на нём вы захотите прокатиться с ветерком. Ах да, говорят, что модельер Мэри Куант вдохновился именно Mini, когда придумал мини-юбку. Теперь вы знаете кого благодарить, мужики!
SHALA-VETTE CUSTOM «THE MONSTER»
Лучшая роль: «Смертельные гонки 2000 года» (1975)
Избранное портфолио: Это актёр одной роли (см. выше)
«Смертельные гонки 2000 года». Звучит! Если у кого всплыли ассоциации с ремейком имени Джейсона Стэйтема, забудьте. Фильм Пола Бартела даже по меркам 1975 года выглядел низкобюджетным трэшем. Наши смертельные гонки трансконтинентальные, то есть проходят от одного края постапокалиптической Америки до другого а-ля «Пушечное ядро». Главный приз получает не тот, кто первым пересёк финиш, а тот, кто выжил и нафаршировал машиной как можно больше лиц гражданской наружности. Фильм отличался китчевой жестокостью (за стариков и инвалидов давали больше очков) и абсолютно бесшабашными героями. Причём, под последними подразумеваются вовсе не криво играющие выходцы актёрских курсов или Дэвид Кэрредайн с будущим «Рокки» Сильвестром Сталлоне, а их убийственные орудия скорости. Так, у ковбойши машина раскрашена под быка, у фашистки к крыше прикреплена ракета ФАУ-2. Но все они меркнут на фоне монстрика, управляемого героем по кличке Франкенштейн. Охренительно смешная раскраска под крокодила, криво торчащие из хищной пасти зубы и дикие наросты по центру кузова, отсылающие к динозаврам, так и кричат, что перед тобой самая настоящая рептилия, заливающая в цилиндры двигателя не бензин, а человеческую кровь.
Благодарить за столь запоминающийся образ следует в меньше степени Дина Джеффриса и в большей Дика Дина. В основе «Монстра» лежит чудо под названием Shala-Vette. По сути своей это багги на платформе уберпопулярного и народного Volkswagen Beetle, который, в отличие от нацистов, успешно завоевал Америку. Дик приспособил короткобазного зверька под покатушки по песку, а пластиковый изящный кузов без дверей придал ему схожесть с американским спорткаром Chevrolet Corvette. C него и создавался монстр для «Смертельных гонок 2000 года». Единственный недостаток машины-убийцы, как не прискорбно, кроется в моторе. На выбор предлагался безбожно устаревший агрегат с того же «Жука» или Porsche 356. Оба варианта годились на подвиги, как старый ветеран. А страшная машина с маленьким моторчиком, как крутой хулиган со штопором – вроде и страшно, если догонит, но смешно хоть убей. Запоминающийся, крутой, но слишком уж мелкий зверёк для любви кровожадных зрителей.
PETERBILT 359 «JUGGERNAUT»
Лучшая роль: «Смертельная гонка» (2008)
Избранное портфолио: «Смертельная гонка» (2008)
Наш герой родился во времена, когда экологией заботились любвеобильные хиппи и те, кому нечем заняться по жизни. Чёткие формы и прямые углы выпирающего капота со спальником размером с комнату «хрущёвки» стали визитной карточкой понятия «американский грузовик». Встречайте, Peterbilt 359 закамуфлированный и переделанный под чудовище «Дредноут» из фильма «Смертельная гонка». Да, на этот раз со Стэйтемом. Впрочем, сам грузовик не хуже. Ведь под капотом дизель с рядной «шестёркой», а значит и крутящий момент, как у пятерых заряженных «Мустангов». А стильный нос-рассекатель, как у паровозов отлично подходит под уборку тюремного мусора. Какого именно мусора?
Фишка в том, что создатели этого чуда учли немаловажный факт: тягач без прицепа, как мужик без бабы. И полуприцеп нашего героя снаряжён так, как положено автопоезду под ласковой кличкой «Дредноут». По периметру расставлены пулемёты и ракеты, чтобы сметать с пути всё, включая летящий помёт от птиц. Танковая пушка в хвосте вскрывает бронь на тачилах неугодных участников гонок, как консервы, а огнемёты прожаривают водителей до хрустящей корочки. И будто этого было мало, вдобавок к колёсам грузовика прихреначили шипы, которые перемолотят на фарш любого, кто рискнёт взять нашего грозного героя на таран. Ну а сзади, как баночки на автомобилях молодоженов, звенят себе маленькие колючки на цепях, чтобы никакая падла не подкралась с тыла. Разумеется, экипажа на такой самоходной станции смерти больше, чем на пассажирском авиалайнере.
Соответственно, рассекатель спереди нужен исключительно для гигиены – сметать мусор, в который превратились бывшие гонщики-зэки. Одним словом, железный капут. И когда этот неукротимый «Дредноут», идущий напролом, наконец исчез в языках пламени, каждый из нас хоть немного, но вздохнул с облегчением. Что уж говорить про киногероев.
P.S. Поговаривают, что жуткого крокодила от смерти спасла CGI-анимация и он по сей день живёт тихой жизнью реквизита в Канаде. Вот только не знаем, радоваться или плакать.
ASTON MARTIN VANQUISH V12 2002
Лучшая роль: «Умри, но не сейчас» (2002)
Избранное портфолио: «Умри, но не сейчас» (2002)
Джеймс Бонд крутил шашни со множеством машин. Были у него интрижки с Sunbeam, бегал он на сторону с BMW, но мы счастливы видеть развитие самого бурного романа c семейством Aston Martin. Агент 007 несколько раз сходился и расходился с этой благородной фамилией. Менялись формы, наряды и имена, но лучше всего английский шпион смотрится именно в компании с этой английской леди. Vanquish «зажгла» в 2002-м, а затем благополучно уступило место под софитами своим более молодым и абмбициозным последовательницам DB-8 и DB-10, но давайте посмотрим правде в глаза – именно Vanquish стала лучшей машиной современного Бонда.
Дэниел Крэйг больше доверяет своим бицепсам, нежели гаджетам, поэтому его машины красивы, но заурядны (насколько вообще могут быть заурядны такие красавицы), а вот Пирс Броснан обладал большей утончённостью, а потому сразу сошёлся с «фаршированной» дамой Aston Martin Vanquish V12. Эта красотка держала под капотом 460 «лошадок» и, в отличие от многих других четырёхколёсных подружек Бонда, получила свои пять минут славы на большом экране. Именно сцены с её участием стали самыми зрелищными во всём юбилейном 20-м фильме франшизы. Пуленепробиваемая (а как же иначе?) машина обладала дистанционным управлением, катапультируемыми креслами, внушительным защитным и атакующим арсеналом, включающим две пары пулемётов и даже пусковые ракетные установки, скрываемые под радиаторной решёткой. Немаловажную роль в дуэли с другой такой же навороченной тачкой под управлением прихвостня главного злодея сыграла и такая банальная деталь как шипованная резина. Только стоит отметить, что это были настоящие альпинистские шипы, а не та мелкая шушера, которой мы пользуемся с ноября по март на российских дорогах. Ну а в качестве вишенки на торте Vanquish могла похвастаться адаптивным камуфляжем, по-нашему – невидимостью. Кажется, это был единственный способ скрыть такую красотку от завистливых взглядов толпы.
DODGE MONACO 1974
Лучшая роль: «Братья Блюз» (1980)
Избранное портфолио: т/с «Калифорнийский дорожный патруль» (1977–1983), «Братья Блюз» (1980), «Смоки и Бандит 2» (1980), т/с «Блюз Хилл-стрит» (1981-1987)
Сейчас немного дико выглядит реакция американских автожурналистов в середине 70-х, которые нашли внешность нового «Доджа» довольно «безвкусной». С высоты наших дней Dodge выглядит довольно внушительно. Хотя, конечно, всё относительно – сравнение с «Чарджером» или «Челленджером» машина проигрывает вчистую. Впрочем, а кто бы выиграл? «Монако» не повезло появиться на свет со своим прожорливым движком аккурат во время очередного топливного кризиса, когда потребители предпочитали куда более скромные аппетиты в потреблении бензина. Но кто распробовал эту модель, так это полицейские – в штате Иллинойс, например, копы ездили практически исключительно на Monaco. Разумеется, учитывая успешную службу на страже правопорядка, автомобиль неизбежно попал на большие и телевизионные экраны.
В культовой ленте «Смоки и Бандит 2» Dodge Monaco совершил прыжок длиной 45 метров (что закончилось весьма плачевно для позвоночника исполнявшего трюк каскадёра Бадди Джо Хукера), но наибольшую известность авто получил благодаря другой культовой картине – «Братья Блюз». Отметим, что и в данном фильме «Додж» имел полицейский окрас, но по сюжету картины был списан со службы и попал в частные руки уже далеко не в лучшем состоянии. Красно-синие мигалки были заменены на исполинский громкоговоритель – благодаря этой простой трансформации «Монако» превратился в Блюзмобиль и стал одним из самых узнаваемых автомобилей в кинематографе. Конечно, дело вовсе не в громкоговорителе, а в том, через какую эпическую погоню прошёл этот старичок. Не пугайтесь того, что в графе «жанр» указан «мюзикл» – наш журнал авторитетно заявляет, что погоня в «Братьях Блюз» является едва ли не лучшей в истории кино. Если быть точными, она занимает почётное пятое место в нашем
топе лучших автомобильных погонь. И безумно жаль, что «Монако» развалился сразу по её завершении. С другой стороны – это произошло уже на финише, а вот сотня преследователей сдалась куда раньше. О культурной ценности Dodge Monaco 1974 года свидетельствует хотя бы тот факт, что миниатюрную модель этой легендарной машины до сих пор можно купить во множестве интернет-магазинов. Цена стартует от полутора тысяч рублей – смешные деньги за такое чудо.
IMPERIAL «BLACK BEAUTY»
Лучшая роль: «Зелёный Шершень» (2011)
Избранное портфолио: т/с «Зелёный Шершень» (1966-1967), «Зелёный Шершень» (2011)
Орёл с поднятыми крыльями, заключённый в кольце – символ Imperial – ясно давал понять любому обывателю: перед ним транспорт премиум-класса. Эта престижная и великолепно укомплектованная машина сделала бы честь любому богатею в начале 60-х, когда компания Imperial являлась самостоятельным подразделением Chrysler. Тогда же модель Imperial Crown впервые перевоплотилась в «Чёрную красавицу», на которой разъезжали герои в масках Ван Уильямс и Брюс Ли. «Black Beauty» оставалась всё той же роскошной машиной, но обзавелась полезными гаджетами, сделавшими бы честь и бэтмобилю, и бондмобилю. Но то был старый сериал, ограниченный скромным бюджетом, а истинный звёздный час чёрной красотки с зелёными фарами наступил гораздо позже – в 2011 году, когда вышла полнометражная экранизация приключения Зелёного Шершня с участием Сета Рогена, Джея Чоу, Кристофа Вальца и Кэмерон Диас. Здесь машине было уделено немало внимания – она даже попала на несколько постеров.
Современный Голливуд основательно поработал над «Black Beauty» – теперь она стала настоящим броневиком с серьёзной огневой мощью (правда валяющий дурака водитель может потратить ракетный залп, например, на уничтожение видеокамеры, которая засняла превышение скорости). К счастью, у отмороженного Зелёного Шершня есть верный помощник Като (который в основном и раздавал люлей противникам), иначе супергеройская машина отличалась бы от серийной только крутящимися дисками, мелодией «La Cucaracha» вместо сигнала и сиденьями-катапультами. Като же установил пару пулемётов над капотом и дополнительные в дверях, винтовки с резиновыми пулями и огнемёт под радиатором, ракеты в самых неожиданных местах, ну а для пущего шика – старомодный виниловый проигрыватель, чтобы можно было слушать Gangsta's Paradise, когда выезжаешь «на дело». А ещё в салоне установлен факс, что выглядит, пожалуй, даже более странно, чем проигрыватель. Собственное, если бы в «Black Beauty» не было больше вообще ничего, кроме виниловых пластинок, и тогда бы она завоевала наши сердца. Единственный минус – все подписи под многочисленными кнопками и тумблерами, управляющими арсеналом, выполнены на китайском языке. Так что желательно, чтобы за рулём был именно Като.
МОХНАТЫЙ ФУРГОН
Лучшая роль: «Тупой и ещё тупее» (1994)
Избранное портфолио: Ford Е-series 1975 сыграл во множестве фильмов, но мохнатый наряд носил только в одном.
Когда внутри ты наглухо отбитый бездельник с лицом Джима Керри, то и напарник по приключениям должен хотя бы не теряться на фоне. И братья Фаррелли в «Тупом и ещё тупее» сделали для этого всё. Простодушное лицо Джеффа Дэниэлса удачно контрастировало с фирменной придурковатостью комика Керри. Причём настолько, что сразу и не понять, кто из персонажей тупее. Зато вопрос о том, кто более стильный даже не возникает, ведь у героя Джеффа Дэниэлса здесь победа за явным преимуществом. У него был автомобиль. И какой! С самыми настоящими ушами, лапами и шерстью. Даже у Майкла Джексона не было такого! А у Гарри был! Хотя в основе «мохнатого» лежит самый обыкновенный утилитарный фургон Ford серии Econoline третьего поколения, или сокращённо Е-series. Почти как Mercedes, только Ford. Никаких изысков.
Стандартная американская «восьмерка» под пять литров и с жалкими для таких размеров 200 полуживыми кобылами комплектовалась на выбор с трёх- или четырёхступенчатым «автоматом». Всё это накрывалось обыкновенной «коробкой» для транспортировки чего угодно: от пострадавших героев в боевиках до перевозок стандартного набора для грабителей банков. По количеству второплановых ролей Ford E-series лишь самую малость уступил своему однополчанину из топа Ford LTD. Но именно роль собаки на колёсах стала решающей. Едва ли найдётся более запоминающийся образ для такой обычной и невзрачной машины. И уж только редкостный тупица мог променять такого «питомца» на мопед. Что, собственно, персонаж Джеффа и сделал. Что сказать, два дебила – это сила, а 450 – это Верховная Рада. Но это уже другая история, не для детей 90-х, в чьих сердцах милый четырёхколесный «пёсик» остался до конца.
VW KAFER
Лучшая роль: «Фольксваген-жук» (1968)
Избранное портфолио: «Фольксваген-жук» (1968), «Херби снова на ходу» (1974), «Ограбление в Монте-Карло» (1977), «Херби сходит с ума» (1980), т/с «Херби, фольксваген-жук» (1982), «Фольксваген-жук» (1997), «Сумасшедшие гонки» (2005)
Можно быть бесконечно далёким от мира автомобилей, но Volkswagen Kafer (или Beetle в быту) узнаётся на раз. Проектируемый нацистами, этот пузатый малыш стал иконой понятия «народный автомобиль». Как и Ford T в своё время, «Жук» создавался под идеологией экономии: маленький кузов, маленький мотор, маленькая цена. Всё это стало залогом успеха, позволившим нашему герою целых 65 лет продержаться на конвейере без существенных изменений в конструкции и стать одним из самых массовых автомобилей в истории. Словом, отечественным автомобилестроителям есть куда стремиться.
А вот в фильмах «Жук» если и отмечался, то преимущественно на заднем плане какой-нибудь динамичной сценки. На нём, например, колесил сыщик из «Большого Лебовски», семейство Торренсов в «Сиянии», девчонки из «Американских граффити» и много кто ещё. Но была у народной машины одна по-настоящему народная роль. Встречайте, Херби – маленький автомобильчик с большой душой. Отечественные зрители могут вспомнить этот жемчужно-белый автомобильчик под номером «53» в добродушной комедии «Сумасшедшие гонки». Но история нашего героя тянется с конца 60-х, точнее с фильма The Love Bug, который в нашем прокате отчего-то превратился в «Фольксваген-жук». В нём зародилась дружба между неудачливым гонщиком Джимом Дугласом и двухдверным «Жучком» с капризным характером и большими амбициями стать звездой гонок. На пути к вершинам автоспорта друзей ждали много приключений, а зрителя – умилительные выкрутасы «спорткарчика».
В оригинале использовался Жук 1963 года в комплектации с «мягким» люком и множеством дублёров. Например, один умел моргать фарами, как глазами, и хлопать капотом, как крокодил. Другой – вставать на задние колёса. А один Жук пал жертвой изобретательности киноделов: Херби стал единственным героем из нашего топа, кто завершил гонку сразу на первом и третьем местах. Казалось, лучшей рекламы для машины не придумать, но Volkswagen решил иначе и потребовал стереть в первом фильме все упоминания своего бравого немецкого имени. В последующих десяти фильмах, правда, одумались, что немудрено. Ну правда, как не признать в этом малыше «Жучка»? К слову, именно The Love Bug до «Звёздных войн» удерживал рекорд самого кассового фильма в истории. Признайтесь, неплохо для машинки, которую изначально продавали в Америке в качестве «авто для жён».
Ярик Ленциус,
Игорь Талалаев
>>> ЧИТАТЬ ЕЩЕ ТОПЫ! <<<