ДНЮХА!
2018, Россия, 80 мин.
Жанр: комедия
Режиссёр: Роман Каримов
В ролях: Эльдар Калимулин, Данила Чванов, Алина Титова, Никита Санаев, Агиша Семашкова, Виктория Иванькова
Вопрос «Кто занимался пунктуацией в названии нового фильма Романа Каримова?» открыт. То ли это сам режиссёр, в позапрошлом году поставивший свой первый робкий восклицательный знак в «Гуляй, Вася!», то ли это продюсер всея Руси Тимур Бекмамбетов, сорвавший куш на «Горько!» и «Горько! 2». Как бы то ни было, в наши кинотеатры попала не обычная вялая «Днюха», а «Днюха!», бодрая и громкая.
Стартовая видео- и фотонарезка в пять минут расставляет персонажей по местам, наделяет их предысторией и объясняет название вируса «каблук». Антон и Марина встретились на дне рождения Кирилла, а значит, следующий день рождения Кирилла (празднуется в Волгограде) совпал с годовщиной встречи Антона и Марины (отмечается в Самаре). За год Марина научилась задавать важный вопрос: «Что для тебя важнее?». Практичный Антон решает и торт со свечкой съесть, и на самолёт обратно сесть.
Открывается лаптоп, загружается iOS, выбирается доступный вай-фай, вводятся пароли: вайбер, скайп, вконтакте. С этого момента и практически до конца фильма доступен только этот экран – экран макбука, обнаруженного Антоном в запертой снаружи незнакомой квартире. Друг Паша сообщает Антону, что тот остался в Волгограде у «какой-то женщины» и присылает несколько ютуб-ссылок с вечеринки. На одном из видеороликов Антон занимается сексом («Горячую брюнетку жарят в туалете Смотреть онлайн БЕСПЛАТНО и Без СМС»). Марина шлёт сообщения – где ты, сегодня же годовщина. В скайпе Антону удаётся вымолить прощение за задержку, даже не вымолить на словах, а выиграть на гитаре. Но ролик в сети. Срочно нужно что-то делать.
Весь фильм на компьютерном мониторе – идея уже не уникальная, но всё ещё необъезженная. От российской стороны приручением занимается сам Бекмамбетов – за его продюсерский пояс уже заткнуты «Unfriended» (а будет и «Unfollowed», и «Unfriended 2»), «Profile» и «Liked».
Роман Каримов тщательно следует концепции – камера ни разу не смотрит непосредственно в мир. Мелкие и непонятные смартфонные видео друзья заботливо пересылают Антону, который кликает fullscreen. Для съёмок были специально отобраны не сильно засветившиеся актёры – всё согласно канонам мокьюментари. Вся молодёжь справилась с заданием: Эльдар Калимулин – на «отлично», Алина Титова – на «хорошо», второстепенные – на «хорошо» и «хорошо с минусом». Слабым звеном неожиданно оказался маринин папа. Самый опытный из актёров фильма, обритый для неузнаваемости Игорь Бровин заметно перегибает палочку в эмоциональном раскрытии персонажа – полковника полиции. Но псевдодокументалистика приходит на помощь Игорю, частично редуцируя его фейл: мало ли какие быдло(мо)менты встречаются в реальной жизни.
Может показаться, что в этом фильме ультрасовременная форма важнее обыденного содержания, но это не совсем так. Форма смешивается с содержанием, создавая на выходе неплохие шутки вроде обращения к известному мему о недостаточно восторженном тоне переписки, материализирует страх перепутанных окон мессенджеров, а также обеспечивает сюжетные повороты. Беззлобный в целом конфликт поколений дополняется недостаточной компьютерной грамотностью старших: мама Антона забывает не только выключить капслок, но и отключиться от скайп-конференции. Не думается, что нужно добавлять этому фильму верхнее ограничение по возрасту, что-то типа «16+» + «60-». Старичкам достаточно приблизительно понимать, как устроены соцсети, мессенджеры, и быть внимательными – на экране часто происходят два дела одновременно.
А кто внимателен, тот будет вознаграждён не только очевидными и зачастую качественными шутками, но и всякими забавными мелочами на периферии экрана, вроде глубокомысленных надписей в девичьих профилях: «На шее крестик, в душе нолик» или «Думала, что любила – оказалось, что любила думать». Феминисткам, феминистам и радикалам от толерантности нужно взять себя в руки: в фильме есть объективация женщин. Отношение Кирилла к прекрасному полу, как бы это мягко сказать, утилитарное. Но вот снимать кино про убийц, например, можно, а в некоторых случаях можно даже не выставлять их однозначным злом. Так нужно ли обвинять Каримова, что он сделал одного из своих персонажей, жителя волгоградской окраины, похотливым козлиной? Мы же прежде всего за правду, в конце концов. Козлиность и провинциальность, впрочем, не мешают Кириллу без ошибок писать в чате, да и вообще, грамотные все поголовно.
Несмотря на неподвижную основную камеру, Каримову удаётся держать героев в постоянном цейтноте, а зрителя – бодрячком, с восклицательным знаком. Настроение фильма передалось авторам субтитров, которые тоже, видимо, решили пошутить и перевели «шашлык» как «hotdogs».
Шутки шутками, но а как без грустинок? Их есть у Каримова, но мало и почти не грустно. Лирическо-драматическая часть действительно простовата, а когда её рафинируют, то в воздухе раздаётся запах подпорченного финала. Яркая с виду концовка – всего лишь трюк, вариация банальности. Но ещё это любовь, а всем известно, что любовь – это один большой шаблон. Пусть детишки влюбляются, давайте не клеймить, а снисходительно посмеиваться.
Дмитрий Белов
В кинотеатрах с 23 августа