ЛУКАС (LUKAS)
2018, Франция, 82 мин.
Жанр: криминал, боевик
Режиссёр: Жюльен Леклерк
В ролях: Жан-Клод Ван Дамм, Свева Альвити, Элис Версет, Сэм Лаувейк, Сами Буажила, Каарис
Бывший телохранитель, у которого в лучших традициях любого антигероя есть только имя, Лукас (Ван Дамм), когда-то потерял жену и теперь сам растит дочку, зарабатывая вышибалой в бельгийском ночном клубе. Однажды он пытается вывести оттуда разбушевавшегося сынка европейского чиновника, но тот неловко падает головой о бордюр и навсегда выходит из Евросоюза. Лукасу приходиться оперативно сменить место работы, устроившись на схожую должность в стрипклуб, находящийся, кажется, буквально по соседству, и только после этого его всё же задерживают. Выясняется, что рулит стрипклубом крупный фальшивомонетчик, которого нужно взять с поличным, и тут-то услуги попавшегося на крючок Лукаса в роли осведомителя должны пригодиться Интерполу.
Есть что-то бесконечно грустное в наблюдении за тем, как Ван Дамм пытается эксплуатировать тему прощания и завершения карьеры в очередном своём проекте, пытается выставить его некой грандиозной точкой, вроде той, которой красиво стал «Гран Торино» для Иствуда (и что сам Иствуд красиво испортил, вновь вернувшись на экран) или тем, что делает Сталлоне, успешно воскрешая свои франшизы, чтобы сыграть в них прощальные роли ветерана боевика. Наверное, у Ван Дамма действительно получилось сделать это в «Ж.К.В.Д.», но тот фильм не был боевиком, и к тому же стал возвращением звезды на экран, а не прощанием, и в самом фильме доступно пояснено, почему именно это возвращение было необходимо.
В новой своей работе (уже третьей в этом году, от чего веет, скорее, торопливостью, нежели трудолюбием) Ван Дамм играет очень традиционную роль отца-одиночки, который пойдёт на всё ради дочери – и идти приходится именно на это. При том описательная стилистика будней немолодого уже вышибалы взята прямиком из «Рестлера» с Микки Рурком, за которым точно так же неустанно плавала камера, и который точно так же погрязал в долгах. Но даже «Рестлер» был чересчур серьёзен по отношению к себе, чего уж говорить о «Лукасе», где актёр выдаёт драму посреди сценария о полицейских, «которым нужен этот парень» и бандитов, готовых доверить свою судьбу человеку, встреченному пару дней назад. С другой стороны, самого Ван Дамма и здешнего оператора хочется похвалить, потому что ни тому, ни другому не требуется по пять дублей, чтобы просто перепрыгнуть забор, как, к примеру, Лиаму Нисону. Пусть Ван Дамм и помоложе, чем Нисон был тогда.
Антон Минасов
В кинотеатрах с 18 октября