ДУБЛИКАТ (JONATHAN)
2018, США, 101 мин.
Жанр: драма, фантастика
Режиссёр: Билл Оливер
В ролях: Энсел Элгорт, Патриша Кларксон, Сьюки Уотерхаус, Мэтт Бомер, Дуглас Ходж
Молодой парень Джонатан с лицом и джемпером как у отличника или маньяка-неонациста (Элгорт) работает архитектором на полставки и после работы возвращается в свои уютные апартаменты, чтобы с утра сделать рядовую пробежку и снова повторить суточный алгоритм. От трудовых будней современного хипстера его распорядок отличается, в общем-то, двумя неизменными событиями: до того как упасть в постель, герой усаживается в гостиной перед камерой и записывает послание, где в подробностях инвентаризирует весь свой идеальный день. С утра он включает запись, на которой видит себя с немного потрёпанной причёской в очередной радикально молодёжной рубашке, и слушает рассказ, несколько отличающийся от собственного. Секрет тут в том, что утреннюю запись оставляет уже кое-то другой: половину суток телом Джонатана распоряжается чужое сознание.
Чем выгодно отличается «Дубликат» от всего этого вороха джекилло-хайдовских сюжетов, так это, по сути, отсутствием конфликта двух уживающихся в одном организме людей, они вовсе настойчиво зовут друг друга братьями. Это и определяет жанровую принадлежность: в первую очередь перед нами не остросюжетная фантастика, и совсем не триллер, а драма, и из-за этого ещё сильнее желание дописать в титры сценаристом Достоевского. Но драмой всегда было мало просто прикинуться (в отличие от того же триллера), драму всегда нужно было доводить до ума, и тут, увы, довели не во всём. Авторы истории, к примеру, не догадались не только до остроумного любовного квадрата, хотя тот лежал у них фактически на ладони, но и где-то после середины фильма потеряли даже наметившийся треугольник, слишком буквально, судя по всему, восприняв шутку о том, что любовные треугольники нужно сбривать.
Характер главного персонажа порой слишком мечется между крайностями – и нет, не потому, что состоит из двух разных людей – просто изначально не до конца продумано, он всё-таки такой одиночка и хладнокровный педант в отличие от своего альтер-эго, которому всегда нужен кто-то, или он от этого альтер-эго болезненно зависим и боится остаться один. Кажется, для человека, самовольно придумавшего правило отказа от любых отношений, он многовато плачет, когда брат не оставляет ему с утра заветное видео. Да и экзистенциальный мотив, наиболее сильный драматический аспект фильма, по сути, оказывается слишком уж забит в самый-самый финал, не дорабатывая в итоге даже до полноценной сюжетной линии.
И всё же это неплохой дебют, снятый в палитре и гамме отечественного романтик-порно, наконец-то не превративший сказ про условное раздвоение личности в войну, причём даже на том моменте, где, как принято говорить, наш герой всё чаще становится Тайлером.
Антон Минасов
В кинотеатрах с 8 ноября