КОРОЛЬ ВНЕ ЗАКОНА (OUTLAW KING)
2018, Великобритания-США, 117 мин.
Жанр: боевик, драма, биография, история
Режиссёр: Дэвид Маккензи
В ролях: Крис Пайн, Аарон Тейлор-Джонсон, Флоренс Пью, Билли Хоул, Тони Кёрран, Лорни МакФадьен
«Король вне закона» можно рассматривать как своеобразное продолжение «оскароносного» «Храброго сердца», хотя конкретно в этом произведении нет ни эпического величия, ни масштабов. Между тем, «Король вне закона» именно продолжает историю борьбы за независимости Шотландии – действие «Короля» начинается в исторической перспективе чуть позднее финала «Храброго сердца». Уильяма Уоллеса, идеолога восстания шотландцев против английской короны, казнили, однако, даже смерть лидера не убила страсть борьбы. Следующие шаги предпринимает юный Роберт Брюс, первоначально склонивший колено перед английским королём по воле отца. После смерти старика, Роберт открыто восстаёт и объединяется с дворянами.
Режиссёр и соавтор сценария Дэвид Маккензи постарался оставить своё произведение в рамках нашей реальной исторической хронологии. Как можно ожидать от материала, основанного на событиях 700-летней давности, «Король вне закона» полон «белых пятен», что, однако, заполняется кинематографичностью. Лента злоупотребляет уже ставшими обыденными для субжанра приёмами: Роберт Брюс влюбляется в наречённую ему невесту, совершает подвиги, за что-то борется. Схватки перемежаются личными драмами, романтикой, а кульминационные бои эффективно поставлены. Строго говоря, именно по своему процедурному развитию, «Король вне закона» слабо отличается от любого другого исторического приключения: сначала «красные» щемят «синих», а потом у добра отрастают кулаки и злой король повержен.
В «Короле вне закона», можно сказать, маловато энергии звёзд. Крис Пайн – самое громкое имя в касте и, хотя он считается актёром А-класса, он не видится подходящим выбором на роль Роберта Брюса. Если бы «Король вне закона», конечно, был серьёзной драмой. Всё же стоит учитывать беллетристику и формат повествования, а раз всё, что зритель знает о Роберте, это то, что историческая личность была хорошим парнем, то, наверное, Пайн – достойный вариант. К остальным заметным актёрам относятся Аарон Тейлор-Джонсон и Стивен Диллэйн, чья интерпретация короля Эдварда навевает на мысли о бородатом и поседевшем Станнисе Баратеоне. Должно быть, это тоже неплохой выбор, раз его образ рождает такие ассоциации. Одним из главных украшений «Короля» стала Флоренс Пью, молодая британская актриса, которая провела титаническую работу и смогла продемонстрировать тонкую связь с несколько сухим героем Пайна.
Клише и не самая изысканная актёрская игра, конечно, немного портят впечатления от просмотра «Короля вне закона», но всё же сила тут в ином. Периоды между боевыми сценами удались лучше всего. Этот фильм выглядит и ощущается так, словно зритель сам отправляется в средневековую Шотландию. Даже учитывая подчёркнуто голливудскую внешность героев, декорации и реквизит, «Король вне закона» тщательно выстраивает иллюзию. Мир здесь не блещет дружелюбием: жизнь состоит из грязи, тяжёлой работы и пьянства. Хотя масштаб никогда не приближается к «Храброму сердцу», возможно, проекту это и не надо: бюджетные ограничения удалось обратить в плюс, представив историю индивидуального и коллективного сопротивления.
Несмотря на то, что «Король вне закона» заканчивается на очень оптимистичной ноте, свободной/объединённой Шотландии ещё предстоит долгий исторический путь, о чём беззастенчиво намекает плашка перед финальными титрами. Увлекательно сравнивать «Короля вне закона» и «Храброе сердце», вновь и вновь упоминаемое в этой рецензии, именно с точки зрения, как мотивационных речей экранных Роберта-Пайна и Уоллеса-Гибсона, так и их своего рода политических позиций. Вряд ли разницу в форматах можно назвать тенденцией современного окружающего мира, скорее это показывает, каким образом кинематограф изменился за 23 года между премьерами двух картин: откровенный героический блокбастер уступил место напыщенной и суетливой, но всё же интересной историко-военной драме.
Егор Рябцев
На Netflix с 9 ноября