МА (МА)
2019, США, 99 мин.
Жанр: ужасы, триллер
Режиссёр: Тейт Тейлор
В ролях: Октавия Спенсер, Диана Сильверс, Джульетт Льюис, МакКэйли Миллер, Кори Фогельманис, Джанни Паоло, Данте Браун
Шестнадцатилетняя Мэгги переезжает. Её матери, Эрике, нужно как-то зарабатывать, и поэтому возвращение на малую родину кажется неплохим вариантом. Однако в действительности крохотный городок где-то в американском захолустье мало что может предложить им обеим, поэтому, пока неудачница постбальзаковского возраста подаёт напитки в казино, неудачница поколения некст находит себе компанию, интересы которой начинаются на пороге ликёро-водочного отдела, а заканчиваются на дне бутылки. Несовершеннолетним спиртное не продают, но современные проблемы требуют современных решений, так что незолотая молодёжь отирается у входа в магазин и просит мимопроходящих взрослых войти в положение. Неожиданно одна симпатичная толстушка вспоминает свою бурную юность и соглашается купить незадачливым любителям потусоваться пару ящиков горячительного. Внезапно выясняется, что устраивать алкопати на руинах местного недостроя чревато встречей с полицией, но добродушная Сью Энн предлагает отличный выход, предоставляя в распоряжение Мэгги и её новых друзей подвал собственного дома, где можно весело и абсолютно безопасно надираться хоть целую ночь напролёт. К хорошему быстро привыкаешь, и вот уже все местные старшеклассники отрываются у всепонимающей Ма. А когда до протрезвевших в прямом и переносном смысле тинейджеров доходит, что их великовозрастная подруга ведёт себя несколько странно, становится уже слишком поздно.
Тейт Тейлор удачно попробовал себя в жанре социальной драмы в фильме «Прислуга», собравшем три номинации на премию «Оскар», а пятью годами позже вышла «Девушка в поезде», доказавшая, его несостоятельность в триллере. Но очевидная неудача режиссёра не остановила, поэтому в «Ма» он пытается сочетать и то, и другое. Надо признать, безуспешно. Ставший почти классическим сюжет о переезде главных героев в маленький провинциальный городок, где притаилось зло, разваливается на этапе перемывания косточек скелетам, спрятанным в шкафах у здешних обитателей. Сериальный сценарист Скотти Лэндис – далеко не Стивен Кинг, поэтому создать собственный Дэрри или Честерс Милл у него не выходит, так что первопричина нелюбви антагонистки к окружающим кроется в банальной истории, когда не очень умные одноклассники унизили ещё менее умную Сью Энн, а она долгие годы пестовала свою психотравму. При этом сотворить, например, новую Кэрри, у него тоже не получилось, так что героине Октавии Спенсер сопереживать решительно не удаётся. В свою очередь Тейт Тейлор не учёл собственные ошибки в экранизации романа Полы Хокинс, поэтому интригующее начало картины довольно быстро перерастает в вялотекущий рассказ о крайне наивных подростках, перемежающийся с удивительно апатичными флэшбэками, неторопливо раскрывающими суть конфликта персонажей.
Размеренность уничтожает потенциал фильма в качестве хоррора или триллера, и любопытные детали, встречающиеся в экспозиции, вроде мелькающего знака «Тупик» при въезде Мэгги и Эрики в город, теряют своё значение, растворяясь в почти полностью лишённом динамики действии. Социальная проблематика при этом остаётся весьма недопиленной, так что атмосферностью «Прочь» и «Мы» здесь и не пахнет. Что довольно обидно, ведь в кульминации авторы внезапно перестают сдерживаться и выдают действительно яркую и запоминающуюся сцену. В ней находится место и неожиданной, но крайне уместной иронии на тему расизма, и нетривиальным элементам хоррора, и саспенсу, которого так не хватало три четверти фильма, не говоря уже о великолепном перформансе Октавии Спенсер, филигранно отыгрывающей окончательно съехавшую с катушек шизофреничку. Однако этих насыщенных минут слишком мало, чтобы нивелировать навеянную ранее скуку и уныние.
В результате неоправданная осторожность авторов превращает амбициозный, обладающий определённым потенциалом проект в страдающую ярко выраженной жанровой неопределённостью невнятную экранизацию сказки о Гензеле и Гретель на современный лад. Вот только морали о необходимости аккуратнее относиться к новым знакомствам слишком много лет, чтобы привлечь внимание зрителя, а идея мести за поруганное детство реализована слишком неудачно, чтобы тянуть на какой-то внятный месседж. «Ты слишком чёрный», – приговаривает Сью Энн, вымазывая лицо одурманенного темнокожего подростка белой краской. Жаль, что Тейт Тейлор пошёл по схожему пути и так и не дал воли тому прекрасному безумию, которое могло бы превратить «Ма» из необязательной поделки во что-то действительно стоящее.
Анастасия Ивахнова
В кинотеатрах с 13 июня