Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Джокер
Автор: Е. Рябцев, С. ПрудниковДата: 06.10.2019 10:12
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ДЖОКЕР (JOKER)

2019, Канада-США, 121 мин.
Жанр: триллер, драма, криминал
Режиссёр: Тодд Филлипс
В ролях: Хоакин Феникс, Роберт Де Ниро, Зази Битц, Фрэнсис Конрой, Бретт Каллен, Шей Уигэм, Билл Кэмп, Гленн Флешлер

МНЕНИЕ «ЗА»



Ни одно из представлений на киноэкране печально известного врага Бэтмена не прошло незамеченным. Широкий спектр интерпретаций открывает Цезарь Ромеро, а продолжают Джек Николсон, Хит Леджер и Джаред Лето. Все образы такие разные, но при этом невозможно найти что-то неправильное в каждом из этих воплощений – в каждой итерации Джокера есть что-то особенное. От гангстера до анархиста: комикс-гики могут до посинения спорить какой образ наиболее удачный, но факт остаётся фактом – образ Клоуна из Преступного Мира открыт для толкований. Настала очередь Тодда Филлипса, представившего свою версию в исполнении Хоакина Феникса – несчастного человека, живущего в Готэм-сити 1981 года и страдающего от депрессии и отчаяния.

«Джокер» родился из пепла кинематографической вселенной DC. Warner сделали ставку на конкуренцию со вселенной Marvel, но в результате потеряли свою душу. Отсутствие творческой свободы сильно разделило поклонников вселенной и после провала в виде «Отряда самоубийц» студийные боссы захотели новую версию Джокера. Неожиданным выбором на режиссёрское кресло оказался вышеупомянутый Тодд Филлипс – постановщик не самых значительных комедий вроде «Мальчишника в Вегасе» и, чего греха таить, небольшой политической провокации в виде «Парней со стволами». «Джокер» тоже оказался провокацией – исследование персонажа, поданное в стиле старой школы кинематографа семидесятых и восьмидесятых годов, на котором, очевидно, сам Филлипс вырос. Такие фильмы как «Серпико», «Злые улицы» и «Жажда смерти» явно послужили основой для «Джокера».

Итак, фильм рассказывает об Артуре Флеке – человеке, недавно вышедшем из психиатрической клиники и зарабатывающем на жизнь уличным клоуном. Работа позволяет делать ему то, для чего он, по словам матери, был рождён: дарить улыбку окружающим. Жизнь, этого странного человека, конечно, не жалует, а усугубляет всё психическое заболевание, от которого Артур в моменты стресса заливается неконтролируемым жутким смехом. Люди его не понимают, сам Артур живёт с престарелой матерью и желает попасть на шоу знаменитого комика Мюррея Франклина, и добиться славы в роли комедианта.

Готэм-сити, тем временем, всё сильнее увядает: растёт как социальная напряженность, так и яма между богатыми и бедными. Надменный миллионер Томас Уэйн собирается баллотироваться в мэры, а Артур с каждым днём становится всё более жестоким и депрессивным. Как говорится: «если на человека надавить, то он отступает до определённой черты, а затем начинает давить на тебя».

Как видно из синопсиса, «Джокер» – не самая классическая история происхождения. Филлипсу удалось вывести на первый план персонажа и изменить повествовательный дискурс супергероики. Вообще «Джокер» становится первым фильмом, действительно подорвавшим каноны жанра: это гораздо более запутанный проект, чем «Логан» или «Дэдпул». Съёмочная группа активно пыталась избежать комиксных элементов в своем проекте. Иными словами, Филлипс отказался от заигрываний с фэндомом, что пошло его детищу только на руку.

Улицы, дома и социальная среда «Джокера» пропитаны атмосферой разрушения. Фоновая атмосфера Нью-Йорка формирует особое чувство замешательства: от автомобилей до расписанного граффити метрополитена. Место, знакомое киноманам по старым фильмам, действительно оказывается отличной сценой для одного из самых знаменитых злодеев. Готэм-сити Филлипса не имеет ничего общего с Готэмом Бёртона (или Готэмом-Чикаго Нолана, или, тем более, Готэмом в стиле арт-деко из мультсериала). Это реальный мир, буквально чувствующееся в каждом показанном персонаже; особо грязное место. В этом мире нет надежды. Понятное дело, что на этом социальном фоне мог вырасти лишь такой персонаж как Артур «Джокер» Флек.

Именно он является той причиной, из-за которой люди пойдут на фильм. Сценарий, что интересно, сосредоточен не на Джокере, так сказать, а на человеке, который стал Джокером. Подход полностью противоположен тому же Нолану; в «Тёмном рыцаре» не было идентификации Клоуна Преступного Мира, что делало его личностью, у которой не было конкретного прошлого. Вот почему Джокер-Леджер, несмотря на то, что он такой харизматичный, временами сбивает с толку. История Филлипса же, ориентированная на психологизм, отказалась от классики «Под красным колпаком». Социальная среда, а не случайность – вот почему в «Джокере» фигурируют только самые реалистичные элементы «Убийственной шутки», а также добавлены новые черты, пусть и весьма очевидные: психическое заболевание и хроническая неспособность воспринимать реальность.

И Хоакина Феникса вряд ли кто побьёт в этом году по части актёрской игры. Его представление захватывает с первого до последнего кадра. Худой и изможденный Феникс берёт зрителя за руку и идёт вместе с ним в мир Артура Флека. А спазматический смех актёра становится символом вершины карьеры.

Особо мрачный фильм, после которого хочется повеситься – дикая драма персонажей ориентирована больше на проблемы реального мира по ту сторону кинематографического экрана, чем на маски, плащи и супергероев. Тодд Филлипс с «Джокером» стал напоминать раннего Скорсезе, заметно черпая вдохновение из «Таксиста» и «Короля комедии». Место человека в этом мире находится только во тьме, которая может сломать индивида и превратить его в монстра – в частности Филлипс указывает пальцем на богатых и влиятельных лиц, которые с экранов телевизоров утверждают, что хотят помочь, а на деле лишают угнетённых последних надежд. Подобный месседж, вкупе с повествованием, напрочь пропитанным нигилизмом и безнадёгой, приводит к особо тяжёлому и негативному финалу. В конце концов, пропитанная символическим насилием байка не зря основана на мире комиксов, столь распространённом среди американского кино – «Джокер» показывает историю зарождения символа, такого как Бэтмен, но по ту сторону баррикад. Ах, тщетно бытие!

Егор Рябцев



МНЕНИЕ «ЕЩЁ БОЛЕЕ ЗА»



Джокер. Безумный психопат и извечный враг Тёмного рыцаря Готэма. Казалось бы, что один не может сосуществовать без другого. Каждое новое киновоплощение Бэтмена обязательно обзаводится собственным Джокером. Популярность безумного клоуна настолько велика, что любое его появление в кино – событие, заслуживающее особого внимания. Особенно после череды первоклассных образов злодея, созданных несравненным Джеком Николсоном или покойным ныне Хитом Леджером. Джокер – это культовый образ, злая пародия на общество, которое его порождает. Вероятно, поэтому персонаж так часто стал появляться в кино в различных воплощениях, каждый раз демонстрируя новые грани своей сумасшедшей харизмы.

Снимать сольный фильм о злодее, где не присутствовал бы Бэтмен, многим казалось сомнительной задумкой. Однако в комиксах, откуда Джокер к нам пожаловал, есть уйма потрясающих историй, где Джокер был центральным персонажем без участия Бэтмена или с его минимальным присутствием в истории. Даже уже ставшая классикой «Убийственная шутка» выезжает во многом за счёт шального обаяния клоуна, а в истории Брайана Азарелло «Джокер» читателю и вовсе предлагают увидеть готэмского подонка глазами его приспешника. И никакого Бэтмена!

Далёкий от жанра кинокомиксов режиссёр Тод Филлипс, назначенный руководить съёмкой сольной картины о происхождении Джокера, как признаётся, и не планировал снимать кинокомикс в своеём привычном виде. Вдохновляясь работами Мартина Скорсезе, Филлипс предпочёл в максимально реалистичном ключе показать внутренний мир персонажа, который сталкивается с жестоким и несправедливым обществом Готэма, ещё не оказавшимся под крылом своего мрачного защитника. Сам Джокер неоднократно пропагандировал философию, согласно которой достаточно одного по-настоящему плохого дня для того, чтобы человек сломался и сошёл с ума. Джокер Филлипса – невротик Артур Флек – переживает не один такой плохой день. Вся его жизнь состоит из сплошной череды плохих и очень плохих дней и полного отчуждения социумом. У него унизительная работа, к которой он пытается относиться творчески, лицемерные коллеги, больная мать и неврологическое расстройство, вынуждающее его поддаваться приступам неконтролируемого смеха, что так же не способствует взаимопониманию с окружением. Артур хочет стать стендап-комиком, записывает удачные, по его мнению, шутки и грезит о славе, но все мечты героя разбиваются о суровую действительность. И только когда в руки Артура попадает пистолет, а терпение достигает критического предела, неуклюжий неудачник со странным смехом трансформируется в нечто новое, что положит начало новой эре в истории Готэма.

Пожалуй, «Джокер» Тодда Филлипса самый анти-комиксовый кинокомикс, который только можно представить во всем многообразии фильмов в данном жанре сегодня. Это жестокая социальная драма, в которой почти нет места оптимизму и добродетели, и всё, включая город и его общество, имеет тёмную сторону. Артур Флек здесь предстаёт наивным мечтателем, который из загнанной жертвы по воле обстоятельств превращается в хладнокровного социопата с огнестрелом и извращённым представлением о том, какой должна быть хорошая шутка. Мир жесток к Артуру, и Артур становится жестоким по отношению к миру, хотя и двигается в бездну скорее по воле случая, нежели осознанно. Одни опрометчивые действия порождают другие и так далее, пока Готэм не оказывается в огне анархии, символом которой становится безумный клоун.

Хоакин Феникс бесспорно прекрасен в образе, даже беря во внимание, что к каноничному облику клоуна он прибегает фактически к финалу. Но вся игра этого талантливейшего актёра выстроена таким образом, что даже без костюма, грима и зелёных волос персонаж Феникса воспринимается как больная сломленная личность. Мы видели множество воплощений Джокера на экране, но лишь Феникс придал ему человечности и понятной мотивации. При этом Джокер Феникса не ощущается тем самым гением зла, который будет отравлять жизнь Бэтмену в будущем. Напротив, очень может быть, что Артур Флек – первообраз, который вдохновит будущего Джокера. И исходя из этого предположения, персонаж Феникса воспринимается этаким архетипом, у которого могут быть разные лица, но неизменна суть.

Отдельной похвалы заслуживает визуальный ряд и атмосфера. Чёткие выверенные кадры, каждый из которых буквально просится в фоторамку и нарочито гротескный стиль 80-х, демонстрирующий начало упадка славного города Готэма и его стремительное падение в темноту беззакония. Готэм вообще принято показывать мрачным и негостеприимным, но Филлипс умудряется объяснить подобную природу города, не ударяясь в мистику. Дело всего-навсего в забастовке мусорщиков. Казалось бы, рядовая ситуация, но заваленные мусором улицы приводят к общественным волнениям, а там стоит лишь поднести спичку, как полыхнёт. Джокер Феникса тот самый социальный катализатор, дающий людям вектор их недовольства.

Сказать, что Тодд Филлипс снял великий фильм не получается при всём желании. У него есть свои недостатки, вроде общей сценарной несбалансированности, однако, это достойная и сильная человеческая драма, которая непременно займёт обособленное место в жанре кинокомиксов, просто потому, что едва ли скоро мы увидим что-то настолько же необычное и яркое на тему, в которой, казалось бы, уже всё было сказано.

Сергей Прудников

В кинотеатрах с 3 октября
Нравится
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 364 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio