Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Культовое кино / Ведьма из Блэр
Автор: Егор РябцевДата: 13.10.2019 01:24
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)
Как «Ведьма из Блэр» стала самым успешным фильмом в истории в жанре «найденной плёнки» и напугала миллионы зрителей? И почему её сиквелы провалились?


ВЕДЬМА ИЗ БЛЭР: КУРСОВАЯ С ТОГО СВЕТА (THE BLAIR WITCH PROJECT)
1999, США, 81 мин.
Жанр: фантастика, боевик, драма
Режиссёры: Дэниэл Мирик, Эдуардо Санчес
В ролях: Хезер Донахью, Джошуа Леонард, Майкл С. Уильямс

В 1999-м на кинофестивале Sundance произошел небольшой скандал. В программе значился фильм, состоящий из склейки реальных видеозаписей пропавших при загадочных обстоятельствах туристах. Кураторы фестиваля явно давали понять, что всё происходящее в ленте – не художественный вымысел. Реакция не заставила себя долго ждать – через несколько часов после показа на Sundance два молодых режиссёра продали права на «Ведьму» за 1,1 миллиона долларов Artisan Entertainment, лента стала самым обсуждаемым фильмом сезона, заполучила два сиквела, мерчендайз в виде компьютерных игр (последняя из которых вышла недавно и приурочена к 20-летию оригинала), кучу пародий и отсылок, секс-версию и даже русский фильм-подражатель.

Три неизвестных актёра и два подающих надежды режиссёра за копейки сняли импровизированный фильм ужасов. Концепция была практически неизвестной, но легко осуществимой. Добросовестный хоррор «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» стал одним из самых главных культовых проектов в жанре ужасов и задал целое направление – «найденная плёнка», загнав в тень своего предшественника в лице «Ада каннибалов».

Легенда о ведьме из Блэр сформировалась в тот момент, когда Дэниэл Мирик и Эдуардо Санчес наметили план. Первое – заставить американских обывателей поверить в мистификацию. И только затем второе – эту мистификацию создать. Вообще зарубежную публику очень тщательно готовили к «Ведьме», это в Россию фильм пробрался на кассетах VHS и был незаслуженно обвинён в том, что это какая-то «трясущаяся муть». Американские зрители же сперва получили нечто вроде предка «крипипаст» в своём молодом сегменте интернета, а затем слухи, распространившиеся благодаря «сарафанному радио». Согласно распространяемой легенде, ведьма Элли Кедвард из городка Блэр в штате Мэриленд сцеживала кровушку у детей, а потом её казнили разгневанные горожане. Затем в 1940-х старый отшельник Растин Парр под действием потусторонних сил стал убивать детей в лесу вближи города Беркитсвилл. Прозорливый зритель сразу поймёт, где собака зарыта: имя ведьмы было взято у знаменитого британского оккультиста Эдварда Келли, а имя Растина Парра – анаграмма Распутина на американский манер.

Собственно, практически этим сценарий и ограничивался. У Мирика и Санчеса на руках были какие-то общие зарисовки в 35 страниц. Начался быстрый каст, куда заманили в поисках кинематографических впечатлений троицу молодых исполнителей: Хезер Донахью, Джошуа Леонарда и Майкла С. Уильямса. Каждый из них сам придумал и сыграл свой образ. У Майкла, например, не было никакого актёрского опыта кроме обучения в киношколе. Как вспоминал актер, постановщики делали ставку на импровизацию и на кастинге просили разыграть его сценку «заключенный перед комиссией по условно-досрочному освобождению». Если актёр колебался, ему сразу же отказывали. Больше всех поразила Хезер – на вопрос «почему мы должны вас отпустить?» она опустила глаза и ответила: «Я не заслуживаю освобождения». За работу актёрам пообещали по 8000 долларов каждому.

Затем их просто высадили в лесу. Продюсер Грегг Хейл, бывший военный, объяснил троице как пользоваться GPS и камерами, после чего съёмочная группа покинула актёров. Интересно, что сами исполнители были уверены, что ведьма из Блэр существовала – режиссёры снабдили их подробными отчётами.

С каждым днем актёрам давали всё меньше еды и преподносили всё больше сюрпризов – реакция ребят на жуткие фигурки из веточек и окровавленный кулёк с зубами была настоящей; никого из них о подобных подарках не предупреждали. Зубы, кстати, были настоящими и любезно предоставленными стоматологом Санчеса. Усиленно пугали и звуками: те шептания и плач детей, что слышали актёры, раздавались из бумбоксов, спрятанными режиссёрами в лесу. Апофеозом стала пропажа Джошуа; Мирик и Санчес дали ему инструкции, чтобы ночью он выбрался из палатки и шёл в назначенное место. Там был автомобиль, на котором Джошуа вывезли из леса, так что и испуганные лица актёров в день, когда их друг пропал «по сюжету» отнюдь не наигранные.

Интересен и финал картины. Концовка «Ведьмы из Блэр» обрывается на жуткой ноте. Существует ряд теорий относительно того, чем закончился фильм по-настоящему (хотя, не сочтите за спойлер, всем очевидно, что паранормальщина заманила ребят в леса и там же прикончила). Некоторые фанаты полагают, что студенты попали в петлю времени, а другие же утверждают, что жители Беркитсвилля – какие-то сектанты. Ещё одна популярная теория гласит, что Джош сошёл с ума и убил Майка и Хезер, а ещё одна – что Майк и Джош вместе заранее сговорились прикончить девушку, классно её попугав перед смертью. В реальности же Artisan настаивали на более… неоднозначном конце, хотя, судя по записям Мирика и Санчеса, было подготовлено аж четыре концовки. Как сказали режиссёры: «от этих финалов пришлось отказаться, так как аудиторию пугает нечто необычное и необъяснимое».

За месяц до Sundance съёмочная группа (да, эти 5-6 человек можно назвать съёмочной группой) создали сайт, где привели некрологи Хезер, Майка и Джошуа, а на IMDb внесли информацию, что актеры «числятся пропавшими». Родителям актёров по-настоящему звонили с соболезнованиями. Возможно, это и подкосило карьеру молодых людей: Хезер в настоящее время занимается выращиванием медицинской марихуаны, Майкл Уильямс делает мебель и временами появляется в сериалах или короткометражках ради символического вознаграждения, а Джошуа Леонард прозябает в трэше и на вторых ролях. Но самое главное началось после премьеры и широкого проката.

В Бёркитсвилле, где проходили съёмки, началась настоящая «ведьмомания». Жителей доводили туристы, которые спрашивали о ведьме. Редактор местной газеты получил сотни звонков. Городку экстренно пришлось увеличивать штат полиции – на местном кладбище стали проводить время какие-то готы и прочие тёмные личности. Мэр Бёркитсивлля Джойс Браун, только приступившая к своему второму сроку, совершила худшую ошибку – призвала по телевидению остановить это безумие. Нетрудно догадаться, что призыв возымел обратный эффект ¬¬– в город приехало ещё больше туристов, в том числе вандалов (например, был испорчен знак «Добро пожаловать в Бёркитсвилл», из-за чего компании-дистрибьютору Artisan Entertainment пришлось возмещать ущерб в качестве жеста доброй воли). При этом не было худа без добра: жители города стали продавать «камни ведьмы из Блэр», какие-то футболки, те самые веточки из фильма и магниты на холодильник. А затем местный муниципалитет обогатился ещё раз, продав права на упоминание своего города в сиквеле.

Кстати, о сиквеле. Спустя год студийные боссы решили воспользоваться авторскими правами, но отнюдь не с умом. Вышло чисто коммерческое происхождение – «Ведьма из Блэр 2: Книга теней». Выпущенный всего спустя год хоррор на этот раз оказался целиком художественным – и до сих пор этот продукт философии «куй железо, пока горячо» вызывает презрение поклонников.

Вообще повторить формулу успеха было достаточно просто (что затем и продемонстрировала другая «псевдодокументальная» серия – «Паранормальное явление»). Пусть ещё несколько студентов отправятся в леса и умрут, потрясывая камеру – в самом деле, что сложного? Однако сценаристы пошли по другому пути, более сложному и запутанному. «Книга теней» открывается реальными кадрами телеведущих и критиков вроде Конана О’Брайена и Роджера Эберта, позитивно отзывающихся о первом фильме и хвалящих манеру съёмки. Затем, однако, всё начинает рушиться. В мире «Книги теней» первый фильм был вымышленным фильмом, что вызывает недоумение у персонажей кинокартины. Причём эта предпоссылка «мира в мире» (позже, кстати, скопированная в подобных продолжениях вроде «Искателей могил 2») почти что гениальна ¬¬– каждый из героев фильма представляет собой воплощений той или иной реакции на первый фильм: от тех, кто заинтересован в анализе кинокартины до оскорблённых неточностями и сюжетными дырами. Интересно, как сценаристы подшучивали над всеми, кто был вовлечен в это безумие.

Первое очевидное несоответствие сиквела духу оригинала состоит в том, что это не «найденная плёнка». Для другого фальшивого документального фильма, очевидно, нельзя было создать бэкграунд подлинности. Другая причина заключалась в том, что студии на полном серьёзе не нравилось то, как хитрые студенты обманули Америку, заставив люд думать в реальность их творчества. «Книга теней» не смешивает фантастику и обыденность; «Книга теней» и есть фантастика. Сказки правдивыми не оказались ¬– кино никто не оценил, что подтвердили провальные рейтинги, и в конце концов «Книга теней» отправилась на свалку истории, где её подбирают ютуберы для обзоров «самых плохих фильмов ever».

Что было дальше? Дешёвые попытки нажиться на имени. Первая попытка была реализована в формате видеоигр (аж целой трилогии квестов: Blair Witch Volume 1: Rustin Parr, Blair Witch Volume 2: The Legend of Coffin Rock, Blair Witch Volume 3: The Elly Kedward Tale). Мифология проникла в книги (увидела свет, например, Blair Witch Dossier, содержащая гайд по вселенной «Ведьмы из Блэр») и даже комиксы и романы для юношеской аудитории. Вторая (если, конечно, не принимать во внимание отвратительную пародию с Поли Шором под названием «Ведьма из Блэр: Фальшивка») была нашей, отечественной. Любительский фильм «Поймать ведьму», снятый нашими согражданами буквально за два рубля, вышел атмосферным, но, чего греха таить, слабоватым. Всё же ведьму не поймали – попытка сыграть на громком имени оказалась разочаровывающей, но таки дала путёвку в жизнь Андрею Шальопе и Киму Дружинину, которые позже сняли «Двадцать восемь панфиловцев».

Потихоньку наступал 2016-й и алчные голливудские продюсеры в погоне за лёгким долларом начинали откапывать с кладбища забытых хорроров одну франшизу за другой. Так незаметно подкрался звёздный час и для «Ведьмы из Блэр». В этот раз в режиссёрское кресло сел Адам Вингард, а за пишущую машинку сценариста – его постоянный напарник Саймон Баррет. Парочка уже работала над отдельными перспективными хоррорами и остросюжетными фильмами, например, «Гость» или «Тебе конец!» и в очередной раз доказала публике, что тяжело войти в одну реку дважды.

Джеймс из нового фильма – экранный брат Хезер Донахью, героини оригинальной картины, одержимый поисками сестры. Расследование приводит его к паре личностей из интернета, знакомых с местоположением печально известного дома, где и произошла развязка первой части. Молодой человек собирает трёх друзей, и квартет «вооружается», наверное, всеми видами записывающих устройств, какие себе можно только представить: камеры, GoPro, смартфоны, стационарные HD камеры… в распоряжении у них даже беспилотник с камерой. Команда направляется в мрачные леса и всем очевидно, что произойдёт дальше.

Для создания нужной атмосферы в первом акте Вингард выбрал путь диалогов. Примерно первые минут 40 картины построены исключительно на разговорах и взаимодействиях персонажей друг с другом. Члены команды делятся легендами о местном лесе, рассказывают байки у костра и тому подобное. Насколько свежим и удачным подобный подход был в оригинальном фильме, настолько слабым он оказался в «Новой главе». Диалоги в этот раз смотрятся неуместными и не в состоянии нагнетать напряженность, так как актёры играют настолько слабо, что в их эмоции просто не веришь. Во-вторых, не «выстрели» отдельные технические вопросы. В «мистических» звуках в картине нет ничего жуткого. А монтаж попросту вызывает недоумение – это же фильм «найденная плёнка», здесь должна быть одна перспектива, разве не так?

Но в отдельных сценах действие пляшет, показывая разные ракурсы. Сперва демонстрируют «камеру/точку зрения» чернокожего друга главного героя, который несётся сквозь лес, а через минуту — запись со стационарной камеры, запечатлевшей диалог Джеймса и его девушки… а через несколько секунд мы можем опять любоваться ночным лесом «из глаз» пропавшего парня. Подобный подход здорово смущает, ведь не совсем понятно, кто это смонтировал, каким образом, зачем и почему. Может быть, услужливый призрак бродяги Растина Парра смонтировал записи с камер в художественный фильм и прислал Вингарду? Шутки шутками, но вопрос остаётся открытым – если картина позиционирует себя как «найденная плёнка», то зачем такой беспокойный монтаж? А если это художественный фильм, то почему бы не обратиться к традиционной манере съёмки? Возможно, это занудство, но к этой мысли во время просмотра возвращаешься неоднократно.

В ряде сцен, тем не менее, «Новая глава» работает. И работает хорошо. Вероятно, студия не дала Вингарду творческой свободы, но отдельные концепты вышли очень удачными. Визуальное обрамление леса. Клаустрофобные нотки в последнем акте. Мелочи, важные для восприятия состояния действующих лиц и атмосферы (так, например, беспокойные студенты просыпаются в 7 утра и обнаруживают, что рассвета не было – кругом тьма). Или дизайн негостеприимного дома – можно почувствовать, как он буквально гниёт изнутри. Всё это играет на контрасте с примитивными скримерами и гнусными шепотками.

В итоге студийные боссы наступили на те же грабли, что и с «Книгой теней». Возможно, «Новая глава» могла бы полностью использовать свой потенциал – в случае отказа от условностей и клише жанра (набившие оскомину сцены, в которых герои обращаются с камерами так, словно видят их первый раз, или снимают такое, что в здравом уме никто и снимать бы не стал), а также посредством работы с интернет-аудиторией. А пока… неудивительно, что «Ведьма из Блэр: Новая глава» представляет собой ничего более, чем высосанная из пальца found footage.


Что-то в мифах о «Ведьме из Блэр» заставляет чувствовать себя неуютно. Если покопаться в истории тех мест, о которых повествует выдуманный фильм, то становится ясно, что нет дыма без огня: и охота на ведьм – заслуживающий доверия факт, и убийства могут происходить буквально на одной с нами лестничной площадке. И, очевидно, ужас строится на том, что приятные осенние леса существуют, чтобы в них можно было гулять в безопасности. Как бы не так, ведь в то время как цифровые технологии могут показать нам всё, что может представить воображение, «Ведьма из Блэр» доказывает, что нас пугает то, чего мы не видим. Шум в темноте страшнее нарисованных бабаек и жёсткие инстинктивные страхи исследуют куда более глубокие мысли человека, чем кажется на первый взгляд.

Егор Рябцев
Нравится
Нет похожих страниц.
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 295 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Наверх

Работает на Seditio