Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Рецензии / Идеальный пациент
Автор: Александр КолесниковДата: 19.11.2019 01:42
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ИДЕАЛЬНЫЙ ПАЦИЕНТ (THE PERFECT PATIENT)
2019, Швеция, 132 мин.
Жанр: триллер
Режиссёр: Микаэль Хофстрём
В ролях: Йонас Карлссон, Давид Денсик, Альба Аугуст, Магнус Роосманн, Сюзанн Рейтер, Линда Ульвеус, Кристофер Вагелин



Скандинавский детектив обосновался среди вариантов досуга с лёгкостью, доступной разве что Борису Акунину. Мода на романы Стига Ларссона и Ю Несбё распространилась стремительно, о «Девушке с татуировкой дракона» и «Снеговике» зашептались на кухнях и углах, а вскоре и сериалы, «Убийство» с «Мостом», подоспели. Причины популярности североевропейских творений – в интеллектуальных сюжетах, проработанных персонажах, глубоком психологизме, оригинальных поворотах и нордическом шарме. Однако в последнюю пятилетку ажиотаж вокруг произведений спал. Исправлять наметившийся кризис отправились лучшие творческие силы, и среди них Микаэль Хофстрём – деятель не последний. Голливудская одиссея создателя экранизации «1408» и первого «Плана побега» подошла к концу, а на родине вовремя вспомнили о громком журналистском расследовании Ханнеса Ростама. Ныне покойный репортёр обессмертил своё имя на деле исключительно удобного всем ветвям судебной системы маньяка, который оказался вовсе не маньяком. Широко известная в шведских правоохранительных рамках трагедия стала основой фильма-соискателя фестивальных наград.

Стуре Бергвалл оказался предельно невезучим грабителем банков: угодив под белы рученьки, он поспешил заодно признаться и в серии жестоких убийств. За первой исповедью последовала вторая, затем третья, потом четвёртая… а дальше довольные следователи только успевали отправлять «глухарей» по архивным «гнёздам». Никого из доблестных служителей стокгольмской Фемиды не волновал белый цвет ниток, которыми были шиты надоевшие дела. Главное, что убийца сознался; до кучи невменяем, значит, может с чистой совестью до конца дней глотать пилюли и не отвечать на письма. Так всё и продолжалось, пока одно послание – за авторством Ханнеса Ростама – не нарушило удобный уклад. Диалоги журналиста и маньяка вскрыли недостатки системы, тонны лжи выплыли наружу, а пресловутая правда перестала уподобляться увёртливой золотой рыбке. Потенциально пронзительный сюжет беззастенчиво прямо обращается к великим предкам – «Молчанию ягнят» и «Зодиаку», но шансов стать почётным третьим у него немного. Микаэль Хофстрём слишком увлёкся дотошным соответствием технологии журналистского триллера и не учёл, что в его распоряжении отнюдь не Джилленхол с Дауни-младшим, а сам он – далеко не Финчер.

Вялое развитие действия заставляет ежеминутно оглядываться на хронометраж и поражаться малой событийности ленты. Хофстрём не сумел до конца разобраться со спецификой исполнения, и у него документальные вставки смотрятся отдельно от художественного замысла. Каскад мест происшествия, деталей преступлений и задействованных лиц проносится неуловимым галопом, что ещё можно было бы принять, сработай ставка на ведущих актёров. Но она оказалась провальной: с такой нулевой харизмой Йонас Карлссон и Давид Денсик в «Молчании ягнят» удостоились бы максимум эпизодических ролей. Непонятно, зачем вообще потребовалось столь открыто заискивать перед классикой, когда фильм Джонатана Демми был посвящён не столько зверствам опасного преступника, сколько психологической дуэли ярких персонажей. Как раз узнаваемости «Идеальному пациенту» и не досталось. Наблюдать за прямолинейными эскападами репортёра так же скучно, как взирать на неубедительные припадки сумасшедшего. Когда жертва циничных казённых механизмов не вызывает ничего кроме равнодушия, это верный признак неверных настроек. Минимум фантазии, максимум клише – и на выходе получается стандартная, бездушная биографическая драма, после которой не прибавится желания поближе познакомиться с особенностями криминальной Швеции.

Пресная обыденность журналистско-детективных будней – ещё одна причина считать «Идеального пациента» неудавшимся проектом. Хофстрём ориентировал своё кино на «Оскар» (тоже неудачно), при этом стране и жанру сделал антирекламу. Желание докопаться до истины и восстановить справедливость по милости безыдейного режиссёра оказалось низведено до рутины, и линия неизлечимой болезни репортёра вкралась в сюжет словно по ошибке. «Ну да, все мы смертны», – только и можно теперь ответить некогда перспективному постановщику. Накал страстей ведь не в гибели как таковой и не в сомнамбулическом существовании, а в явственном ощущении, что юридическая партия была разыграна слишком легко. Никакого реваншизма в благородном расследовании нет и близко. Есть лишь вера в мифические идеалы, которым в фильме не нашлось должного обоснования. Горе-маньяк Стуре Бергвалл жил в своих четырёх стенах совсем не плохо, и настойчивость Ханнеса Ростама напомнила решимость социальных служб препроводить сироту в детский дом при наличии у него любящей тётки. Отчасти справедливая цель, а в результате – несколько десятков клякс на томах уголовных дел. Грустная частная история, и стать общеевропейским достоянием ей не грозит.

Александр Колесников

В кинотеатрах с 14 ноября
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 241 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Наверх

Работает на Seditio