ПРИЗРАЧНАЯ ШЕСТЁРКА (6 UNDERGROUND)
2019, США, 127 мин.
Жанр: боевик
Режиссёр: Майкл Бэй
В ролях: Райан Рейнольдс, Мелани Лоран, Мануэль Рульфо, Бен Харди, Адриа Архона, Дэйв Франко, Кори Хоукинс
«Призрачная шестёрка» – отличный фильм для битья, который можно критиковать абсолютно за всё – начиная от кастинга и заканчивая выбором золотых колец, которые носит среднеазиатский диктатор. Это абсолютно невозможное в своей наглости надругательство над чувством стиля и меры, форменное безобразие, не приемлющее каких-либо границ в своём безумном движении куда-то вперёд, квинтэссенция китча в современном кинематографе во всей его возможной красе. Это фильм Майкла Бэя, который, похоже, сумел вырваться из узких рамок продюсерского контроля и впервые за долгое время покайфовал в процессе съёмок.
В зависимости от того, как вы относитесь к творчеству режиссёра, эта картина может стать для вас как одним из главных разочарований, так и открытий уходящего года. История о шести наёмниках, инсценировавших собственные смерти и решивших бороться с организованной преступностью мирового масштаба, уже по достижении экватора действия выглядит одним большим кинематографическим трюизмом. Как будто сеттинг франшизы «Миссия невыполнима» смешали с декорациями «Трансформеров» и в качестве основного спецэффекта использовали громкие, искрящиеся, масштабные взрывы. Кажется, что здесь взрывоопасно всё – каждый выстрел героев, каждая смена мизансцен, каждое покачивание бёдер Адриа Архоны. Да, это тот самый прекрасный мир эксплуатационного кино без каких-либо рамок, где режиссёр – центр вселенной, живущей по правилам вне законов физики и логики.
Лучше всего «Призрачную шестёрку» характеризует затяжная шестнадцатиминутная сцена погони по Флоренции из первого акта. Кислотно-зелёный «Alfa Romeo» мчится, не разбирая дороги, по узким улочкам и мостовым в надежде оторваться от неуступчивого отряда преследователей, пока на заднем сиденье пытаются вынуть пулю из подстреленного персонажа. Стремительно уменьшается количество целых автомобилей и живых пешеходов, а под конец происходит и вовсе невообразимое – погоня влетает внутрь галереи «Уфицци» (на минуточку, одного из самых посещаемых музеев Европы), чтобы проредить его коллекцию раритетов и спасти героям жизнь. «А здесь что? – Искусство. – Какая гадость» – перебросятся фразами между собой герои в одной из следующих сцен, и с фильмом всё окончательно станет ясно.
Иногда происходящее похоже на нарезку малосвязанных кадров, иногда – на дорогостоящую рекламу «Armani» или «Durex» (не похоже, чтобы Бэй знал разницу), ожившую обложку глянцевого журнала, где в окружении косых кадров и наглых бликов всё заливается пафосом и заполняется хаосом и неразберихой. В мире «Призрачной шестёрки» по-прежнему процветает сексуальная объективация, но во всей безвкусице её представления на экране режиссёр не теряет границ. Зрителю никогда не продемонстрируют больше положенного, не скатятся в пошлость в прямом её появлении. В фильме и без этого будет хватать дичи – будь то сцена со сканированием вырванного глаза или какой-то совершенно невообразимый продакт-плейсмент «Газпрома» во время паркура в декорациях условного Киева. Но Бэю нет дела до каких-либо принципов. После вымученных последних частей «Трансформеров» он наконец-то дышит полной грудью и наслаждается свободой своего (анти)творчества. Постоянно находится в паре минут от невероятного провала, но всё время удерживается от того, чтобы шагнуть в бездну. Творит нечто невообразимое, что временами откровенно стыдно смотреть, но от чего трудно отказаться. Настоящее guilty pleasure, которое мы заслужили.
Кирилл Банницин
На Netflix с 13 декабря