Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Рецензии / Яга. Кошмар тёмного леса
Автор: Сергей ПрудникoвДата: 09.03.2020 15:28
Разместил: Сергей Прудникoв
Комментарии: (0)

ЯГА. КОШМАР ТЁМНОГО ЛЕСА
2020, Россия, 97 мин.
Жанр: хоррор
Режиссёр: Святослав Подгаевский
В ролях: Олег Чугунов, Глаша Голубева, Артём Жигулин, Игорь Хрипунов, Светлана Устинова, Алексей Розин, Марьяна Спивак



Испокон веков людей привлекал страх. Возможно, в далёком прошлом наши предки, сидя у костра, начали рассказывать друг другу первые жуткие байки о том, что оставалось за гранью их понимания. В качестве ли предостережения, или просто потому что контролируемый страх является одной из форм развлечения. Как бы там ни было, а страшные истории человеку полюбились давно – нет ничего приятнее, чем пощекотать нервишки в кругу друзей за отменной и пугающей историей.

Жанр хоррора в киноиндустрии стал одним из первых, что был освоен человеком. С лёгкой руки студии Universal в 30-е годы прошлого столетия наступил настоящий бум всякого рода нечисти – ворвался в кинотеатры Бела Лугоши в образе бледного графа-вампира, затем Борис Карлофф показал склёпанного из разных частей тел непонятого монстра, а Клод Рейнс показал, что бояться стоит и того, чего не видишь. Монстры разного толка заполонили кинематограф, а хорроры до сих пор пользуются большой популярностью у зрителя.

А как же обстоят дела в России? Кажется, что в нашей стране, после всевозможных политических волнений и рокировок кинематографическими ужасами людей не напугать. В советские годы хорроры в нашей стране снимали исключительно как экранизации – тут можно вспомнить нетленную классику «Вий» Георгия Кропачёва и Константина Ершова, снятую по мотивам повести Николая Васильевича Гоголя, или мрачную фантасмагорию «Господин оформитель» с Виктором Авиловым в главной роли, экранизацию рассказала Александра Грина. И первый, и второй примеры можно отнести к хоррорам с большой натяжкой, невзирая на то, что и сегодня они способны нагнать жути эффектным видеорядом и талантливой игрой актёров.

После развала Союза, отечественный кинематограф пришёл в упадок – не было финансирования, не было талантливых людей, не было зрителей. Ситуация начала налаживаться лишь в 2010-х, впрочем, за каждым заслуживающим внимание взлётом непременно следовало несколько обидных падений.

Личность Святослава Подгаевского в российском кинобизнесе довольно примечательна. Этот сравнительно молодой еще режиссёр, чья карьера началась в середине 2000-х, поставил себе целью стать для нашего кинопрома кем-то вроде Джеймса Вана в Голливуде, то есть вдохнуть новую жизнь в жанр хоррора и привлечь к нему очередную волну зрительского внимания. Даже если вы не видели ни один фильм Подгаевского, вы определенно слышали о них – всесильные боги маркетинга не дремлют! – «Владение, 18», «Пиковая Дама: Тёмный обряд», «Невеста», «Русалка. Озеро мертвых».

Стиль Подгаевского довольно узнаваем и, к сожалению, стабилен. В каждом своём фильме он использует одни и те же приемы для создания атмосферы и нагнетания жути, а в качестве нечисти использует богатый славянский фольклор и традиции. И если ко второму пункту никаких претензий, то вот первый вызывает вопросы – зачем снимать одну и ту же историю, меняя лишь титульного монстра?

Оценивая любой фильм Подгаевского невольно оцениваешь сразу все его работы, настолько они похожи друг на друга. И новая работа режиссёра «Яга. Кошмар тёмного леса» не стала исключением.

События разворачиваются в новом благоустроенном районе, напоминающем по своей планировке западные таунхаусы. Главный герой истории – мальчик Егор – не так давно потерял маму и сам пережил клиническую смерть, а сегодня вынужден жить с отцом и его новой женой, у которых только родилась дочка. Егор чувствует себя лишним в семье, постоянно срывается на родных и тяжело идёт на контакт. Однако вскоре в семье появляется новая няня для малышки Вари, и няня сразу же не нравится Егору – в её присутствии взрослые как будто перестают соображать, а сам Егор чувствует необъяснимый страх. А после приходят страшные сны и начинают пропадать дети.

Оказывается, что существует местная легенда о демоне Яге, живущем между миром живых и мёртвых, которому служат жестокие навьи, полулюди-полуптицы. Навьи похищают детей и уносят в свой мир, после чего живые о них забывают. И лишь ребёнок с чистой душой способен стать сосудом для Яги и выпустить демона на волю. В поисках пропавшей сестры, Егор и его новые товарищи – интроверт Даша и хулиган Антон – сталкиваются с кошмаром из другого мира, грозящим погибелью не только им, но и всем местным детям.

Первое, что всегда бросается в глаза, когда начинаешь знакомство с хоррорами Подгаевского, это какая-то поразительная оторванность режиссёра от реалий современной России. Местом действия своих лент он делает не знакомые дворы, подъезды и улицы, а условные, скопированные с запада, элитные районы, выстроенные фанатами кубизма, освещённые бледными фонарями, или, напротив, гротескные усадьбы, в реальность которых непросто поверить. Главные герои – это всегда какие-то мифические жители России, у которых нет проблем, зато есть просторные квартиры и стиль жизни, чуждый среднестатистическому россиянину. В «Кошмаре тёмного леса» изолированный элитный то ли поселок, то ли микрорайон производит впечатление искусственного поселения, где живут такие же искусственные люди, проживающие свои искусственные жизни. И хоть режиссёр старательно нагнетает саспенса долгими планами и игрой светотени, картинка от этого не становится выигрышнее, в виду её абсолютной и безоговорочной картонности.

В центральных ролях относительно не засвеченные дети. Олег Чугунов мелькнул в расширенном трейлере «Майора Грома» и вернётся к своей роли в полном метре, до этого же парень имел за плечами множество небольших ролей в сериалах. Олег играет неплохо в рамках своей роли, но тут скорее претензия к сценаристам, которых аж три человека и которые не сумели прописать ни один характер по-настоящему глубоко. Мы знаем, что главный герой потерял мать и сам едва не погиб, но за весь фильм нам ни разу не удосуживаются пролить свет на эти события, выдавая крупицы информации в диалогах. Так же и с товарищами главного героя. Девочка Даша живёт с инфернальной матерью, которая презирает мужчин и ведёт себя крайне подозрительно. О причинах такого поведения зритель также не узнает, получив лишь короткую ремарку от самой матери, сыгранной Ольгой Макеевой, что, дескать, все мужчины сволочи и лучше держаться от них подальше, пока они тебя не испортили. Что режиссёр хотел этим сказать, решительно не ясно, но персонаж Макеевой лишь пополняет собой общую когорту плоских персонажей. На счёт хулигана Антона даже говорить нечего – во время просмотра упорно складывалось впечатление, что режиссёр посадил Артёма Жигулина смотреть две части «Оно» Андреса Мускетти и сказал парню отыграть Генри Бауэрса, не добавляя никакой отсебятины. И правильно, зачем портить то, что и так хорошо работает?..

Взрослые не отстают от детей. Отец главного героя, кажется, вообще не терял никакой жены, потому что его горе совершенно не ощущается. А одержимость злым духом и подавно подаётся как-то в лоб и абсолютно необоснованно. Для чего? С какой целью? Яга его знает.

Клишированный взрослый, который единственный знает обо всей чертовщине, что происходит вокруг, присутствует в каждом фильме Подгаевского. Вот и здесь таким персонажем оказывается загадочный мрачный тип, сыгранный Игорем Хрипуновым. Имени, кстати, у мрачного типа нет, видимо сценаристам (напомню, в количестве трёх человек) некогда было его придумывать.

И ладно, если бы Подгаевский и компания запороли сценарий, постановку и каст, но выдали на суд зрителя запоминающегося монстра, который мог бы внушать трепет одним своим видом. Но и тут всё как-то печально. Что навья (бюджета хватило только на одну), что сама Яга сделаны халтурно и без фантазии. Но это давняя проблема Святослава Подгаевского – монстры и злые духи в его лентах выглядят весьма вторично. И в то время, как Голливуд снова возвращается к пластическому гриму и талантливой актёрской игре, наш хоррормейкер предпочитает скверно отрисованную в графическом редакторе нечисть.

«Яга. Кошмар тёмного леса» типичное для Святослава Подгаевского кино. Это не шаг назад в его работе, но уже наверняка неоспоримая творческая стагнация. Постановщик упорно отказывается исправлять собственные ошибки, с любовью и дотошностью перенося их в каждый последующий фильм, пользуясь одной и той же излюбленной формулой и не желая создавать что-то новое и увлекательное. Кажется, что «отечественный Джеймс Ван» поставил себе целью взрастить на благодатной почве нашего кинопрома любимую на западе «кукурузу», следуя заветам Никиты Сергеевича, и начисто игнорируя потребности самого зрителя.

Сергей Прудников

В кинотеатрах с 27 февраля
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 295 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio