ЭНОЛА ХОЛМС (ENOLA HOLMES)
2020, Великобритания, 123 мин.
Жанр: приключения, детектив, криминал
Режиссёр: Гарри Брэдбир
В ролях: Милли Бобби Браун, Генри Кавилл, Сэм Клафлин, Хелена Бонем Картер, Луис Патридж, Берн Горман
Видите вон ту нескладную девочку-подростка, которая настолько увлеклась разговорами с самой собой, что упала с велосипеда и умудрилась перемазаться так, будто шлёпнулась в кучу компоста? Знакомьтесь, это Энола Холмс, младшая сестра того-самого-Шерлока-Холмса, и она едет на станцию встречать своих братьев, которых не видела много лет. Дело в том, что свой шестнадцатый день рождения Энола запомнит не только из-за чудесных подарков, но и благодаря тому, что её мама исчезла в неизвестном направлении, и теперь непонятно, то ли бросаться на её поиски, то ли дождаться, пока этим займутся профессионалы. Впрочем, довольно быстро выясняется, что ни один из этих вариантов не подходит: ждать нет никаких сил, но и самостоятельно разгадать тайну тоже не выйдет. Майкрофт, сторонник традиционного воспитания и ярый нелюбитель детей, планирует отдать сестру в интернат, а расследование поручить младшему брату, коль скоро тот подвизался на ниве дедукции. Эноле совсем не хочется изнывать от скуки в окружении благородных девиц, так что она сбегает из дома и с головой погружается в омут захватывающих приключений с драками, погонями, неожиданными твистами и актуальной повесткой дня.
Последние несколько лет кинематограф демонстрирует, что мир никогда не станет прежним, и сильных женщин в качестве главных героинь попкорн-муви и не только будет только больше. Однако вообще-то зарабатывать на феминизме начали отнюдь не вчера. Почти сто лет назад Эдвард Стратемайер, подаривший американским подросткам серию детективов о братьях Харди, заметил, что девочки зачитываются его книгами не меньше, чем мальчики, и понял, что может сделать на этом состояние, придумав аналогичного персонажа женского пола. Так на свет появилась Нэнси Дрю, ставшая ролевой моделью многих юных американок, романы о которой издаются и экранизируются до сих пор. В 2006 году известная в узких кругах писательница Нэнси Спрингер захотела вернуть себе былую популярность, а заодно выйти на международный литературный рынок, и создала своеобразную реинкарнацию мисс Дрю, соединив её с, пожалуй, самым знаменитым детективом всех времён и народов. Энола Холмс мало чем отличается от своего прототипа – она такая же упрямая, своенравная, точно так же не слушает старших, не признаёт авторитетов и постоянно лезет на рожон. У неё точно так же есть надёжный тыл в виде родственника, связанного с полицией, достаточно денег и она всегда оказывается умнее своих противников. То, что работало сто лет назад, в современном мире, отягощённом перманентным чувством вины за вековое угнетение женщин, и вовсе стало золотой жилой.
Забавно, но фильм о приключениях сестры Шерлока постигла та же участь, что и экранизации романов о Нэнси Дрю – несмотря на популярность героини, зрители приняли его довольно прохладно (хотя критики, разумеется, остались в восторге от столь актуальной картины на злобу дня). Не последнюю роль в этом сыграл стиль, выбранный режиссёром-сериальщиком Гарри Брэдбиром, который не смог избавиться от многочисленных клише оригинала и привнести в историю о сильной, смелой, ловкой, умелой разгадывательнице тайн хоть что-то новое и свежее. Стартуя на удивление бодро, лента непозволительно быстро начинает копировать собственные же удачные идеи, и они, повторённые немыслимое количество раз, воспринимаются ещё унылее нескончаемых реверсивных пробежек в нолановском «Доводе». Энола уже в первом эпизоде уверенно рушит четвёртую стену, но очень скоро постоянные обращения к зрителю превращаются во что-то вроде прямого эфира в соцсетях, когда блогер рассказывает преданным фолловерам о каждом, даже незначительном своём шаге. В условиях кинематографа этот приём, умноженный на бесконечность, становится удачным костылём для Милли Бобби Браун, которой уже необязательно отыгрывать свою героиню, вполне достаточно озвучивать её мысли и намерения, глядя в камеру.
В это время где-то на заднем плане в привычных амплуа мелькают лица, призванные привлечь массового зрителя. Генри Кавилл уверенно держит марку, соблюдая идеальный баланс между внешней мясистой фактурностью и актёрской невыразительностью, Фиона Шоу много лет спустя вновь играет тётю Петунию, а таланты Хелены Бонем Картер используются преступно мало, как, впрочем, и способности Сэма Клафлина, неожиданно выдающего запоминающийся перформанс. В остальном экранизация практически ничем не отличается от любого приключенческого подросткового фильма на кабельном канале – всё куда-то летит и взрывается, а героиня самоотверженно разгадывает детские загадки и мужественно преодолевает все препятствия. Наблюдать за этим без малого два часа откровенно скучно, и единственное, чем можно развлечь себя – поразмыслить над тем, как рейтинг RG-13 сочетается с кровавыми разборками в кульминационной части ленты.
Гарри Брэдбиру откровенно сложно справиться с потенциальной целевой аудиторией, и он терпит фиаско, не сумев ни развлечь своего зрителя (а точнее, зрительницу), ни увлечь её актуальной темой. Режиссёр наступает на те же грабли, по которым уже протоптались и Гэри Росс с «8 подругами Оушена», и Крис Эддисон с «Отпетыми мошенницами», и Элизабет Бэнкс с недавними «Ангелами Чарли», не в силах придумать адекватную замену одному из главных двигателей сюжета – отношениям с противоположным полом. Несмотря на декларируемую самостоятельность и независимость от мужчин, Энола всё равно активно пользуется гендерным неравенством, чтобы обмануть своих врагов, и, не задумываясь, выбирает парня в ущерб собственной матери. Печальный портрет героини нашего времени, которая, пожалуй, не стоит даже того, чтобы купить месячную подписку на стриминг-сервис.
Анастасия Ивахнова