ИСПОЛНЕНИЕ ПРИКАЗА (CHAIN OF COMMAND)
2000, США, 88 мин.
Жанр: боевик, триллер
Режиссёр: Джон Терлески
В ролях: Рой Шайдер, Патрик Малдун, Мария Кончита Алонсо, Майкл Бин, Рик Янг, Ли Сын-хи, Уильям Р. Мосес
В истории американского кино немало есть фильмов об угрозе жизни президента США, что связано не только с историческими событиями – четыре главы государства были убиты. Президент – это лицо страны, лидер нации и своего рода символ американской демократии. Многие актёры воплощали образы главы США, как исторических, так и вымышленных фигур. Эти роли всегда становились значимыми в их портфолио, независимо от экранного времени президента.
Однако едва ли есть другой лицедей, кому довелось бы играть президента США трижды, кроме Роя Шайдера. Этот замечательный актёр умел достойно существовать в кадре в самых разных обличиях (сказывался многолетний театральный опыт), но лучше всего у него выходили роли честных и мужественных героев – полицейских, военных, а также чиновников и представителей интеллигенции, на что играл презентабельный внешний вид актёра. Шайдер был звездой Голливуда в 1970-1980-е гг., а с возрастом перешёл на вторые роли, не брезгуя появляться и в кино класса B, к которому относится очередной боевик с его участием.
Режиссёр «Исполнения приказа» ныне много трудится на ТВ, а когда-то снимал неплохие малобюджетные экшны. Ни один его фильм не был создан для широкого проката, но Терлески довольно быстро зарекомендовал себя профессионалом своего жанра. Он начинал на студии Роджера Кормана, но скоро ушёл в свободное плавание и прекратил сотрудничество с его главным постановщиком, королём халтуры Джимом Уайнорски, сорежиссёром дебютного фильма Терлески «Проект «Пандора»» (1998).
Прежде чем окончательно сделать выбор в пользу телевидения, Джон Терлески сотрудничал со студией Cinetel Films, выделявшей больше денег на производство малобюджетных боевиков и триллеров, чем прижимистый Корман. Также стоит отметить, что постановщик сам когда-то был актёром, поэтому умел работать с лицедеями, добиваясь весьма неплохого уровня игры в своих малобюджетных фильмах.
Случайные зрители рискуют перепутать эту ленту Терлески с одноимённым боевиком Дэвида Уорта 1994 года, хотя их сюжеты почти не имеют ничего общего. Автором сценария фильма Терлески выступил создатель очень хорошего боевика 1987 года «Пуленепробиваемый» Т.Л. Лэнкфорд, которому удалось уйти от многих штампов фильмов про захват президента.
Прежде всего потому, что президент Джек Кэхилл отнюдь не светоч демократии. Это властолюбивый человек, который готов пойти на многое ради своих политических амбиций. Именно он ответственен за сложившуюся ситуацию угрозы Третьей мировой войны, когда решил втянуть в интриги с Китаем своего старого друга Кена Фунга, крупного тайваньского бизнесмена, связанного с криминалом. Однако у того оказались иные планы. Его мотивы преступны, но понятны – человек решил при помощи ядерного арсенала США принудить Китай признать Тайвань независимым государством и прекратить вмешиваться в его дела. Территориальные споры Китая и Тайваня не улажены до сих пор, так что сюжет боевика Терлески актуален не только для конца XX века, но и для начала третьего десятилетия XXI века.
В роли Фунга выступил харизматичный лицедей Рик Янг, британский актёр с восточными корнями, как раз специализировавшийся на ролях злодеев. 1990-2000-е гг. были периодами его наибольшей активности в кино. Ныне Янг завершил кинокарьеру и сосредоточился на преподавательской работе.
Шайдер и Янг с удовольствием играют, воплощая интересные образы бывших друзей, в одночасье ставших противниками. Каждый из них имеет своё представление о патриотизме и морали, отчего просмотр становится ещё интереснее – всегда приятно встретить не просто тупоголовый боевик, но своего рода экшн-драму, в центре сюжета которой не только действие, но и мировоззренческий конфликт.
Исполнитель главной роли Патрик Малдун не самый известный лицедей, но играет не в пример ярче голливудской звезды Майкла Бина, в фильмографии которого довольно мало интересных ролей. Вот и образ секретного агента-предателя из этого фильма также не отнесёшь к актёрским удачам Бина. Зато герой Малдуна Майкл Коннелли принципиальный человек. Он ушёл из охраны президента, не желая получать пулю за Кэхилла. Именно он стал причиной тяжёлого душевного состояния Коннелли, который, защищая президента, случайно убил постороннего человека. Скрытый конфликт с президентом Кэхиллом добавляет оригинальности повествованию. Герой Малдуна должен защищать не Кэхилла, а ядерный чемоданчик, но по случайности Коннелли единственный остаётся в живых среди всех агентов при захвате президента на корабле Фунга, и именно ему надлежит вызволять как главу государства, так и ядерный арсенал из рук террористов.
У президента США много недостатков, но он не дурак, как говорит о себе Кэхилл, а сценарист избегает однозначных характеров и примитивного решения конфликтов. У авторов получается сочетать хорошо поставленный экшн с драматическими эпизодами, так что и Кэхилл реабилитируется перед зрителем, доказав, что он действительно не дурак. А Коннелли поймёт, что люди сложнее, чем кажутся, порой друзья оказываются врагами, как в случае с Фунгом, и наоборот.
Постановщик потратил весь бюджет на хороших актёров и профессионально поставленные драки и перестрелки, так что вполне можно простить ему не очень качественные сцены ядерных ударов и использование кадров из блокбастера «Подъём с глубины» (1998) в сцене взрыва корабля Фунга. Тем более если продюсеры высокобюджетного хоррора Стивена Соммерса не подали в суд на компанию ««Cinetel Films», значит, все финансовые вопросы были улажены.
Актёрский состав – одно из главных достоинств боевика Джона Терлески. Помимо упоминавшихся Роя Шайдера, Патрика Малдуна, Майкла Бина и Рика Янга, в постановке заняты такие известные актёры, как Мария Кончита Алонсо, Филип Тан и Уильям Р. Мосес, более всего известный по телеработам. Нельзя не выделить и красивую южнокорейскую актрису Ли Сын-хи, убедительную в образе китайского (!) секретного агента. Увы, она так и не стала широко известной в Голливуде, а в 39 лет и вовсе завершила актёрскую карьеру.
Фильм Джона Терлески ныне забыт, но он достоин зрительского внимания, как яркий представитель жанра боевика в малобюджетном сегменте. Постановщику удалось создать неоднозначный, захватывающий экшн с широкой сюжетной географией, а хорошая игра практически всех актёров тем более выделяет его среди тонны конкурентов, активно выходивших в то время на видеорынок.
Андрей Волков