НЕИСПРАВИМЫЙ РОН (RON’S GONE WRONG)
2021, США-Великобритания-Канада, 107 мин.
Жанр: анимация, семейный
Режиссёр: Сара Смит, Жан-Филипп Вине, Октавио Е. Родригес
В ролях: Джек Дилан Грейзер, Зак Галифианакис, Эд Хелмс, Оливия Колман, Роб Делани, Джастис Смит
У Барни Пудовски странная по меркам общества семья - бабуля, эмигрантка из России (в дубляже – из Болгарии), которая скалкой и огурцом сама себе может удалить грыжу и держит в огороде всеядную козу, да отец, торгующий через интернет всякой дешёвой дребеденью. Барни очень хотелось бы иметь друзей, но в школе он слывёт чудаком – интересуется камнями, да, к тому же, не имеет модного Би-бота – чудо-техники, которое заменило людям смартфоны. Би-боты – это универсальные роботы для семьи, которые помогают налаживать людям контакты, следят за их социальными сетями и выполняют много других развлекательных функций. Барни тоже хотел бы своего бота, но у его семьи нет денег. Впрочем, на день рождения Барни всё-таки получает долгожданный девайс, только вот он бракованный, в нём нет предустановленных программ и ведёт он себя странно, а порой и неосмотрительно. Но Барни во что бы то ни стало готов научить робота Рона всему, что знает сам и показать, что такое дружба в реальном мире, а не виртуальности.
«Неисправимый Рон» - дебютная работа студии Locksmith Animation, которая пришла на смену почившей BluSky, выпустившей франшизу «Ледниковый период». Рискованный многомиллионный анимационный проект от никому неизвестной студии в период пандемии – это, на первый взгляд, самоубийственная инициатива, но работа режиссёров Жан-Филиппа Вине, Сары Смит и Октавио Родригеса умудряется не только выглядеть конкурентоспособно на фоне мультфильмов других студий, но и отличается актуальным сюжетом о том, как человечество разучилось жить в настоящем мире, уйдя в интернет. На аналогичной сюжетной платформе строился не так давно выпущенный Netflix «Митчеллы против машин», и «Неисправимый Рон» идёт той же дорогой, предлагая в рамках семейного приключения смелую критику власти технологических корпораций, осуждение повсеместной компьютеризации и сбора данных пользователей и просто сетуя на одиночество современного человека.
А одиноким быть очень просто, когда ты отличаешься от большинства, особенно, если ты ребёнок. Барни и рад бы обзавестись приятелями, но все в школе слишком зациклены на самих себе, на лайках в интернете, на популярности среди подписчиков. Никто уже не занимается активным отдыхом, не гуляет по лесу, да и просто не разговаривает вживую. Роботы заменили людям живое общение, и когда в руки герою попадает дефектный бот, который и не умеет больше ничего кроме как разговаривать и обучаться, для Барни это становится шансом наконец-то обрести друга. В мальчике легко узнают себя все, кто, так или иначе, сталкивался с отчуждённостью обществом по причине низкого социального статуса или из-за отсутствия модного и дорогого гаджета. Тем забавнее оказывается ситуация, когда дефектный робот без настроек безопасности и своенравностью юного задиры становится душой компании и по популярности затмевает более продвинутые модели.
В качестве антагониста истории выступает соучредитель корпорации Bubble – бизнесмен Эндрю Моррис, в чьём гараже когда-то давно его друг и компаньон Марк Уиддел создал свою первую операционную систему, положившую начало империи Bubble. Именно на разнице взглядов двух напарников строится конфликт идей мультфильма. Эндрю, который выглядит как клон Стива Джобса, ратует за ликвидацию робота-бунтовщика, так как ошибка скажется на акциях компании и продажах, в то время как Марк – образец современных IT-гениев из Силиконовой долины – надеется узнать секрет Рона, чтобы с его помощью улучшить свой собственный алгоритм и подарить людям настоящего механического друга со свободной волей. Авторы демонстрируют всё, на что способны пойти корпорации ради сохранения своей интеллектуальной собственности в неприкасновенности, включая взлом камер пользователей и кражи данных миллионов детей. Эти интересные и важные идеи сегодня, как никогда, остры и учат юных зрителей в лёгкой и понятной форме безопасности в интернете.
Так же стоит отметить, что у мультфильма необычная анимация, чем-то напоминающая работы студии Laika. Нарочитая гротескность и угловатость придают истории свой шарм, выделяя её из огромного числа работ гигантов вроде Дисней, где картинка всегда слишком прилизанная и яркая. Гладкие линии здесь присущи только всему, что связано с компанией Bubble, создающей потешных роботов. Пластиковые капсулы на колёсиках отдают дань уважения другому мимимишному роботу от анимации – Бэймаксу из «Города героев». По крайней мере, создаётся ощущение, что именно Бэймаксом вдохновлялись художники, когда создавали Рона. Трогательная динамика в общении Рона и Барни приводят к драматической коллизии в финале, которая вряд ли кого-нибудь оставит равнодушным, но от этого мультфильм только выигрывает, не пытаясь заигрывать со зрителем и лить ненужный сироп там, где сюжет работает и без него.
«Неисправимый Рон» - добрый мультфильм для всей семьи с хорошим юмором и жизненным посылом, который не лишним будет посмотреть и родителям. Для отечественного зрителя окажется особенно забавно искать намёки на советское прошлое в доме бабушки Барни, вроде портрета некого усатого вождя и многочисленных икон, а для детей припасены пасхалки на то, чем они живут сейчас – начиная короткими роликами в TikTok и заканчивая фильтрами в Snapchat. Таким образом, дебютная лента Locksmith Animation точечно бьёт сразу по всем слабым местам своего зрителя, оказываясь одной из самых душевных семейных картин этого года.
Сергей Прудников
В кино с 21 октября