ЗАКОННИК (RESTRAINING ORDER)
1999, Германия-США, 87 мин.
Жанр: боевик, детектив, криминал
Режиссёр: Ли Х. Кацин
В ролях: Эрик Робертс, Ханнес Янике, Татьяна Патиц, Дин Стокуэлл, Фрэнк Луз, Риф Хаттон
Этот малоизвестный боевик стал последней работой опытного режиссёра Ли Х. Кацина (1935 – 2002), который активно трудился как на телевидении, так и в кино. Начав с вестернов, он поработал во всех возможных остросюжетных жанрах, к концу карьеры прочно перейдя на боевики. Одной из последних его работ на телевидении стал культовый сериал «Крутой Уокер», в тени которого и остался «Законник».
Между тем, это заслуживающее внимания кино. Ли Кацин, будучи постановщиком старой школы, простому экшну предпочитает детективный каркас с элементами юридического триллера, ведь главный герой – успешный адвокат. Его наставником является Чарли Мейсон, который под прикрытием профсоюзной деятельности проворачивает дела с мафией. Персонаж Эрика Робертса долгое время закрывает глаза на сомнительных клиентов, которых Чарли ему «подсовывает», но настаёт день, когда он становится свидетелем убийства знакомого владельца бара, совершённого тем, кого герой Робертса «отмазал» от тюремного срока.
В этом фильме режиссёр отчасти воскресил те события, свидетелем которых был в 1960-1970-е гг., когда в стране активно хозяйничала итальянская мафия, опутавшая своими узами все сферы власти. Бандиты Чарли Мейсона, как и он сам, ведут двойную жизнь, а всех свидетелей своих преступлений убирают без жалости. Роберт Вудфилд, герой Робертса, был благодарен Чарли Мейсону, считал его своим другом, так как тот помогал ему после смерти отца. Но настал день, когда Роберт не смог оправдывать Мейсона и закрывать глаза на «тёмные делишки» мафии.
Мелкие предприниматели, которых убивают люди Чарли, чтобы прибрать к рукам их землю, ни в чём не виноваты. Они честно работают, платят налоги и обеспечивают рабочими местами других людей. Чарли Мейсон, будучи главой профсоюза, наоборот должен представлять их интересы, защищать перед финансовыми акулами, но на деле Мейсон лишь прикрывается профсоюзной работой, дабы в глазах общества иметь высокий моральный авторитет. В США состязательное правосудие и многие граждане просто не поверили бы, что профсоюзный лидер может быть тайным миллионером, который деньги любит больше, чем любой банкир с Уолл-Стрит. Ради них он готов убить кого угодно, ибо деньги дают власть, а она всегда была главным капиталом американской мафии.
Казалось бы, на тему мафиозных кланов сложно снять оригинальный фильм, после основополагающих работ Фрэнсиса Форда Копполы и Мартина Скорсезе. Однако Ли Кацин сосредоточился на узкой теме профсоюзных мафиози, возможно, наиболее опасных представителей «коза ностра», ведь, повторимся, в глазах общества эти хищники часто остаются в белых ризах. Один из самых знаменитых профсоюзных деятелей Джимми Хоффа имел прямые контакты с мафией, что подтверждает и недавний фильм Мартина Скорсезе «Ирландец».
Чарли Мейсон верил Роберту Вудфилду, так как думал, что он будет преданным ему всегда, в знак благодарности за помощь в юности. Но Роберт оказался человеком с моральными принципами, что в его профессии встречается нечасто. Он не мог переступить через себя и забыть об убийстве владельца бара, а Чарли Мейсон наотрез отказывался выдавать убийцу властям, ведь это его правая рука. Для Чарли убийство мелких предпринимателей являлось допустимой жертвой. Целью мафии, выражаясь словами Фридриха Ницше, являются власть и влияние, оттого мафиози стремятся контролировать все государственные и общественные институты, а это возможно только при наличии больших денежных сумм.
Жанр боевика многие эстеты считают примитивным и не уделяют ему внимания. Однако нет плохих жанров – есть плохие фильмы. «Законник» является экшном с человеческим лицом, где столкновения с мафией главного героя совсем не препятствуют хорошей сценарной проработке характеров. Главный персонаж Роберт Вудфилд в достойном исполнении Эрика Робертса является принципиальным человеком, для которого даже признательность Мейсону не стала поводом закрыть глаза на убийство. Между долгом и честью он выбрал второе, за что и претерпел страдания в виде многократных покушений на свою жизнь и обвинения своей жены в двойном убийстве.
Чарли Мэйсон, наоборот, хитрый и жестокий человек, для которого не существует морали. В его образе режиссёр ещё раз напомнил, что благородных бандитов не бывает – всех мафиози интересуют только деньги, ибо они дают власть, которая является для них единственным смыслом, словно в соответствии с ложно понятой философией Ницше. Конечно, этот персонаж не был бы таким запоминающимся без отличной игры недавно умершего Дина Стокуэлла, подчеркнувшего такое качество героя, как оппортунизм. Мейсон не мучается моральными дилеммами. Человеческая жизнь для него не более чем мелкое препятствие на пути к обогащению.
Режиссёр при помощи талантливого актёра изобразил главу преступной организации не как исключительного злодея, что нередко встречается в криминальных боевиках, а как типичного представителя мафии, плоть от плоти её, в разрез с традицией романтизации преступников, свойственной американскому кино 60-х, на которые как раз и пришлось начало кинематографической деятельности Ли Кацина.
«Законник» стал последним фильмом не только для режиссёра, вскоре умершего от болезни, но и для актёра Фрэнка Луза, известного исполнителя второстепенных ролей. В 1999 году он также завершил актёрскую деятельность и сосредоточился на музейной работе.
Андрей Волков