Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / КиноТопы / Топ-50 кассовых провалов. Часть 1 из 2
Автор: Егор РябцевДата: 10.04.2022 06:34
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)
Есть что-то постыдное и приятное в том, чтобы считать чужие деньги. В частности те, что приносят продюсерам фильмы в прокате. И ещё более постыдное и приятное - считать те деньги, которые они потеряли.


Кино, знаете ли, это «сириус бизнес». Ещё братья Люмьеры продавали первым зрителям, смотревшим на синематограф как на мистику, билетики, чтобы те лицезрели великое прибытие поезда. Так или иначе, любой фильм, если абстрагироваться от творческой составляющей, всегда является аттракционом… а также «хлебом» для огромного числа людей, что задействованы в съёмках: от студийных владельцев и рекламщиков до художников постеров и водителей трейлеров кинозвёзд.

Бывает и так, что фильм не окупается и оборачивается кассовым провалом. На то много причин: отсутствие рекламы (или неправильная реклама), жёсткая конкуренция, непомерные производственные затраты, отрицательные отзывы критиков, «эффект Твиттера», скандалы, а также внешние факторы, такие как неудачное время выпуска картины на экраны или экономические проблемы общества в целом. Зачастую хочется недоуменно почесать затылок: как это так, почему наши с вами любимые фильмы так часто оказываются монументальными провалами? Ошибаются даже великие: Джордж Лукас, Стивен Спилберг и прочие имеют в своей фильмографии один-два, а то и больше кассовых провалов. В краткой сводке далее постараемся разобраться, оценив наиболее заметные (читай – позорные) строки голливудских студий. В конце концов, данные хоть и постыдные, но вполне открытые.



НЕТЕРПИМОСТЬ (INTOLERANCE), 1916
Режиссёр: Дэвид Уорк Гриффит
Бюджет: $ 385 907
Сборы: $ ???
Предполагаемый убыток: $ 2 000 000

Первый в истории кино пример эпического фильма… и не менее эпического провала. Трудно представить, но сумма в 385 тысяч долларов (хотя по некоторым источником – до двух миллионов долларов) была рекордной для своего времени. Triangle Studios, принадлежащая режиссёру «Нетерпимости» Гриффиту, обанкротилась, а сам Гриффит был обременён долгами ещё два десятилетия. Дело в том, что для этого «блокбастера», создатели выстроили самые большие для своего времени декорации, наняли 4000 статистов и сделали ещё много подобных дорогих и необязательных вещей. Также «Нетерпимости» не повезло выйти на экраны в моменты социальных потрясений для США. Пацифистские темы и три часа хронометража выглядели по меньшей мере странно на фоне вступления США в Первую мировую. Зато в дальнейшем кинокритики и историки кино признавали важность «Нетерпимости» для мировой культуры, а, например, в компьютерной игре L.A. Noire декорации «Нетерпимости» – целая игровая локация.



ЛЕОНАРД ШЕСТОЙ (LEONARD PART 6), 1987
Режиссёр: Пол Вейланд
Бюджет: $ 24 000 000
Сборы: $ 4 615 255 в США
Предполагаемый убыток: $ 4 600 000

Как ни странно, но Билл Косби какое-то время был очень даже популярен, поэтому идея полнометражного фильма с ним напрашивалась сама собой. «Леонард шестой» был удивительной неудачей (даже хуже, чем «Папа-призрак» позднее) и является причиной, почему о Билле Косби слышат сегодня лишь в скандальных сводках «жёлтой прессы». Данная пародия на шпионские фильмы оказалась настолько отвратительной, что была номинирована аж на пять премий «Золотой малины», получила три из них, а Косби, по слухам, даже купил права на этот фильм, чтобы в дальнейшем запретить его трансляцию и прокат.



ДОКТОР ДУЛИТТЛ (DOCTOR DOLITTLE), 1967
Режиссёр: Ричард Флайшер
Бюджет: $ 17 000 000
Сборы: $ 9 000 000 в США
Предполагаемый убыток: $ 10 000 000

Детское музыкальное приключение было снято во времена, когда к подобным произведениям относились куда легкомысленнее, чем сейчас. На волне успеха «Мэри Поппинс» от Disney кинорынок заполонили подделки. Классические детские книги была адаптированы на радость детишкам: рассеянный, эксцентричный ветеринар Джон Дулиттл умеет не только разговаривать с животными, но ещё и… петь? Съёмки были омрачены тем, что настоящие животные гадили буквально всюду, так что добродушная атмосфера была воссоздана лишь в кино. На деле же съёмочная группа столкнулась с проливными дождями, болезнями и недовольными жителями города, где проводились съёмки (недовольными настолько, что откровенно желали саботировать кинопроизводство). В итоге фильм имел непомерный для своего года бюджет, а неудача в прокате привела к тому, что студия Fox почти обанкротилась: оказывается, мерчандайз в виде официального саундтрека на пластинке и игрушек также плохо продавался. Успокаивали студию лишь девять номинаций на «Оскар» (включая лучший фильм), и признание критиками этого фильма «технически совершенным». Дальше, правда, всё было печально: и версия с Эдди Мерфи, и с Робертом Дауни-младшим также обладают сомнительными кинематографическими качествами.



ГОВАРД-УТКА (HOWARD THE DUCK), 1986
Режиссёр: Уиллард Хайк
Бюджет: $ 37 000 000
Сборы: $ 16 295 774 в США и 21 667 000 в мире
Предполагаемый убыток: $ 10 000 000

Основанный на персонаже Marvel Comics, «Говард-утка» какое-то время считался главным провалом Лукаса, правда, в качестве продюсера. Лукас нанял Уилларда Хайка и его жену Глорию Кац (оба в своё время помогли Лукасу с «Американским граффити»), но прогадал: боссы Universal рвали на себе волосы, когда комедия об утке из другого мира собрала жалкие 16 миллионов долларов. Конечно, это не самый выдающийся провал, однако, неужели кто-то на полном серьёзе мог поверить в успех «Говарда-утки» в 1986-м?! Маленький кукольный утёнок пошатнул положение студии и привёл к увольнению главы Universal Фрэнка Прайса. Джордж Лукас же из-за «Говарда-утки» залез в долги, и чтобы их погасить продал анимационное подразделение LucasFilm Стиву Джобсу: в будущем оно станет известно, как студия Pixar.



ПАДЕНИЕ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ (THE FALL OF THE ROMAN EMPIRE), 1964
Режиссёр: Энтони Манн
Бюджет: $ 19 000 000
Сборы: $ 4 750 000 в США
Предполагаемый убыток: $ 14 300 000

Трёхчасовой эпос в жанре пеплум для своего времени обладал непомерно высоким бюджетом. Кино в тот момент конкурировало с телевидением, поэтому продюсеры поставили себе цель создать максимально зрелищный фильм, недоступный для телевизионщиков. Фильм мог похвастаться вычурными декорациями, громким актёрским составом, натурными съёмками в Испании, оркестровой партитурой и широкоформатными технологиями. Создатели даже реконструировали древнеримский Форум (что, кстати, на тот момент стало самой большой декорацией в истории кино), сняли боевую сцену с массовкой из 8000 (!) человек, а также выплатили рекордный для Голливуда той эпохи гонорар – 1 миллион долларов лично Софи Лорен. Публика, однако, интереса не проявила: кинозрители устали от эпосов вроде вышедшей годом ранее «Клеопатры», что нанесло сильный финансовый ущерб студии Paramount.



КЛЕОПАТРА (CLEOPATRA), 1963
Режиссер: Джозеф Лео Манкевич
Бюджет: $ 44 000 000
Сборы: $ 57 777 778 в США
Предполагаемый убыток: $ 20 000 000

Широко известный фильм Манкевича, снятый в Риме и в Египте, оказался катастрофой для 20th Century Fox и в целом для всей студийной системы. В 1959-м Элизабет Тейлор заключила контракт на главную роль в этом фильме и стала в одночасье самой высокооплачиваемой актрисой в истории Голливуда – один только её гардероб для фильма насчитывал 5 дюжин костюмов и стоил почти 2 миллиона долларов. Далее: замена режиссёра с Рубена Мамуляна, который ушёл на пенсию в 1961-м, перерасходы на декорации и т.п. На момент своего выпуска «Клеопатра» была самым дорогим фильмом в истории – бюджет в $44 млн. с поправкой на современный курс составил бы около 300 миллионов. К тому же это был самый длинный фильм, снятый в США: 4 часа и 3 минуты. Ещё одной статьёй затрат являлся контракт Тейлор: фильм сняли на 70-мм плёнку по технологии, разработанной мужем актрисы. Возрастающие неконтролируемые расходы (при первоначальном бюджете в 2-6 миллионов) привели к тому, чтобы билеты на него в кинотеатрах США стоили 5 с половиной долларов – примерно в три раза больше, чем на любой другой фильм. Но ни высокая цена билетов, ни даже номинация на «Оскар» за лучший фильм не спасли от оглушительных финансовых потерь. 20th Century Fox даже стала распродавать принадлежащую ей землю, а от полного коллапса студию спас коммерческий хит «Самый длинный день».



ДЮНА (DUNE), 1984
Режиссёр: Дэвид Линч
Бюджет: $ 40 000 000
Сборы: $ 30 925 690 в США
Предполагаемый убыток: $ 20 000 000

Адаптация «Дюны» – история сама по себе интересная. Первые попытки данного мероприятия начались аж в 1970-х, но прервались из-за смерти продюсера Артура Джейкобса. Следующая творческая группа, в которую входили, кстати, Орсон Уэллс и Сальвадор Дали, с Ходоровски у руля также потерпела фиаско. Ридли Скотт предпочёл съемкам «Дюны» «Бегущего по лезвию». Настало время Линча, после «Человека-слона» прослывшего модным режиссёром. Дэвид загорелся желанием создать свой мир, но студия Universal, видимо, не особо понимала, что за парень этот Линч. В результате вместо аналога «Звёздных войн» (кстати, любопытный мерчендайз в виде детских игрушек по «Дюне» Линча действительно можно найти на E-bay) зрителю подсунули бессвязный бред про Квизатц Хадераха и Гом Джаббары. «Высокую фантастику» критики называли длинной, медленной и плохо скомпонованной. Обычные зрители просто ничего не поняли и раздражались от того, что герои «думают вслух», т.е. из-за вездесущего закадрового голоса, поясняющего мотивации персонажей. Дорогие спецэффекты на первый взгляд выглядели необычно, но спустя год вышли «Индиана Джонс и храм судьбы» и «Охотники за привидениями», из-за чего «Дюна» стала выглядеть в лучшем случае наивно. Линч, конечно, намотал на ус опыт сотрудничества с «большим Голливудом», но, кажется, сделал для себя выводы: не связываться с массовым, студийным кино.



ШОУГЁЛЗ (SHOWGIRLS), 1995
Режиссер: Пол Верховен
Бюджет: $ 45 000 000
Сборы: $ 20 350 754 в США
Предполагаемый убыток: $ 25 000 000

Этот фильм вскоре стал культовым или тем, что многие киноманы готовы назвать guilty pleasure: «грязный», высокобюджетный фильм для взрослых. Диковинный фильм стал вехой в истории, оказавшись первым проектом со взрослым рейтингом, который получил широкое распространение в кинотеатрах и первым крупнобюджетным фильмом с «обнажёнкой» за много лет (наверное, со времён «Калигулы»). Увы, ему сопутствовали лишь критический и коммерческий провалы: и зрители, и критики сочли фильм эксплуатационным, бездушным, а некоторые и вовсе отвратительным и циничным. Даже те, кто пришли за «клубничкой», были разочарованы: отдельные личности называли «Шоугелз» «сексуально скучным». Чтобы проиллюстрировать дух «Шоугёлз» формата «так плохо, что даже хорошо», фильм получил рекордные тринадцать номинаций на «Золотую малину», собрал семь из них (причём на церемонию пришёл сам Пол Верховен), а также является признанной «худшей картиной десятилетия» 1990-х. Ну хоть тему сисек раскрыл.



БЭТМЕН И РОБИН (BATMAN & ROBIN), 1997
Режиссёр: Джоэл Шумахер
Бюджет: $ 125 000 000
Сборы: $ 107 325 195 в США и $ 130 881 927 в мире
Предполагаемый убыток: $ 25 000 000

Несмотря на то, что фильм окупил себя в прокате, «Бэтмен и Робин» стал причиной того, что Тёмный Рыцарь пропал с экранов до выхода «нолановской» трилогии. Вероятно, здесь сыграло само имя Бэтмена и агрессивная маркетинговая кампания, но, надо признать, этот фильм не дал ничего, кроме мерчандайза в виде игрушек и ставшими притчей во языцех «бэт-кредитки» и «сосков Джорджа Клуни». Яркие костюмы, бессмысленный сюжет, визуальная перегрузка – Джорджу Клуни в дальнейшем даже пришлось публично извиняться за этот фильм, карьеры Криса О’Доннелла и Алисии Сильверстоун были аннигилированы, а остальное и так известно – 11 номинаций на «Золотую малину» и непрекращающиеся по сей день смешные обзоры в интернете.



ПОСЛЕДНИЙ КИНОГЕРОЙ (LAST ACTION HERO), 1993
Режиссёр: Джон МакТирнан
Бюджет: $ 85 000 000
Сборы: $ 50 016 394 в США и $ 87 282 095 в мире
Предполагаемый убыток: $ 30 000 000

Насколько горячо сейчас публика любит этот фильм, настолько же шумно «Последний киногерой» в своё время провалился. Сатирическая пародия на боевики своего времени в прокате разочаровала своих создателей. Связано это было прежде всего с перерасходом средств на этапе пре-продакшна: сценарий многократно переписывали, чтобы охватить все шутки про боевики. Среди других возможных причин провала можно выделить мягкий рейтинг 13+, заранее отрезавший основную аудиторию боевиков, и весьма ограниченную рекламу, т.к. студия Columbia Pictures ошибочно полагала, что само присутствие Арнольда Шварценеггера сделает фильму имя. Ну, и само собой, «Последнему киногерою» не посчастливилось выйти в одни выходные с «Парком Юрского периода».



КЛУБ «КОТТОН» (THE COTTON CLUB), 1984
Режиссёр: Фрэнсис (Форд) Коппола (в титрах значится именно как Фрэнсис Коппола)
Бюджет: $ 58 000 000
Сборы: $ 25 928 721 в США
Предполагаемый убыток: $ 32 000 000

Музыкальная криминальная драма об эре «сухого закона» в США должна была стать очередным шедевром от Фрэнсиса Форда Копполы. Или нет? Фильм оказался посредственным – его тепло встретили критики, но амбиции создателей были слишком непомерны. Хотя Коппола по-прежнему считается одним из величайших постановщиков в истории кино, «Коттон» неизбежно провалился в прокате. Коппола в принципе не очень-то хотел снимать этот фильм, да и кинопроект оказался слишком масштабным для своего времени. Более того, обычные люди не могли понять тон: это история любви, гангстерский фильм в стиле «Крёстного отца» или же мюзикл? Сказался ещё и неприятный скандал, в которой оказался вовлечён продюсер фильма Роберт Эванс. Сперва Эванс был признан виновным в хранении кокаина, а после выхода «Клуба» грянули новые проблемы – на странице продюсера Роберта Эванса в английской «Википедии» можно подробно почитать про Cotton Club Murder, к которому Эванс был причастен: заказное убийство другого продюсера и главного спонсора съёмок «Коттона» Роя Рэдина.



ВРАТА РАЯ (HEAVEN’S GATE), 1980
Режиссёр: Майкл Чимино
Бюджет: $ 44 000 000
Сборы: $ 3 484 331 в США
Предполагаемый убыток: $ 40 000 000

Майкл Чимино после выдающегося «Охотника на оленей» решил, что он гуру и ему можно всё. В United Artists почему-то подумали так же и предоставили режиссёру беспрецедентный творческий контроль над фильмом и невероятно большой бюджет, которого хватило чтобы выстроить в штате Монтана целый городок Дикого Запада. Единственное, на что не пошла студия, так это на изменение названия: изначально режиссёр хотел назвать фильм «Врата Рая Майкла Чимино» (а вот у Зака Снайдера с «Лигой справедливости» получилось, – прим. ред.). И хотя в проекте приняли участие известные актёры (Кристофер Уокен, Джон Хёрт, Крис Кристофферсон, Изабель Юппер), с тех пор «Врата рая» стали синонимом коммерческого провала. Не спасла даже красивая постановка – критики отмечали общую занудность постановки, а обычные зрители неприемлемую наготу, насилие и тяжёлое повествование. Что и немудрено, ведь изначально фильм длился аж 5 часов и 25 минут: для проката его порезали до «легкомысленных» 219 минут. Картина была обречена изначально, но всё же смогла установить один рекорд, став на момент своего выхода крупнейшим провалом в истории кино. В итоге United Artists (кстати, дистрибьютер таких хитов как «Рокки», фильмов про Джеймса Бонда и «Полуночного ковбоя») были проданы MGM.



ИШТАР (ISHTAR), 1987
Режиссёр: Элейн Мей
Бюджет: $ 55 000 000
Сборы: $ 14 375 181 в США
Предполагаемый убыток: $ 40 000 000

Может показаться, что тут была заявка на успех: сразу два обладателя «Оскаров» в одном фильме – Дастин Хоффман и Уоррен Битти. Но не тут-то было, ведь студия Columbia Pictures оказывала на постановщицу Элейн Мей огромное давление, после чего последовали задержки с графиком продакшена, раздувание бюджета из-за перерасхода средств, трудности с натурными съёмками в пустыне и ссоры между актёрами. Фильм оказался катастрофой, упав на самое дно бокс-оффиса, а теперь периодически всплывает лишь в рейтингах самых дурных фильмов. Хоффман, правда, от этого удара оправился (и даже смог в следующем году заполучить «Оскар» за «Человека дождя»), но для Элейн Мей «Иштар» оказался последним фильмом в её карьере.



МСТИТЕЛИ (THE AVENGERS), 1998
Режиссёр: Джеримайя С. Чечик
Бюджет: $ 60 000 000
Сборы: $ 23 384 939 в США
Предполагаемый убыток: $ 45 000 000

Не те «Мстители», что от Marvel, а те, что с видеокассет. Неприглядный фильм Warner Bros. за 60 миллионов был основан на популярном сериале 60-х о секретных агентах. Рэйф Файнс и Ума Турман предстали перед публикой в образе интеллигентной пары шпионов, борющейся со страдающим манией величия Шоном Коннери. Звучит небезынтересно, но уже с тестовых показов стали поступать сигналы о проблемах: зрители указывали на мрачность, поверхностность повествования и несвязный сюжет. Студия, скрепя сердце, отложила премьеру до конца лета (первоначальной планировался июнь 1998-го), а также, якобы из-за боязни спойлеров, ввели недельное эмбарго на публикацию рецензий критиков, надеясь, что задержка отзывов в прессе поможет прокату. Не помогла: критики разгромили «Мстителей», отмечая неубедительные диалоги, отсутствие химии между тусклыми персонажами, жанровую путаницу, однако, всё же хвалили дорогие спецэффекты. «Мстители» слегка поправили положение студии выпуском на видеокассетах, но у режиссёра Чечика карьера с тех пор ограничивается только сериалами.



ГУДЗОНСКИЙ ЯСТРЕБ (HUDSON HAWK), 1991
Режиссёр: Майкл Леманн
Бюджет: $ 65 000 000
Сборы: $ 16 218 080 в США
Предполагаемый убыток: $ 45 – 48 000 000

Злополучный комедийный боевик от Columbia Pictures создавали не столько как ироничную пародию на нуар (само название напоминает о «Мальтийском соколе»), сколько этакую серьёзную версию «Голого пистолета» – одновременно и комедию, и лихой фильм-ограбление. Создатели замахнулись на большой кусок: львиная часть расходов на кинопроизводство была связана с недешёвыми съёмками в Нью-Йорке, Лондоне, Риме и Будапеште. При этом рекламная кампания этого абсурдистского фильма строилась на демонстрации «Ястреба» как боевика – сказывалась недавняя роль Уиллиса в сиквеле «Крепкого орешка». Публика проект не поняла, хотя, вроде как, в «загробной жизни» у «Ястреба» всё было не так печально: кинофильм стал популярен на видеокассетах.



ВОДНЫЙ МИР (WATERWORLD), 1995
Режиссёр: Кевин Рейнольдс
Бюджет: $ 175 000 000
Сборы: $ 88 246 220 в США и $ 175 972 000 в мире
Предполагаемый убыток: $ 50 000 000

Кевин Костнер был самым главным человеком в Голливуде после «Танцев с волками» и «Телохранителя», поэтому немудрено, что он «зазвездилися». Итогом «головокружения от успехов» стал «Водный мир» – самый дорогой фильм на момент его создания, вариация на тему «Безумного Макса» и «Бегущего по лезвию». Правда, он был окрещён провалом ещё до выхода на экраны, ведь никто не мог поверить в столь бредовый сюжет. А жаль, ведь создатели действительно выстроили плавучий город-крепость на Гавайях. Это, кстати, и сказалось на бюджете: из-за непогоды съёмки откладывали, декорации то и дело страдали из-за стихии, а Костнер ругался со всеми из-за обострения своей «звёздной болезни» и последствий развода с Синтией Силвой. После «Водного мира» кредит доверия к Костнеру стал иссякать, после чего окончательно рухнул из-за «Почтальона».



ГЛУБОКОВОДНЫЙ ГОРИЗОНТ (DEEPWATER HORIZON), 2016
Режиссёр: Питер Берг
Бюджет: $ 110 000 000
Сборы: $ 61 433 527 в США и $ 60 356 846 в мире
Предполагаемый убыток: $ 60 000 000

Драма-триллер от Питер Берга, основанная на реальном историческом событии козыряла своей масштабностью. Первоначально режиссёром фильма должен был стать Джей Си Чендор («Самый жестокий год»), однако, из-за творческих разногласий его заменили. Разногласия эти заключались в видении продюсеров: фильм не должен был стать социально ориентированным или политическим, а лишь приносить прибыль в качестве эпического фильма-катастрофы и бездумного развлечения. Тем не менее, критики, которые всё равно подчёркивали реалистичные и сильные спецэффекты, увидели в «Глубоководном горизонте» именно беззубое политическое высказывание и, как следствие, желание нажиться на людском горе. Кое-кто даже обвинил создателей в цинизме: мол, вы замалчиваете преступления BP, а в контексте истории подобное недопустимо. Либеральная повестка сожрала сама себя, а зрители проголосовали кошельком: несмотря на хороший старт, публика сперва пошла на оптимистичный «Дом странных детей мисс Перегрин», а затем на проект о катастрофе с хорошим концом – «Чудо на Гудзоне». По крайней мере «Глубоководный горизонт» унёс две номинации на «Оскар», правда, без самих наград.



ПОЧТАЛЬОН (THE POSTMAN), 1997
Режиссёр: Кевин Костнер
Бюджет: $ 80 000 000
Сборы: $ 17 626 234 в США
Предполагаемый убыток: $ 70 000 000

Длинный футуристический вестерн Костнера был снят за баснословные 80 миллионов. Неудачный фильм пытался эксплуатировать тогдашний образ Костнера (уставшего от жизни циничного одиночки – невольного антигероя), но неудачно. Кевин всерьёз стал считать себя маэстро кинематографа (даже сам занял режиссёрское кресло), что забыл об основных вещах, таких как интересный сюжет и продуманные персонажи. Критики называли «Почтальона» затянутым и претенциозным. Зрители же откровенно скучали: три эпических часа могли развлечь разве что любопытным визуалом, но эмоциональные манипуляции, а также самовосхваление Костнера, отбили от кинотеатров даже его преданных фанатов. Печально известный «Почтальон» окончательно задвинул Костнера в реестр голливудских аутсайдеров, выиграл все пять основных номинаций «Золотой малины» («Худший актёр», «Худший режиссёр», «Худшая песня», «Худший сценарий» и «Худший фильм») и даже боролся (безуспешно) за звание «Худшего фильма десятилетия» на вручении антипремии в 2000-м.



БАЛЛИСТИКА: ЭКС ПРОТИВ СИВЕР (BALLISTIC: ECKS VS. SEVER), 2002
Режиссёр: Вич Каосаянанда
Бюджет: $ 70 000 000 + $ 20 000 000 на маркетинг
Сборы: $ 14 307 963 в США и $ 5 616 070 в мире
Предполагаемый убыток: $ 70 000 000

Боевик-триллер, снятый под влиянием гонконгских экшн-фильмов, провалился в прокате настолько оглушительно, что по сей день всплывает в списках а-ля «самые худшие фильмы в истории кино». «Баллистика» отпугивала публику уже одним своим названием. Дополнительные жалобы на скучную и невнимательно-бессвязную сюжетную линию только подливали масла в огонь зрительского негодования: аудитории не понравились ни взрывы, ни саундтрек из хэви-металла, ни бесконечные перестрелки. В итоге 90 миллионов долларов ушло на похороны карьеры тайского режиссёра Вича «Каоса» Каосаянанды, что по сей день снимает проходной трэш, а также сбитие с небесной орбиты на землю Люси Лью и Антонио Бандерас, фильмографии которых, кажется, до сих пор не могут оправиться.



АЛЕКСАНДР (ALEXANDER), 2004
Режиссёр: Оливер Стоун
Бюджет: $ 155 000 000 + $ 40 000 000 на маркетинг
Сборы: $ 34 297 191 в США и $ 133 001 001 в мире
Предполагаемый убыток: $ 70 000 000

Трёхчасовое приключение за авторством Оливера Стоуна о легендарном царе Александре Великом вышло слишком раздутым фильмом – с этим согласятся даже поклонники этого произведения. Конечно, чего ещё ожидать от ленты с эпическим тэглайном «судьба благоволит храбрым»? Только суперзвёздного состава: Анджелина Джоли, Колин Фаррелл, Вэл Килмер, Джаред Лето, Энтони Хопкинс, Розарио Доусон, Кристофер Пламмер и др. Несмотря на столь прославленные имена, именно они и разрушали иллюзию: Фаррелл на их фоне выглядел особенно посредственным и неубедительным Александром, особенно в своём ужасном светлом парике. Временами фильм даже скатывался в непреднамеренную комедию: даже странно, что Оливер Стоун представил фильм о сложной исторической фигуре таким образом. Потом, кстати, режиссёр открещивался от киноверсии, говорил, мол, студия Warner Bros. беспощадно перемонтировала его вариант, чтобы «не отпугнуть зрителей». Рёжиссерская версия длится 3 часа 40 минут, и вы сами можете сделать вывод: спасает ли видение постановщика фильм или делает просмотр ещё труднее.



КОШКИ (CATS), 2019
Режиссёр: Том Хупер
Бюджет: $ 95 000 000
Сборы: $ 27 166 770 в США и $ 46 666 689 в мире
Предполагаемый убыток: $ 70 000 000

Нелепый мюзикл был ещё по трейлеру назван «богомерзким уродом», а редакция «25-го кадра» сразу же заклеймила фильм победой в позорной номинации «Шляпа года». Чтобы поверить, что такой кошмар был вообще выпущен на экраны, необходимо посмотреть его самому. Как ни странно, некоторые критики хвалили «Кошек» за сюрреалистическую атмосферу, но жёстко ругали за агрессивный тон, омерзительную графику, отсутствие развития сюжета, нереально дурной монтаж и неразборчивый саундтрек. Что касается обычных зрителей, то, понятное дело, столь «вырвиглазное» зрелище просто отпугивало обывателей – и упаси вас Зевс идти на этот фильм с детьми! Возможно, студия Universal понимала, какое чудовище выродила на свет и потому решила убить проект ещё в зародыше, выпустив его в одну неделю с «Скайуокер: Восход».



ПОЛЕ БИТВЫ: ЗЕМЛЯ (BATTLEFIELD EARTH: A SAGA OF THE YEAR 3000), 2000
Режиссёр: Роджер Кристиан
Бюджет: $ 73 000 000 + $ 30 000 000 на маркетинг
Сборы: $ 21 471 685 в США и $ 8 253 978 в мире
Предполагаемый убыток: $ 73 000 000

Джон Траволта после череды успешных фильмов в 90-х имел определённый кредит доверия у зрителей. Как ни странно, именно Джон продвигал этот непривлекательный фильм в производство на протяжении аж двух десятилетий. Сомнительная адаптация пропагандистского научно-фантастического романа гуру сайентологии Л. Рона Хаббарда стала производной от антиутопических фантастических фильмов с примесью «Планеты обезьян». Крупный режиссёрский проект Роджера Кристиана был попросту уничтожен критиками, вволю проехавшимися по смехотворному и бессвязному сюжету, некомпетентному монтажу, штампованным диалогам, уродливым спецэффектам и неприятному саундтреку. Он больше походил на плохой телевизионный фильм, чем на блокбастер за 73 миллиона. Провал был мощнейшим: Роджер Кристиан не оправился до сих пор, снимая только низкобюджетные картины, а Джон Траволта не сделал правильных выводов и стал настаивать на съёмках сиквела (!!!).



ВОКРУГ СВЕТА ЗА 80 ДНЕЙ (AROUND THE WORLD IN 80 DAYS), 2004
Режиссёр: Фрэнк Корачи
Бюджет: $ 110 000 000 + $ 30 000 000 на маркетинг
Сборы: $ 24 008 137 в США и $ 48 170 758 в мире
Предполагаемый убыток: $ 74 000 000

Глупый, старомодный, но всё же добродушный фильм старался изо всех сил понравиться публике. По большей части сами Disney признали его «туповатость» ещё на стадии разработки, но контракты с комиком Стивом Куганом и легендарным Джеки Чаном были уже подписаны. Фильм оказался динамичным, смешанным со стандартными элементами «джекичановского» проекта семейным приключением, но почему-то публика не захотела насладиться зрелищем, что привело к низким сборам. Вероятно, сказалась очень сильная конкуренция за семейную аудиторию: на фоне «Гарри Поттера и узника Азкабана» и «Шрека 2» «Вокруг света» действительно выглядел посредственно. Не помогла даже «последняя роль» Арнольда Шварценеггера, готовящегося уйти в политику.



ЗЕЛЁНЫЙ ФОНАРЬ (GREEN LANTERN), 2011
Режиссёр: Мартин Кэмпбелл
Бюджет: $ 200 000 000
Сборы: $ 116 601 172 в США и $ 103 260 000 в мире
Предполагаемый убыток: $ 75 000 000

Долгожданный фильм о легендарном персонаже комиксов DC также оказался финансовым самоубийством. Критики здорово «пропесочили» ленту в прессе, называя её лишённой воображения и безжизненной. Фанаты комиксов им вторили, утверждая, что супергероя, дескать, изобразили неверно, а Райан Рейнольдс – тот ещё «петрушка». Обычные зрители, далёкие от «высокой культуры» и комиксов, видели лишь убогую компьютерную графику, непоследовательный темп и запутанный сценарий. Фиаско было столь сильным, что Рейнольдс полностью реабилитировался разве что к «Дэдпулу» и, судя по приколам из сцены после титров сиквела, сам стыдится своего участия в «Фонаре». DC, так или иначе, будет очень серьёзно думать перед запуском любого другого live action проекта о Зелёном Фонаре в рамках своей киновселенной. Ну а режиссёр Мартин Кэмпбелл был почти шесть лет без работы – до «Иностранца» в 2017-м.



ГОВОРЯЩИЕ С ВЕТРОМ (WINDTALKERS), 2002
Режиссёр: Джон Ву
Бюджет: $ 115 000 000 + $ 35 000 000 на маркетинг
Сборы: $ 40 000 000 в США и $ 36 714 187 в мире
Предполагаемый убыток: $ 76 – 80 000 000

Гонконгский режиссёр боевиков Джон Джонович Ву сделал себе имя на «Без лица» и сиквеле «Миссии: Невыполнима». И вот он берётся за драматический эпос на тему Второй мировой с морскими пехотинцами, защищающими индейцев-навахо, которые используют свой язык, чтобы шифровать данные от японских разведчиков. Что могло пойти не так? Оказалось, что многое: Джон Ву решил отойти за рамки шаблонного боевика, но для него это оказалось следованием голливудским клише фильмов о войне. Жестокие и зрелищные бои обычные зрители сравнивали со «Спасти рядового Райана», а критики качали головой – Джон Ву, видите ли, подражал самому себе, используя весь немаленький бюджет на боевые сцены. Надуманный фильм был принят относительно тепло, наверное, разве что в нашей стране: зрителям из США было явно не до этого, ведь трагедия 11 сентября заставила продюсеров перенести проект на 2002-й, в котором проект уже не заметили.


Егор Рябцев

>>> ЧИТАТЬ ЕЩЕ ТОПЫ! <<<
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 229 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio