Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Культовое кино / Восставший из ада
Автор: Егор РябцевДата: 07.10.2022 02:07
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)
Прошло более 30 лет с тех пор, как мир кинематографа потряс... он. Он вам не Фредди Крюгер и не мужик с бензопилой, «промышляющий» в штате Техас. Он – создание более утончённое и, соответственно, извращённое.


ВОССТАВШИЙ ИЗ АДА

Его имя Пинхэд – «человек-булавка» и сие существо относится к расе сенобитов, вышедших из воспалённой фантазии автора «высоколитературных» хорроров Клайва Баркера.

Один из самых дальновидных авторов ужасов самостоятельно преобразовал скромную новеллу в классику хоррора-слэшера, не чурающуюся и философских тем: по крайней мере, в инкубах и суккубах из ада можно найти больше смысла, чем в каком-нибудь дурном маньяке с мачете в хоккейной маске. В чём-то уникальный фильм ужасов открыл зрителям и сексуальные подтексты, и даже показал, что хоррор может быть сделан с размахом – «Восставший из ада» в прямом смысле заполучил «загробную жизнь» на видеокассетах и видеосервисах, в формате комиксов и рассказов «по мотивам», и, наконец, «пасхальных яйцах» в различного рода произведениях.

Ниже предлагаем оценить взлёты и падения серии, чья история началась в момент, когда Клайв Баркер в 1986 году написал повесть «Сердце ада». Франшиза ужасов, которую одни зрители могут посчитать слишком заумной (неужели?), а другие – слишком глупой, является примером того, что современный Голливуд не понимает, как правильно распоряжаться авторскими правами: несмотря на ворох креативных идей, лучшими представителями линейки оказываются неказистые ужастики 80-х и 90-х.



ВОССТАВШИЙ ИЗ АДА (HELLRAISER), 1987

Режиссёр:
Клайв Баркер (автор повести; «Ночной народ», «Повелитель иллюзий»)
Слоган: Он уничтожит вашу душу

Ларри Коттон, его жена Джулия и дочь Ларри от первого брака по имени Кёрсти переезжают в дом брата Ларри – Фрэнка. Фрэнк исчез незадолго до событий фильма при таинственных обстоятельствах, приобретя на базаре шкатулку-головоломку, собрав которую можно вызвать созданий из преисподней. Сам же Фрэнк «восстаёт из ада» в образе монстра-скелета, который нуждается в плоти, чтобы заново ожить.

Интересно, что в первом фильме «восставшим из ада» считался именно Фрэнк – едва напоминающий человека кусок «бабл-гама», а Пинхэд был вообще заявлен в титрах лишь как «главный сенобит». Почему? Да потому что авторы не предполагали, что демоны станут краеугольным камнем истории; даже в рамках сюжета первого фильма они ограничиваются лишь статусом инструментов, едва двигающих события картины вперёд.

Первый проект в линейке выпустили под патронажем New World Pictures – независимой студии, чьё подразделение New World Television было ответственно за легендарную «Санту-Барбару». Само производство было наполовину британским, а скромный фильм с относительно неизвестным актёрским составом, во-первых, стал режиссерским дебютом Баркера, а во-вторых, дал ему хорошую рекламу как писателю. Готическая атмосфера и прорывные практические спецэффекты позволяют оригиналу выглядеть достойно и в наши дни. Мрачный фильм к тому же является этаким «психологическим слэшером» – по крайней мере плотские удовольствия, запоминающиеся образы и некоторые неожиданные сюжетные повороты ставят «Восставшего из ада» на уровень выше ужастиков-однодневок тех лет.



ВОССТАВШИЙ ИЗ АДА 2 (HELLBOUND: HELLRAISER II), 1988

Режиссёр:
Тони Рэндел («Амитивилль 1992», «Клещи»)
Слоган: Время играть

После событий первой части Кёрсти попала в психиатрическую больницу. Она убеждена, что демоны-сенобиты способны её достать, а порталом для «восстания из ада» может оказаться матрац из старого дома. Лечащий врач Кёрсти относится к «бредням» пациентки с особым интересом, ведь он хочет использовать ту самую злую шкатулку в собственных извращённых целях.

Культурный феномен другой серии ужасов «Кошмар на улице Вязов» диктовал «ковать сиквелы», пока горячо. Продолжение вышло спустя год и, можно сказать, поставило точку в каноне: это последняя часть, к которой руку приложил автор Клайв Баркер, в данном случае ограничившись должностью исполнительного продюсера. Так или иначе, несмотря на небольшой реткон (теперь сенобиты – не стражи шкатулки, а скорее её узники), «Восставший из ада 2» продолжает историю первого фильма, наполнен ещё более экстремальным насилием (если это вообще возможно) и яркими визуальными образами, поражает сюрреалистическим сюжетом, что позволило ему даже попасть в список «500 лучших фильмов ужасов» (не по версии журнала «25-й кадр», так что расслабьтесь, эта подборка любительского уровня не заслуживает вашего внимания, – прим. ред.).

Более творческое продолжение демонстрирует возросшие масштабы. Сиквел даже позволяет лицезреть одно из самых креативных изображений Ада за всю историю кино (и, что интересно, единственный раз более-менее высокобюджетно в данной серии), и даже дьявола в образе гигантского ромба. Довольно впечатляющее зрелище, по крайней мере, учитывая нишевую направленность «Восставшего из ада». Здесь и своеобразная предыстория Пинхэда (движимый посттравматическим стрессовым расстройством ветеран Первой Мировой капитан Спенсер нашёл «плотские удовольствия» в той самой шкатулке), и повторение повествовательных приёмов первого фильма в другом контексте, и удобное резюме событиям предшествующей части. Главными звёздами всё равно остаются спецэффекты и грим.

Темы сиквела и оригинала переплетаются: человек эгоистичен, сенобит – закономерная ступень его эволюции, а Ад – состояние бытия, а не географическое место. Что ж, авангардный фильм оказал влияние на тот же «Сквозь горизонт» и многие другие последующие проекты с оккультными сюжетами, закрепив успех «Восставшего из ада» в киномире.



ВОССТАВШИЙ ИЗ АДА 3: АД НА ЗЕМЛЕ (HELLRAISER III: HELL ON EARTH), 1992

Режиссёр:
Энтони Хикокс («Чернокнижник 2: Армагеддон», «Внезапный удар»)
Слоган: То, что началось в Аду, закончится на Земле

Пинхед, заключённый в статую после событий второй части, воскрешает себя, находит помощника, и идёт вразнос. Противостоять ему может только отважная репортёрша и, внезапно, светлая сторона души сенобита.

Выпущенный в 1992-м триквел представляет собой квинтэссенцию духа 1990-х в кино. По крайней мере с визуальной точки зрения. Баркер к третьему фильму плюнул на серию и ушёл заниматься «Ночным народом», оттого «Ад на Земле» и кажется настолько вымученной фантазией на заданную тему. Тут вам и расширение предыстории Пинхэда, и удаление Кёрсти из сценария (авторы ограничились фан-сервисом), и окончательная трансформация в слэшер в стиле рок, где количество жертв возрастает с каждой новой сценой. Достаточно сказать, что Пинхэд убивает сотню человек в ночном клубе, а в титрах звучит та самая музыка (https://www.youtube.com/watch?v=zw79RVnlCb0).

Причина кроется в резкой смене продюсеров. Первые два фильма были сделаны под крылом независимой киностудии, а к триквелу права на «Восставшего из ада» продали компании Miramax, которой руководили в тот момент братья Вайнштейны, решившие сделать «звездой» именно Пинхэда.

Естественно, смена курса отразилась на повествовании. Самонадеянное мифотворчество, хардкорное веселье вроде сдирания кожи с людей заживо, и прочие «радости жизни» привели к тому, что триквел стал первым признаком падения качества франшизы.



ВОССТАВШИЙ ИЗ АДА 4: КРОВНОЕ РОДСТВО (HELLRAISER: BLOODLINE), 1996

Режиссёр:
Кевин Ягер («Байки из склепа») под «легендарным» псевдонимом Алан Смити
Слоган: Прошлое, настоящее и будущее встретится на перекрестке ада

В 2127-м на космической станции «Минос» произошёл загадочный инцидент, связанный с сенобитами. Корни проклятой шкатулки следует искать во Франции XVIII века, а ключом к событиям, происходящим на космической станции, станет таинственная женщина из Нью-Йорка 1996-го.

Фильм, являющий собой одновременно сиквел и приквел основной серии, стал знаковым хотя бы тем, что последним в линейке получил широкий прокат. Из-за невысоких сборов «Кровного родства» дальнейшие ленты получали релиз сразу на видео.

Несмотря на завязку в космосе, большая часть действия «Кровного родства» разворачивается во Франции XVIII века, где создатель игрушек Лемаршан разрабатывает ту самую шкатулку зла – «Конфигурацию плача» для одержимого оккультизмом аристократа (кстати, приспешника вельможи играет Адам Скотт в одной из первых ролей в кино). Несмотря на амбиции авторов и желание показать всю историю, «Кровное родство» всё равно является халтурой. Может быть, сказался монтаж – Кевин Ягер даже потребовал убрать своё имя из титров, посчитав, что конечный продукт слабо похож на его задумку (якобы в Miramax сделали акцент на Пинхэде в обход режиссёра). В итоге напыщенное, глупое и во многом неуместное «Кровное родство» было справедливо плохо воспринято как фанатами, так и случайными зрителями.



ВОССТАВШИЙ ИЗ АДА 5: ПРЕИСПОДНЯЯ (HELLRAISER: INFERNO), 2000

Режиссёр:
Скотт Дерриксон («Синистер», «Доктор Стрэндж»)
Слоган: Ужасающая новая глава в наследии «Восставшего из ада»!

Детектив и грязный коп Джозеф из Лос-Анджелеса на свою беду берётся за раскрытие ритуальных убийств. Естественно, в ходе расследования герой сталкивается с той самой шкатулкой, таинственным «Инженером» и многими не самыми приятными вещами. Впереди бесконечный кошмар…

По какой-то причине правообладатели в лице Dimension Films не были уверены, что делать с франшизой далее и вместо того, чтобы обратиться к новым идеям, студийные боссы просто стали адаптировать имеющиеся у них в распоряжении сценарии хорроров под мифологию «Восставшего из ада». Начиная с этого фильма «Восставший из ада» нашёл прибежище в чудесном мире видеокассет, а позже – DVD и видеосервисов. Широкого проката киноленты линейки больше не получали. Первый фильм «кассетного» периода оказался самым лучшим, а далее качество картин неуклонно падало (и это несмотря на малое экранное время в 4 минуты у Пинхэда в «Преисподней»!).

По сути, сюжет представляет собой детектив о поисках серийного убийцы с вкраплением мистических элементов (неожиданно ближайшими аналогами можно назвать «Сердце ангела», «Семь», «Лестницу Иакова» и «Девятые врата»). На бумаге звучит здорово, но всё же качество хромает. Тем не менее, что-то стоящее в «Преисподней» есть и её можно назвать лучшей в линейке после двух оригинальных фильмов. Возможно, кроме низкого качества съёмки, разумеется, единственным серьёзным недостатком «Преисподней» стало его безразличие к основной сюжетной линии «Восставшего из ада» – при желании Пинхэда и мифологию серии можно заменить на условных демонов или призраков и смысл не изменится.

По крайней мере данный заумный трэш дал путёвку в мир кино Скотту Дерриксону, к чьим последним проектам относятся первый «Доктор Стрэндж» для Marvel (с которым финал «Преисподней», кстати, иронично перекликается) и «Чёрный телефон».



ВОССТАВШИЙ ИЗ АДА 6: ПОИСКИ АДА (HELLRAISER: HELLSEEKER), 2001

Режиссёр:
Рик Бота
Слоган: Смерть. Зло. Бессмертие

Тревор, муж Кёрсти (той самой из первых фильмов), попадает в автокатастрофу. Кёрсти (а точнее её тело) пропала. А после аварии с Тревором происходят ужасные вещи, связанные, как нетрудно догадаться, со злой шкатулкой…

В 2001-2022-х годах Dimension окончательно спустили «Восставшего из ада» в категорию проектов, получающих релизы сразу на видео. И всё же, если «Преисподняя» просто паразитировала на славе былых дней, то «Поиски ада» откровенно спускает наследие в унитаз: разве что Пинхэд на постере, да пара отсылок для прожжённых фанатов, что-то да значат.

Дин Уинтерс (из сериала «Тюрьма OZ») играет нечистого на руку бизнесмена и мужа Кёрсти. Сам этот небольшой реткон должен смущать, но дальше больше – втыкание игл в мозг и прочие «приколы» в виде галлюциногенного безумия, в котором Пинхэд словно получил в распоряжение знакомый фанатам игр god mode. Как бы то ни было, ни фан-сервис (в лице заглянувшей на огонёк Кёрсти, не привносящей чего-либо в сюжет), ни прочие приятные мелочи не спасают положение. Теперь это уже откровенный трэш, несмотря на харизму ведущего актёра, невероятный финал и даже отчасти переосмысление серии (заполучившее дальнейшее распространение в произведениях «по мотивам»).



ВОССТАВШИЙ ИЗ АДА 7: АРМИЯ МЕРТВЕЦОВ (HELLRAISER: DEADER), 2003

Режиссёр:
Рик Бота
Слоган: Квинтэссенция зла

Журналистка Эми приезжает в Бухарест – редактор дал наводку на таинственную секту-«роскомнадзорщиков». Возглавляет их, как это водится, потомок Лемаршана, а шкатулка «Конфигурация Плача» каким-то образом замешана в этом кровавом безумии…

Очередной дурной сиквел изо всех сил пытается походить на «Преисподнюю», но, увы, для «возвращениям к корням» здесь отмечен запредельно низкий уровень съёмки. Разве что грим Дага Брэдли в роли Пинхэда хоть как-то выручает. В остальном же твёрдый проблеск надежды на реинкарнацию духа серии (в том же формате пятой главы) терпит фиаско. Вместо того, чтобы спасти серию, «Армия мертвецов» вбивает очередной гроб во франшизу – перепись сценария какого-то другого хоррора (опять же, Пинхэд получает около пяти минут экранного времени) дурно сказывается на качестве просмотра. Тем не менее, сию несвязанную поделку можно воспринимать даже в какой-то степени прорывной – «Армия мертвецов», кажется, была первым представителем «евро-ужастиков» в Голливуде, за которой последовал «Хостел». А качество самой седьмой главы в формате серии было столь низко, что следующая часть воспринимается лучше, чем является на самом деле. Чисто на контрасте.



ВОССТАВШИЙ ИЗ АДА 8: АДСКИЙ МИР (HELLRAISER: HELLWORLD), 2003

Режиссёр:
Рик Бота
Слоган: Ужас онлайн

Подростки, играющие в онлайн-игру «Восставший из ада», попадают на вечеринку для избранных геймеров. Вскоре они начинают умирать разнообразными смертями и постепенно догадываются, что в деле замешаны призраки прошлого.

Само воплощение «нулевых», сей фильм можно заносить в палату мер и весов и показывать детям, чтобы те знали, как выглядели неказистые ранние 2000-е – от браузерных игр до саундтрека. Наверняка сценарий «Адского мира» был также каким-то слэшером-бесполезняком (учитывая тематику «испытаний», задуманных на волне популярности «Пилы»), но права купили и странно адаптировали под «Восставшего из ада». По какой-то причине в киноленте отметились нестыдные актёры Лэнс Хенриксен, Кэтрин Уинник и очень молодой Генри Кавилл, который, вероятно, по сей день стыдится этого зрелища.

Постмодернистское переосмысление не сработало. Да, получается Пинхэд – злодей популярной культуры, жертвы знают о существовании фильмов, но в совокупности получается скромный хоррор, а вовсе не «Новый кошмар» для «Кошмара на улице Вязов» и даже не «Крик». Похотливые подростки – не лучший кроссовер с «Восставшим из ада», хотя «Адскому миру» следует отдать должное, ведь создатели проявили хоть какой-то креатив. Боссы Miramax, увы, разочаровались и далее для франшизы последовал почти семилетний перерыв.



ВОССТАВШИЙ ИЗ АДА: ОТКРОВЕНИЯ (HELLRAISER: REVELATIONS), 2010

Режиссёр:
Виктор Гарсия («Галлоуз Хилл», «Измени или умри»)
Слоган: Возвращение Пинхеда

Два малолетних дебила находят шкатулку зла, открывают её, вызывают Пинхэда, а дальше всё как обычно.

Без слез на этот проект не взглянешь – нечто, задуманное как перезагрузка серии, тут же зашло в тупик. Проект, изнасиловавший саму душу «Восставшего из ада», окончательно низвёл франшизу в ад, по иронии с названием. Пинхэд вызывает лишь тоску, тем более, что играет его более не Даг Брэдли.

Былая слава не спасла этот выпуск – у него запредельно низкие рейтинги. Не будем заострять на этой части своё внимание исключительно из уважения к культовым лентам прошлого.



ВОССТАВШИЙ ИЗ АДА: ПРИГОВОР (HELLRAISER: JUDGMENT), 2018

Режиссёр:
Гэри Дж. Танниклифф
Слоган: Зло ищет зло

Два брата-детектива расследуют дело серийного убийцы по горячим следам. Маньяк косплеит фильм «Семь» и убивает жертв, нарушивших Заповеди. В таинственном деле, очевидно, замешана шкатулка Лемаршана.

Очередное горькое разочарование для поклонников легендарной серии фильмов ужасов. Даже учитывая тот факт, что большинство из хорроров списка выше представляют собой дешёвое зрелище, раз за разом практически повторяя один и тот же сюжет, именно «Приговор» является наименее связанной частью линейки. Душный представитель детективного жанра слабо похож на «Восставшего из ада» и единственным напоминанием о принадлежности к теме служит Пинхэд, чьё появление здесь ограничивается какими-то общими штрихами и информационным шумом. А сам Баркер опубликовал в Twitter очень злое сообщение, касательно этой части и потребовал вырезать свое имя из титров.



ВОССТАВШИЙ ИЗ АДА (HELLRAISER), 2022

Режиссёр:
Дэвид Брукнер
Слоган:

Выздоравливающая наркоманка по имени Райли находит шкатулку зла. Ранее она принадлежала миллионеру-оккультисту, исчезнувшему при загадочных обстоятельствах. Нетрудно догадаться, что в этом замешаны сенобиты. Опять.

Попытка реанимировать серию от Hulu и Брукнера – влиятельного постановщика в формате хоррора. Увы, это явно не «Добыча» для «Хищника», хотя, вероятно, задумывалось нечто подобное. Несмотря на более модный и стильный дизайн демонов-сенобитов, «Восставший из ада» в версии 2022 года выбирает самый простой и ленивый способ рассказать историю: вновь какие-то дурни находят шкатулку, балуются с ней, а дальше помирают разнообразными (и кровавыми способами).

Подробности – в нашей рецензии.


Моральная сложность «Восставшего из ада» уступило место тупой бойне. Как видно, поздние сиквелы посвящены «мясу», непоследовательны и даже тупы, несмотря на отдельные редкие исключения. «Восставший из ада», тем не менее, с самого старта задавал низкую планку качества, которую сам же с лёгкостью перепрыгнул – иначе как объяснить культовый статус? Так или иначе, просмотр большей части фильмов из списка выше является нелёгким занятием и вполне может сойти за пытку, которую сенобиты придумают для того, чтобы покарать наиболее любопытного зрителя. Глядя на ранние фильмы серии (по крайней мере первые четыре), неясно, шли ли авторы «Восставшего из ада» в ногу со временем или время шло в ногу с данными хоррорами. Эх, послать бы к дьяволу (непременно в виде злобной геометрической фигуры) столь низкое качество постановки, но «Восставший из ада» всё равно остаётся одной из самых любопытных кинофраншиз!


Егор Рябцев
Нравится
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 436 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio