Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Рецензии / Псих-расчленитель
Автор: Андрей ВолковДата: 20.11.2022 02:41
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ПСИХ-РАСЧЛЕНИТЕЛЬ (PSYCHO GOREMAN)
2020, Канада, 95 мин.
Жанр: комедия ужасов, фантастика
Режиссёр: Стивен Костански
В ролях: Нита-Джози Ханна, Оуэн Майр, Мэттью Нинабер, Стивен Влахос, Адам Брукс, Кристен МакКаллок, Анна Тирни


Основной профессией канадца Стивена Костански является создание специального грима. В этом деле он мастер, так что успел поработать над самыми разными фильмами и сериалами, вроде сиквелов «Поворота не туда», «Обители зла» и «Сайлент Хилла». Он также сотрудничал с другим канадцем, создателем оригинальных чёрно-юморных оммажей эпохе 1970-1980-х, Адамом Бруксом, который в «Психе-расчленителе» играет отца семейства. Его герой с одной стороны умеет находить общий язык с детьми, а с другой – постоянно отлынивает от домашней работы, предпочитая проводить время за развлечениями. Он ментально так и не вырос, и даже густая чёрная борода не придаёт ему мужественности.

В том, что его детям нужен настоящий отец, мало кто усомнится. Особенно это касается девочки с милым именем Мими, которая оказывается чуть ли не сатаной в юбке, выдумывая всё более жестокие игры и розыгрыши. Что уж удивляться, что она и её брат Люк (нет ли тут отсылки к «Звёздным войнам», учитывая благородный, хоть и слабый характер брата?) находят на заднем дворе пришельца, лорда тьмы, который вынужден теперь повиноваться жестокой девочке Мими, так как она завладела магическим камнем, дающим его обладателю возможность управлять инопланетным монстром (!).

Сюжет фильма Костански намеренно абсурдный, но саму ленту всё-таки не стоит именовать пародией. Скорее это постмодернистская комедия ужасов, составленная из отсылок к самым разным фильмам и франшизам 1970-1980-х, а в философском плане – причудливое переплетение ницшеанской и христианской морали, что уже вызывает любопытство. Причём ницшеанским сверхчеловеком, точнее, доведённой до абсурда копией сверхчеловека, выступает Мими, которая, кажется, перешагнула все границы морали, так что даже тёмный лорд порой дивится её жестокости и, являясь во сне её брату, словно посланник из высших сфер, предупреждает его, что магический камень в руках её сестры опаснее, чем в его. Ведь ему-то всего лишь нужно уничтожить мир, а вот Мими, будучи деструктивной личностью, получается удовольствие от проказ, самоутверждается за счёт причинения страданий другим людям, прежде всего своему брату, которого она всячески третирует. А Люк, желая выслужиться перед ней, вынужден подстраиваться под её желания, несмотря на внутренний протест, который вызывают в нём её действия.

Те зрители, которые полюбили Стивена Костански за любопытную лавкрафтианскую фантазию «Пустота» (2016), «Психом-расчленителем» могут быть недовольны. Нет, здесь режиссёр демонстрирует не меньшую фантазию, однако, тон фильма откровенно несерьёзный, почти пародийный. Мораль режиссёр не то, что переосмысливает, как Ницше, сколько не верит в саму возможность её существования в современном мире. Не всё так однозначно как со злом, так и с добром (в роли последнего – пришельцы а-ля Могучие рейнджеры).

Тёмный властелин рассказывает детям историю завоевания его планеты, и в этот момент, хоть Мими и говорит какая у него скучная история, жестокий монстр становится удивительно человечным, вызывает если не сочувствие, то хотя бы понимание его дальнейших действий. Если добро выглядит вот так, огнём и мечом устанавливает свою власть на порабощённой планете, то тогда теряется всякая разница между добром и злом. Псих-расчленитель (так его назвала Мими, посчитав это прозвище крутым) хотя бы не лицемер. Он считает себя злом, творит зло, но удивительным образом очеловечивается, попадая в семью Мими и Люка, где даже вынужден одеваться по-человечески, несмотря на панцирь, как у Годзиллы. Против воли подчиняясь жестокой, невоспитанной девочке Мими, монстр убеждает её брата Люка в правоте отца семейства, в той его единственно мудрой мысли, которую он сумел озвучить своим детям. Настоящие чудовища – это не злобные пришельцы, а сами люди. Тёмный властелин борется внутри себя с вдруг возникшим чувством – нет, не любви, а скорее привязанности; монстр впервые начинает задумываться о ком-то, кроме себя, и, несмотря на то что является злом, парадоксально оказывается добрее к этим конкретным людям, нежели другие пришельцы, которые позиционируют себя как добро, хотя делают то же самое, что и этот монстр.

Моральная детерминация не входила в задачи режиссёра. Он не моралист, но также в его фильме нет ничего аморального (хоть слабым сердцем зрителям его лучше не видеть). Чудовище делает то, ради чего оно создано, подчиняясь своей природе. Было бы странно, если бы злобный пришелец вдруг стал бы добрым, а-ля «Инопланетянин» Стивена Спилберга, отсылки к которому столь явны, что их сложно не заметить. Вообще Стивен Костански ссылался не столько на конкретные фильмы, сколько на всю фантастическую парадигму культуры 1980-х, с её строгим делением на добро и зло, в духе консерватизма рейгановской эпохи.

Однако в фильме Костански происходит не воскрешение традиционной морали этих добрых старых лент, а скорее ирония над самой попыткой создать строгие моральные законы, по которым будет жить всё общество. Моральных идеалов нет, так же, как и однозначного зла. Есть разные типы мышления, множественность моральных норм, существующих одновременно, которые влияют друг на друга и видоизменяются под этим влиянием.

Вот и монстр оказал влияние на Люка, подбив его на открытый протест своей сестре, да и сам изменил свои планы относительно этой семьи, признав, что они стали дороги его сердцу. Впрочем, это не помешало монстру в следующей же сцене начать уничтожать всех других людей, ведь ради этого он и прибыл на Землю.

Но самая главная перемена произошла в отношениях брата и сестры. Мими поняла, что если даже монстр немного очеловечился, насколько был в состоянии это сделать, то она, будучи изначально человеком, ведёт себя как монстр. Смелый протест Люка позволил ей увидеть себя со стороны, устыдиться своих поступков. Примирение брата и сестры на фоне сражающихся пришельцев, пожалуй, самая трогательная сцена фильма. Её же можно счесть и основным выводом режиссёра, моральным уроком, если хотите. Никогда не поздно признать свои ошибки, начать вести себя по-человечески, а не как злобный монстр. И что даже чудовища, уделом которых являются кровь и война, могут чему-то научить землян.

Лента Стивена Костански едва ли устроит моралистов, которые провозгласят, что она пропагандирует отказ от морали. Но не зря мы вспомнили неоконсерватизм Рональда Рейгана. Ведь Костански, на примере абсурдно-кровавого сюжета, скорее говорит об относительности всяких моральных норм, что мы и видим в наше время. Нет однозначно хороших и совершенно плохих решений. Человек всегда делает выбор, и этот выбор, к сожалению, более сложный, чем между добром и злом. И у добра, и у зла есть оттенки, так что не получится слепо довериться внешнему источнику, отказавшись от собственной воли. Такое было ещё возможно в 1980-е, когда и мир был проще, и трава зеленее, но в XXI веке нет никаких универсальных моральных образцов. Множественность моральных норм логично пришла на смену единой моральной линии, насаждавшейся консерваторами что в СССР, что в США, и в этом нет чего-то ужасного. Это просто логичное развитие общества.

Никого нельзя силой сделать хорошим, а лицемерие самих морализаторов (в фильме они воплощены в образе условно «хороших» пришельцев) привело к окончательной дискредитации консервативной повестки. Мораль должна проистекать не из внешних, а из внутренних источников – только в этом случае возможна корректировка поведения. И выбор должен делать сам человек и нести за него груз ответственности.

Мими и Люк никогда не узнают, что было бы, если бы они поверили в лицемерные речи другого пришельца и дали бы умереть своему монстру. Но они полюбили его таким, какой он есть, а Псих-расчленитель, в свою очередь, привязался к ним. И только благодаря ему жестокая девочка Мими, бывшая доселе монстром в человеческом обличии, признала, что была не права и, потупив взгляд, попросила у брата прощения. Кто знает, возможно, и тёмный властелин в итоге передумает уничтожать планету, ведь для него люди теперь не просто противники, а такие же существа, как и он, способные ненавидеть и любить.


Андрей Волков
Нравится
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 388 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Наверх

Работает на Seditio