Обычно в этой номинации мы вспоминаем самые важные события ушедшего года; то, что вызвало у миллионов зрителей по всему миру наиболее сильные эмоции. Но в 2022-м произошло нечто, что в большей степени повлияло именно на российских зрителей, так что в этот раз именно внутрироссийские новости оказались доминирующими и с далеко идущими последствиями.
Джонни Депп – он как Михаил Ефремов: оба 1963 года рождения, оба любят выпить и «нюхнуть», оба оказались в центре судебного разбирательства. Только Джонни вот суд признал невиновным в деле о нанесении побоев своей бывшей жене Эмбер Хёрд. 1 июня 2022 года Депп одержал юридическую победу над Хёрд. После шести недель судебного разбирательства, в ходе которого раскрылись непристойные факты о поведении актрисы, присяжные встали на сторону Деппа и признали факт клеветы. Хотя Хёрд всё-таки выиграла один из встречных исков, кажется, она получила по заслугам: она отсудила «всего» 2 миллиона долларов США, в то время как Деппу суд постановил выплатить 15 миллионов долларов (позже сумму уменьшили до 10,35 миллионов в соответствии с законодательством штата, где шло судебное разбирательство).
Слушания привлекли огромное международное внимание: голливудские инсайдеры то и дело вбрасывали разную «достоверную» информацию, адвокаты тягались как на дуэли, активисты движения MeToo испытывали (не)праведный гнев, а киноманы и сплетники со всего мира смаковали факты вроде гнусного акта дефекации на кровать. Естественно, факт суда сказался на имиджах актёров: если Джонни давно был подвергнут обструкции за, как выяснилось, уже необоснованные обвинения, то роль Эмбер в сиквеле «Аквамена» на фоне скандала сократили и отстранили от продвижения сериала «Противостояние». Огромная фан-база всё же поддержала Джонни: фильм «Великий» собрал какую-никакую кассу, ходят слухи о возвращении актёра именно как Джека Воробья (извините, капитана Джека Воробья), а сам Депп собирается судиться с теми, кто отказывал ему в ролях якобы из-за дурной репутации. А уже совсем другие киношники подсуетились и сняли аж два фильма по мотивам жареной темы дела «Хёрд против Депп»: документальный (https://www.imdb.com/title/tt21272948/?ref_=nv_sr_srsg_0), а также вполне себе художественный (https://www.imdb.com/title/tt22058192/?ref_=nv_sr_srsg_0), пускай и плохого качества – жизнь сама пишет сценарии для кино!
Прикрываясь вопросами защиты молодежи, российские депутаты приняли ряд законов и кодексов, названных в СМИ единым законом «о запрете пропаганды ЛГБТ». Всё просто: если раньше нельзя было пропагандировать ЛГБТ-отношения среди несовершеннолетних, то теперь нельзя пропагандировать ЛГБТ и среди взрослых. Иными словами, если год назад подобный контент получал бы лишь порицание отдельных зрителей и ужесточение возрастного рейтинга (как было, например, с «Вечными» и, внезапно, фильмом «Красавица и Чудовище» от Disney в 2017-м), то сейчас заполучить легальный прокат подобному проекту почти нереально, что полностью ограничивает ввоз фильмов отдельных режиссёров – в качестве печальных шуток фильмы Ксавье Долана и Франсуа Озона теперь запрещено рецензировать на «25-кадре», а Корг из Marvel считается отныне нашим главным врагом!
И чёрт с ними, с зарубежными картинами: подобное решение политиков вместе с размытыми формулировками «пропаганды» в какой-то степени ограничивает творческую свободу – теперь, чтобы получить прокатное удостоверение, придётся ещё сильнее сглаживать острые углы и представлять кинопроизведения «с купюрами», что заставляет задуматься даже о будущем стриминг-контента. Так некоторые щекотливые темы приходилось поднимать даже и во вполне нейтральном по отношению к гомосексуалистам «Нулевом пациенте». Как бы то ни было, следует надеяться на адекватность людей: авторам контента, может быть, не стоит желать угодить абсолютно всем зрителям пресловутой инклюзивностью, «поборникам нравственности», наверное, стоит задуматься, не делают ли они кому-нибудь больно, а представителям ЛГБТ стоит полагать, что кто-то может и не разделять широту их взглядов на любовь.
Из-за политических событий и санкций в отношении Российской Федерации крупные голливудские студии Universal, Warner Bros., Disney, Sony и Paramount в марте остановили прокат своих фильмов в России. Отечественные киносети весной отреагировали соответствующим образом и перестали платить голливудским мейджорам и представляющим их интересы в России дистрибьютерам. Оказывается, на привёденных выше дистрибьютеров приходилось более 80% кинематографических премьер. Российские зрители оказались лишены мировых хитов – «Топ Ган: Мэверик», «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия», «Миньоны: Грювитация» и сиквел «Чёрной пантеры» официально у нас не транслировались, а между тем это хиты мирового проката.
На это российский рынок кино отреагировал сильнее, чем во время пандемии: по итогам 2022 года, как сообщает «Бюллетень кинопрокатчика», сборы в кинотеатрах оказались даже меньше, чем в 2021-м, когда ещё действовали ковидные ограничения. Неожиданно самым крупным блокбастером прошедшего года оказался «Анчартед: На картах не значится» – и то, по причине того, что вышел в прокат ещё до санкций. Ситуация доходила до абсурда, когда всюду были запущены рекламные материалы и акции по «Бэтмену», и фильм был даже неплохо локализован (как выяснилось из копии для проката в Казахстане, просочившейся на торрент-трекеры), но всё равно не увидел официальной премьеры. Подобные события подстегнули интерес к отечественному кинематографу, но как-то слабо и ненадолго: «Сердце пармы» всё равно собрало в прокате меньше, чем «Анчартед», и уж тем более, чем явно незаслуживающий этого «Веном 2» годом ранее. При этом российские премьеры подпадают под пристальное око государства: некоторые фильмы из-за спорных тем (вроде «Капитан Волкогонов сбежал», «Мы» и «Ампир V») отложили на полку до лучших времён. Печальная ситуация сказывается на кинобизнесе: к декабрю 2022 года были отправлены на «консервацию» примерно 40% кинозалов. Минкульт не особо стремится помогать быстро становящимся банкротами владельцам кинотеатров – «чёрный импорт», «предсеансное обслуживание», игнорирование авторских прав и прочие примеры того, что голь на выдумки хитра, являются не более чем отсрочкой неминуемого – полному «импортозамещению» басурманских кинохитов пиратскими версиями с торрентов с вездесущей рекламой букмекеров и казино:
ставки на спорт, большие выигрыши и тому подобное…
Егор Рябцев
>>> ЧИТАТЬ ОСТАЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА <<<
> СОБЫТИЕ ГОДА 2021 <
> СОБЫТИЕ ГОДА 2020 <
> СОБЫТИЕ ГОДА 2019 <
> СОБЫТИЕ ГОДА 2018 <
> СОБЫТИЕ ГОДА 2017 <
> СОБЫТИЕ ГОДА 2016 <
> СОБЫТИЕ ГОДА 2015 <
> СОБЫТИЕ ГОДА 2014 <
> СОБЫТИЕ ГОДА 2013 <
> СОБЫТИЕ ГОДА 2012 <
> СОБЫТИЕ ГОДА 2011 <
> СОБЫТИЕ ГОДА 2010 <
> СОБЫТИЕ ГОДА 2009 <
>>> ЧИТАТЬ ВСЕ ИТОГИ ВСЕХ ЛЕТ <<<