В случае, если нам понравился какой-то фильм, мы обычно запоминаем актёров, которые в нём сыграли. Если эти актёры продолжают сниматься в годных проектах, то мы начинаем следить за их творчеством, и для многих само участие известного лица выглядит неким гарантом качества. Но ведь это лишь исполнители чужой воли и чтецы чужих сценариев. На самом деле успех фильма зависит от режиссёра, и именно за карьерами постановщиков мы и предлагаем наблюдать. Но это чуть сложнее, потому что они не «светят» лица на постерах.
ПРЕТЕНДЕНТЫ:
Тех, кто имел [не]счастье посмотреть предыдущую работу Дэниэла Квана и Дэниэла Шайнерта, «Человек – швейцарский нож», фильм «Всё везде и сразу» удивит явно меньше, чем тех, кто пришёл на сеанс без должной подготовки. В самом деле, после истории спасения от одиночества с помощью раздутого от газов трупа в исполнении бывшего Гарри Поттера, понимаешь, что от этой парочки режиссёров можно ждать чего угодно. Рэдклифф тогда получил возможность избавиться от приевшегося и опасного амплуа мальчика-который-выжил (надо признать, весьма ироничным путём), а Кван и Шайнерт заставили кинокритиков чесать затылки и зарекомендовали себя как ребята с фантазией, способной на весьма экзотические кульбиты.
«Всё везде и сразу» – пример того, что залогом успеха порой может стать способность отказаться от каких-либо рамок, привычных форм и прочих сдерживающих творческую душу факторов. Правда, для того, чтобы отрицать правила, неплохо сначала их внимательнейшим образом изучить. Впечатление, что фильм Квана и Шайнерта состоит сплошь из наслаивающихся друг на друга гэгов, набивших оскомину банальностей и режиссёрского самолюбования, конечно, обманчиво. На самом деле «Всё везде и сразу» – удивительный сплав киноискусства, эффектных визуальных приёмов и неожиданной глубины авторского высказывания, тщательно замаскированный под поверхностную недокомедию, заигрывающую с публикой, фанатеющей от незатейливых шуточек про анальные пробки. Выдающаяся работа профессионалов, искренне влюблённых в своё дело, точно балансирующих на грани между абсурдом и притчей, и заслуженное место в нашем топе.
Пока Кван и Шайнерт пускаются во все тяжкие, нарушая максимальное количество возможных правил, Мартин МакДона предпочитает протоптанную тропинку. Если «Всё везде и сразу» можно сравнить с буйной растительностью из первого «Джуманджи», то
«Банши Инишерина» крайне напоминает сады Версаля – ровные дорожки, симметричная композиция, торжество геометрии и порядка. Чёткость и аккуратность режиссёра ещё ни разу не подводила, было бы глупо отказываться от неё, снимая (наконец-то) фильм про любимую Ирландию, фильм, основанный на написанной двадцать лет назад пьесе, которая, как видно, всё это время не давала автору покоя.
Тем не менее, именно в ритмичности диалогов, в пристальном внимании к мельчайшим деталям, в выверенном параллелизме сюжетных линий и визуальной безупречности и кроется обаяние фильма. Режиссёрское занудство на грани обсессивно-компульсивного расстройства накладывается на внутренний, с трудом сдерживаемый, хаос, в который превращаются жизни главных героев волей отнюдь не случая, не судьбы, не рока, а череды необдуманных эгоцентрических решений под маской [не]желания потерять лучшего друга. Шум и ярость заключаются в оковы по линеечке выстроенных лабиринтов, в которых МакДона чувствует себя хозяином. Пусть «Банши Инишерина» не может поразить новаторскими подходами или неожиданными поворотами, но отчего-то просто качественные работы с идеальным соотношением формы и содержания стали редкими залётными гостями в мире современного кинематографа. Неудивительно, что именно эта работа оказалась точно посередине лучших из лучших. Перфекционистская натура МакДоны, несомненно, была бы довольна.
Забавно, но все три картины в номинации лучших режиссёрских работ оказались объединены одной идеей, а именно, подходом к обузданию хаоса. Академизм МакДоны и авангардизм Квана и Шайнерта идеально уравновешиваются истинно восточным поиском гармонии между первым и вторым в исполнении Пак Чхан-ука.
«Решение уйти» – история, так же кажущаяся весьма простой внешне, но при более внимательном взгляде поражающая своей изощрённостью. Что может быть проще, чем снять историю любви? И может ли что-нибудь оказаться сложнее?
Южнокорейский режиссёр упивается открывающимися перед ним возможностями. Возможностями, возникшими исключительно за счёт умения видеть красоту и навыка эту красоту воплощать. «Решение уйти» – визуальное пиршество, отрада для уставшего от очевидных решений и пресыщенного спецэффектами зрителя. Каждый кадр – готовая картина, в которую можно бесконечно всматриваться, находя новые и новые смыслы. Здесь нет ни одной случайной детали, но эта неслучайность показана ровно настолько, насколько это необходимо для достижения нужного режиссёру эффекта. Это уровень, на котором фильм превращается в высшую форму эскапизма, мир, в который окунаешься с головой без желания разбирать детали или анализировать, мир, в котором внутреннее является органичным продолжением внешнего, замыкаясь в идеальную восьмёрку бесконечности.
Пак Чхан-ук планомерно погружает зрителя в только на первый взгляд кажущуюся странной смесь жанров, предлагая примерить на себя роль детектива, который страстно хочет найти ключ к непростой загадке. Подбрасывая улики (настоящие и совсем не), ведя то в одну, то в другую сторону, постановщик в итоге незаметно отходит в тень, настаивая на том, чтобы его попутчик самостоятельно сделал вывод и выбор. Изысканность и элегантность, поразительный профессионализм – закономерное звание лучшего режиссёра 2023 года от нашей редакции.
Анастасия Ивахнова
ВЫБОР ЧИТАТЕЛЕЙ НАШЕЙ
ГРУППЫ ВКОНТАКТЕ:
1-2. Дэниэл Кван, Дэниэл Шайнерт (Всё везде и сразу)
1-2. Пак Чхан-Ук (Решение уйти)
3. Мартин МакДона (Банши Инишерина)
>>> ЧИТАТЬ ОСТАЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА <<<
> ЛУЧШИЙ РЕЖИССЁР 2021 <
> ЛУЧШИЙ РЕЖИССЁР 2020 <
> ЛУЧШИЙ РЕЖИССЁР 2019 <
> ЛУЧШИЙ РЕЖИССЁР 2018 <
> ЛУЧШИЙ РЕЖИССЁР 2017 <
> ЛУЧШИЙ РЕЖИССЁР 2016 <
> ЛУЧШИЙ РЕЖИССЁР 2015 <
> ЛУЧШИЙ РЕЖИССЁР 2014 <
> ЛУЧШИЙ РЕЖИССЁР 2013 <
> ЛУЧШИЙ РЕЖИССЁР 2012 <
> ЛУЧШИЙ РЕЖИССЁР 2011 <
> ЛУЧШИЙ РЕЖИССЁР 2010 <
> ЛУЧШИЙ РЕЖИССЁР 2009 <
>>> ЧИТАТЬ ВСЕ ИТОГИ ВСЕХ ЛЕТ <<<