ПОЧТИ НЕДОСКАЗАННАЯ ИСТОРИЯ
ГРИНБЕРГ (GREENBERG)
Жанр: Драма
2010, США, 107 мин.
Режиссер: Ноа Баумбахй
В ролях: Бен Стиллер, Грета Гервиг, Крис Мессина
ОЦЕНКА: 3,5
Кризис 30-летнего возраста тема настолько обширная и неисчерпаемая, что фильмы про это снимали, снимают и снимать будут. Каждый раз облачая в рамки того или иного жанра. Гораздо меньше фильмов о кризисе тех, кому чуточку за сорок. И ещё меньше о 40-летних инфантильных холостяках, по сути, бомжей. Хотя, конечно, снимать о них кино - дело неблагородное. Сразу возникает вопрос: кому оно адресовано? 40-летние, судя по статистике, в кино почти не ходят, уступая места подросткам, да и на dvd лицезреть себя в такие трудные годы как-то стрёмно (об этом лучше скромно промолчать). А подросткам смотреть и вовсе противопоказано. Поэтому судьба фильма «Гринберг», рассказывающего как раз о таком персонаже, с самого начала была туманна и неясна. Тем интереснее оказалось наблюдать за разновозрастными зрителями в кинозале, которые каждые 15 минут порывались уйти, но так этого и не сделали.
Гринберг фамилия 40-летнего еврея-мизантропа по имени Роджер, потерявшего себя раздолбая, бездельника и неудачника (эти два момента вдвойне странны для еврея), только что закончившего лечение в психиатрической клинике. Сейчас он временно живёт на вилле брата, остро переживает кризис середины жизни, глушит антидепрессанты, виски и бутерброды с мороженым, планирует постройку собачьей конуры и, страдая от своей нереализованности, пишет жалобные письма во все подряд инстанции - от мэра Нью-Йорка Блумберга (ему он предлагает пути борьбы с городским шумом) до «Американских авиалиний» (кресло не откидывается). Гринберга как на подбор окружают полные лузеры, а все успешные (удачно женатые, богатые и с карьерой) живут будто бы в другом измерении. Здесь же только Флоренс - крашеная блондинка в климаксном возрасте и страшных вязаных кофтах, а так же её подруга Джина - морщинистая выцветшая клуша-толстуха с повадками подростка и двумя детьми. Женщины пытаются заботиться о нём, но, увы, ему не дано это осознать, так как в его убогом и примитивном сознании, невероятно узком, сером и унылом жизненном мире не осталось места для простых человеческих чувств, ценностей и переживаний. Он с серьёзным лицом мастерит собаке конуру, возит её по врачам, ходит в супермаркет по разделительной полосе, празднует самый унылый день рождения на свете и цитирует кино. Гринберг поэтично ничего не делает. Но даже это у него плохо получается. Не комедийно плохо, а как в жизни.
Из-за спины Гринберга робко выглядывает совсем другая фигура: один из нлавных героев этой истории - её постановщик - независимый нью-йорскский режиссёр Ноа Баумбах, уже несколько лет считающийся в Голливуде непризнанным гением, эстетом, учеником Вуди Аллена и Луи Маля (один из главных представителей французской новой волны). Выбор именно его в качестве автора «Гринберга» был не случаен. Дело в том, что любимая тема всех фильмов Баумбаха, сценарии которых он пишет со своей женой актрисой Дженнифер Джейсон Ли, - потерянный, несчастный человек в водовороте огромного мира жизненных и семейных проблем. Эти мотивы он однажды реализовал в автобиографической драме «Кальмар и кит», образцово-показательном независимом проекте, где главным героем является вопрос «как же так?». Аналогичные темы он развивает и в «Гринберге», действие которого происходит в максимально некомфортном для его постоянного лирического героя (рефлексирующего нью-йоркского интеллигента) Лос-Анджелесе, средоточии пафоса, самодовольства и культа успеха. И если считать, что главная американская установка - это «быть успешным», то «Гринберг» это в первую очередь отличное воспитательное кино о том, как «не надо». Бытописатель Баумбах умышленно делает героя настолько несимпатичным, малоприятным, депрессивным и потерявшемся в современном ритме жизни, что к пятнадцатой минуте интерес к нему может исчезнуть вовсе. Но не исчезает. В первую очередь благодаря комику Бену Стиллеру, играющему Гринберга. И что бы ни говорили, эта роль - прежде всего, его попытка заявить о себе, как о серьёзном актере, ведь в карьере почти каждого комедианта (а Стиллер, к слову, на сегодняшний день один из самых популярных кинокомиков в мире, фильмы с участием которого собрали в мировом прокате 1,38 млрд. долларов) рано или поздно случается этот переломный момент. И, вне всяких сомнений, «Гринберг» - это все-таки драма, медлительная и по-джармушевски медитативная (жанр комедии обозначен только из-за Стиллера). Чаще печальная, реже скудно забавная. О необдуманных поступках; о том, какие глупые в свои 40 лет экс-музыканты; о любви к собакам; о том, какой грустной может быть жизнь в целом и о том, что один человек не в состоянии повернуть её в лучшую сторону.
Заслуга Баумбаха в том, что кино он снимает именно вне правил, а не вопреки им. В «Гринберге» нет ни одного обманного движения, ни одного кадра ради эпатажа (вроде «здесь по закону герой должен плакать, поэтому плакать он не будет». И если хочется ему показать, как необязательная по сюжету девушка куда-то едет, он и показывает, сколько хочет. Хотя для развития истории это неважно и к её образу дополнительных черт не прибавляет. Зато подчеркивает некую меланхоличность и поэтичный быт самого процесса жизни и всех её участников. Ощущение складывается, что режиссер не собирается рассказать нам что-то новое, он не высказывается на тему, он просто говорит.
Владимир Рутман