ГОВОРЯТ ЖЕНЩИНЫ (WOMEN TALKING)
2022, США, 104 мин.
Жанр: драма
Режиссёр: Сара Полли
В ролях: Руни Мара, Клэр Фой, Джесси Бакли, Джудит Айви, Бен Уишоу, Фрэнсис Макдорманд, Шейла Маккарти
Тот самый случай, когда название полностью соответствует содержанию. В фильме «Говорят женщины»
очень много разговоров, которые ведут женщины. Но это отнюдь не «О чём говорят женщины»: вместо ироничной комедии, как может показаться, зритель встречается с депрессивной и почти философской драмой о судьбах прекрасного пола, к тому же основанной на реальных событиях. К сожалению, несмотря на обилие диалогов, «Говорят женщины» содержит в себе минимум внятного повествования – проект даже можно назвать «фильмом-посланием», однако, он настолько сильно дистанцируется от своей аудитории, желая представить широкую картину (а не сосредоточенную вокруг конкретной ситуации), что заигрывает с метафорами – персонажи не кажутся реальными, а лишь собирательными образами рупоров для жертв мужла!
2010 год, изолированное сообщество староверов где-то в США. Некоторые мужчины по ночам насилуют женщин поселения, включая девочек нежного возраста. Когда факт вскрывается, самых рьяных насильников увозят в город для суда; остальные мужчины поселения едут туда же, чтобы выплатить залог за товарищей. На два дня женщины общины предоставлены сами себе. Теперь они должны решить, что делать дальше. Варианта три: остаться послушными и буквально ничего не делать; дать мужчинам отпор (причём всем мужчинам, включая мальчиков); или покинуть посёлок и основать своё, новое поселение.
В ходе дискуссий женщины выносят на обсуждение животрепещущие вопросы: свободу действий в отношении собственного тела, материнство, отношение к детям, ответственность других мужчин за действия агрессоров, воспитание... Таким образом «Говорят женщины» является фильмом-размышлением, подобным кухонным разговорам. В этом и проблема – подобное до боли напоминает ток-шоу, а адаптация текста к движущимся картинкам на экране должна подразумевать процесс перевода в так называемую зрелищность. В «Говорят женщины» её попросту нет, и если абстрагироваться от действительно важных тем, которые поднимают экранные персонажи, то это довольно статичное и безэмоциональное кино. Визуальные средства также работают на уныние – весь фильм какой-то блеклый. Подобное подчёркивает безысходность, в которой оказались женщины, а также боль героинь, но усиливает серость впечатления.
При этом «Говорят женщины» предлагает логичное завершение, оставляя в стороне проблемный сюжетный путь. Главная интрига даже вызывает интерес, когда конфликт накаляется. Действительно, лента апеллирует к эмоциям, а не к разуму, довольно умело передавая такие темы как страх, негодование, ярость и любовь. Те же недоваренные сюжетные линии (такие как романтическая связь между одной из женщин и школьным учителем – единственным мужчиной, которого женщины посвятили в свои планы) являются маркером мелодраматического повествования. Да и актрисы подобрались статные: Руни Мара, Клэр Фой, Джесси Бакли и эпизодическое появление Фрэнсис Макдорманд.
«Говорят женщины» носит разрозненный характер. С одной стороны, это действительно важный фильм, говорящий и о проблемах клятого патриархата (причём без ангажированности) и о том, что будет, если общество остаётся уж слишком заскорузлым. С другой стороны, отсутствие деталей вкупе со сценическим подходом и техническими решениями не позволяет сфокусироваться – такой откровенный фильм пытается быть актуальным (под повесточку – как раз), а выходит скорее пропагандистским и открывающим непонятно какую дверь. Если бы «Говорят женщины» вышел на экраны в момент, когда пресловутое движение MeToo только набирало обороты, это было бы своевременно и сильно. Сейчас это скорее пресный и нейтральный кинопроект, который, тем не менее, открыт для дискуссий – так феминизм или мужененавистничество? Пусть говорят!
Егор Рябцев