Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Судьба
Автор: Олег МухаметдиновДата: 26.06.2023 17:55
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

СУДЬБА (DESTINY)
2022, Иран, 109 мин.
Жанр: документальный
Режиссёр: Ясер Талеби


За последние годы после схода «Нового Иранского кино» зритель приучен к тому, что современное кино из Ирана наверняка будет про неравноправие, ущемление прав, борьбу с режимом и несправедливостью, противостояние двух порядков – архаичного консервативного и молодого свободолюбивого. После недавних прокатившихся протестов по всей стране такой взгляд мог бы, наверное, только усугубиться. Однако на этом фоне картина «Судьба» смотрится удивительно ни на что не похожей.

В центре сюжета молодая девушка Сахар, которая живёт в небольшой деревне и учится в школе. Не так давно она пережила смерть матери от рака, а также ухаживает за больным отцом и воспитывается своими дядей с тётей.

На первый взгляд главный сюжетный конфликт в «Судьбе» мало чем отличается от множества таких же в иранском кино. Сахар хочет поступить в университет, уехать из деревни и играть в волейбол, но, как всем известно, сделать это девушке в Иране не так просто. В основе этой истории лежит непростой выбор, лежащий перед Сахар. Мать умерла, а с отцом они ладят, и он во всём поддерживает свою дочь. Единственные кто пытается вставлять палки в колёса – дядя и тётя героини, но они живут обособленно, поэтому сильного влияния не имеют. В этом случае на первый план выходит внутренний конфликт самой героини, который заключается в дилемме: уехать строить свое будущее или остаться, чтобы ухаживать за своим отцом.

Несмотря на всю скрытность и абсолютную внешнюю бесконфликтность, тем не менее «Судьба» весьма удачно играет на внутренних переживаниях и эмоциях Сахар. Здесь режиссёр мастерски использует закадровый монтаж, сплетая записанные когда-то откровенные обращения покойной матери Сахар к своей дочери на фоне её внутренних терзаний или живописных персидских пейзажей. Помимо центрального вопроса главная героиня и другие персонажи картины также сталкиваются с повседневными и бытовыми проблемами на основе религиозных, нравственных или других порядков современного исламского государства. Такая практически будничная зарисовка жизнеописания одной иранской семьи, казалось бы, очень схожа с множеством других аналогичных картин, которые любят называть «окошком в современный Иран», но благодаря смещению фокуса проблематики с бытовых на нравственные вопросы режиссёру удается показать необычный взгляд без всякой географической привязке к стране, региону, религии, что делает картину весьма универсальной и точно выделяет среди множества подобных.

«Судьба» не является выдающимся произведением, но точно выглядит оригинальным и свежим в ряду однотипных иранских картин последнего времени, коими с избытком одарил нас национальный кинематограф этой исламской страны. Впервые за долгое время центральную часть сюжета занимает не конфликт человека и системы, а конфликт внутри человека, противостояние его со своей природой, что, безусловно, возвращает нас к истокам течения «Нового иранского кино», которое в своё время и нанесло Иран на кинематографическую карту мира.


Олег Мухаметдинов

С 23 июня на Девятом международном фестивале документального кино «Докер» в Москве
Нравится
Похожие страницы:
Судьба Дискейна решена
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 458 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio