ИДЕАЛЬНАЯ ЛОЖЬ (DE GRANDES ESPERANCES)
2022, Франция, 101 мин.
Жанр: социальная драма, детектив
Режиссёр: Сильвен Деклу
В ролях: Ребекка Мардер, Бенжамин Лаверн, Эммануэль Берко, Марк Барбе, Паскаль Элсо, Седрик Аппиетто
Французское кино большинство зрителей никогда не спутает с американским. Дело не только в языке. Просто французские фильмы отличаются особым визуальным стилем, даже в тех случаях, когда режиссёр сознательно творит массовое кино. Композиция кадра, мизансцены, движение камеры, монтаж – всё тщательно продумано и рассчитано не только на тех, кто воспринимает кино исключительно как развлечение. Ленты из Франции проигрывают голливудской продукции по кассовым сборам, но зато эти же фильмы оставляют впечатление у вдумчивого зрителя, что родившееся на французской земле искусство по-прежнему живо, что не пропали усилия авангардистов и авторов «новой волны» в части создания особого, присущего только десятой музе, киноязыка.
«Идеальную ложь» Сильвена Деклу едва ли уместно превозносить до небес. Однако нельзя не заметить, что попади этот сценарий в Голливуд, мы бы увидели очередной криминальный триллер о двух героях, которых объединяет некая тайна из прошлого. Причём условный американский ремесленник ещё бы не упустил лакомую возможность поинтриговать зрителя – а что это за секрет скрывают герои.
Французский постановщик Сильвен Деклу, на счету которого всего шесть фильмов (причём из них четыре короткометражки), абсолютно не скрывает тёмное прошлое двух героев, Мадлен и её парня Антуана. В начале ленты они оба учатся в Школе делового администрирования и готовятся сдавать выпускные экзамены. Впереди – счастливая семейная жизнь и успешная карьера, особенно учитывая, что семья Антуана из верхушки среднего класса.
Оба персонажа на первый взгляд представляются альтруистами, только и мечтающими отстаивать права работников на политической арене. За ужином они спорят с отцом Антуана о положении рабочих во Франции, давая режиссёру в очередной раз показать вечную проблему отцов и детей. Однако ирония судьбы в том, что как только Антуан и Мадлен встречают на дороге простого работягу, то буквально на пустом месте провоцируют конфликт с ним, а затем убивают из его же ружья. Оба главных героя кажутся не то что лицемерами, а скорее напоминают отпрысков богатых дворянских семейств, которые, увлёкшись оппозиционной романтикой, ходили в народ, опрометчиво полагая, что способны понять его беды и чаяния.
Застреленного Мадлен и Антуаном жителя Корсики оскорбило не столько невежливое обращение со стороны Антуана, который мало того, что постоянно подгонял его сигналом автомобиля, так ещё и показал средний палец, сколько надменное и пренебрежительное отношение к нему. Когда простой французский мужик вышел из машины, с целью серьёзно поговорить с приезжими, Антуан тут же пошёл на попятную, дежурно извинился и предложил работяге деньги, как бы говоря, что ему, богачу, некогда тратить время на всякий сброд.
Однако непредумышленное убийство человека поставило крест на отношениях Антуана и Мадлен. Каждый из них убедил себя в том, что сможет забыть этот трагический случай лишь только перестанет видеть лицо другого. Какая там любовь, когда дело коснулось типичной для буржуа зоны личного комфорта!
Смотря фильм Деклу, ловишь себя на мысли, что уроки Луиса Бунюэля, искреннего критика буржуазии, много снимавшего на французской земле, не прошли даром. Режиссёр, конечно, воздержался от типично бунюэлевской парадоксальной иронии, но зато показал, что представители буржуазии, даже занявшись социальной политикой, остаются собой. Вынужденные конкурировать друг с другом на политической арене, Антуан и Мадлен не брезгуют нечестными методами в политической борьбе.
В речи начальницы Мадлен Габриэль, сказанной на похоронах министра, рассказывается, как она, придя на работу в министерство труда, стеснялась профессии своего отца, пока министр не сказал ей, что работать слесарем вовсе не позорно. Так и Мадлен приходит к своему отцу только когда ей что-то надо. Их отношения полны недоговорённостей; герои больше предпочитают молчать, находясь вдвоём, что создаёт контраст многочисленным диалогам Мадлен с другими персонажами. Но и так понятно, почему девушка не знакомила Антуана с отцом и старалась не упоминать его. Отец – тот самый простой человек, на благо которого якобы желали трудиться Антуан и Мадлен. На деле же они всего лишь делали себе карьеру, прикрываясь заботой о ближних. Не зря считается, что добрые дела любят тишину.
Когда Мадлен попала в тюрьму из-за того, что Антуан обнародовал их общий секрет, только отец не бросил девушку. Мадлен же больше всего переживала не о перспективе провести лучшие годы в тюрьме, а о том, что Габриэль присвоила себе её законопроект. Ирония режиссёра понятна – даже темница не заставит буржуа перемениться. Он всегда будет думать о своём личном преуспеянии. Хотя бы сидя в тюрьме, но быть причастным к миру большой политики. Пусть лучше ругают, только бы не молчали.
Отец не обижается на дочь за то, что она его стыдится и даже обвиняет в том, что его не было рядом, когда мать заболела. Режиссёр довольствуется намёками на биографию отца. Немногословный человек с жестким, рано постаревшим лицом, татуировками на руках, отсутствовавший дома тогда, когда он был нужен жене и дочери. Тюрьма, по всей видимости, хорошо знакома отцу, поэтому он не хочет, чтобы его дочь в ней оказалась. Он съездил на Корсику и выкопал ружьё, из которого его дочь, защищая Антуана, убила человека. Режиссёр в сцене разговора отца и дочери избегает мелодраматизма. Отец всего лишь показывает Мадлен маленький кусочек ткани, в которую было завёрнуто орудие убийства, а затем отправляет его в рот, как бы говоря, что тайна местонахождения ружья умрёт вместе с ним.
Лента Сильвена Деклу ближе к финалу приобретает не просто антибуржуазное, но экзистенциальное измерение. Мадлен всю жизнь бежала от собственного прошлого, желала во что бы то ни стало выбиться в люди. Её отношения с Антуаном, которые так легко разрушил секрет убийства, были скорее матримониальными. Выйдя замуж за выходца из богатой семьи, Мадлен перестала бы ассоциироваться с неблагородным происхождением. Казалось, что и без Антуана, за счёт своего упорства и таланта, она добилась хорошей должности и вскоре станет министром, как Габриэль. Однако жестокий урок судьбы состоит в том, что прежде чем делать карьеру на защите прав рабочего класса, необходимо сначала полюбить его.
Искренние объятия отца и Мадлен в финале – первый шаг главной героини на пути принятия себя и своего прошлого. Мы не знаем, вернётся ли Мадлен в команду министра – режиссёр оставляет финал открытым. Но хочется верить, что она не забудет, что только работяга-отец не бросил её в беде и займётся независимой политикой, без желания сделать себе имя на борьбе за права угнетённых. Ведь перемены в обществе чаще всего инициирует сам народ.
Андрей Волков
В кинотеатрах с 10 августа