ДУХ БАЙКАЛА
2023, Россия, 85 мин.
Жанр: приключения, семейное кино, драма
Режиссёр: Михаил Расходников
В ролях: Илья Рязанов, Мосэ Куртанидзе, Олег Бабуев, Анастасия Цветкова, Александр Рыков, Диана Анкудинова
В советские годы производство кино было сосредоточено не только в двух столицах, но и в национальных республиках, а потому распад СССР нанёс большой урон российскому кинематографу. В эпоху перестройки и почти все 1990-е на экраны (в основном малые) выходили снятые маленькими кооперативными студиями ленты популярных жанров – боевики, комедии, мелодрамы. Многие из них были низкого качества и быстро канули в лету. Экзотический российский колорит использовали и зарубежные кинематографисты, которые за относительно небольшие деньги могли приглашать лучших российских актёров. Сотрудничество отечественных и американских киноделов стало более удачным, чем собственное кооперативное кино. Ведь заграничные режиссёры привносили в жанровые фильмы а-ля рюс крепкую драматургическую основу.
С ростом национального благосостояния в 2000-е расцвёл и российский кинематограф. Теперь он вполне успешно мог конкурировать в прокате (во всяком случае, отечественном) с иностранными блокбастерами. Постепенно достоянием широкой общественности стали фильмы, произведённые в национальных республиках. Кто из киноманов не слышал, например, о феномене якутского кино!
«Дух Байкала», несмотря на участие в съёмках этнических бурят, сложно назвать бурятским фильмом. Скорее, это этнографическая лента на темы бурятского фольклора. Уроженец Брянска Михаил Расходников не в первый раз обращается к мотивационным сюжетам. Его дебют («Эластико») повествовал о провинциале, мечтающем попасть в большой футбол, во второй картине («Временные трудности») рассказывалась реальная история преодоления главным героем своего физического недуга, в третьей («Дорогой папа») богатый манипулятор наводит мосты с брошенной дочкой, в пятой («Недетский дом») речь идёт о методах воспитания в детском доме.
Вот и лента «Дух Байкала», несмотря на фольклорное название, заставляющее ждать необычных полумифических персонажей или же этнографического сюжета, повествует о мальчике Лёне, который тяжело переживает смерть матери. Его отец Давид везёт сына к деду, отцу умершей жены, который живёт рядом с озером Байкал. Давид – внешне суровый человек, с лицом, словно высеченным из мрамора. Мальчик Лёня не очень с ним ладит, хотя отец не делает ничего такого, что напомнило бы зрителю другую семейную драму Расходникова – «Временные трудности». Давид не меньше своего сына переживает кончину супруги, а потому надеется временно оставить сына у деда, чтобы разобраться в себе.
Илья Рязанов, игравший главного героя в детстве во «Временных трудностях» Михаила Расходникова, убедительно выглядит и в «Духе Байкала». Его субтильная внешность и беззащитный доверчивый взгляд заставят сопереживать любого зрителя, однако, нельзя не заметить, что режиссёр перебарщивает с мелодраматическими сценами, заставляя своего героя всё время плакать и преувеличенно страдать после того, как он потерялся на льду Байкала в пургу. Конечно, режиссёр и в этот раз мог бы заявить (как он оправдывал сомнительную этику «Временных трудностей»), что его фильм основан на реальных событиях. Эту информацию постановщик специально указывает в титрах. Его лента и в самом деле основана на частной истории актёра Мосэ Куртанидзе, исполнителя роли отца. Он в детстве поехал на зимнюю рыбалку с дедушкой, но их машина сломалась, так что дедушка и внук вынуждены были несколько часов идти навстречу отцу Мосэ, который отправился на их поиски.
Ничего невероятного в этом эпизоде нет. Едва ли, правда, маленький Мосэ убегал от дедушки, а потом проваливался в какую-то ледяную пещеру, а после встречал голодную стаю волков. Вот эти опасности наверняка были придуманы для большего драматического напряжения, причём нельзя сказать, что расчёт авторов оправдался. В какой-то момент начинаешь сомневаться в реалистичности экранных событий, а это для драмы, пожалуй, самое страшное.
Примирение маленького Лёни с отцом в финале событие, безусловно, трогательное, но совершенно не у дел остался тот самый дух Байкала. Если не считать секундного появления некоего загадочного старика в самом начале, когда Давид и Лёня едут к дедушке, а также рассказов деда Бимбы о мистических особенностях Байкала, в ленте Расходникова нет бурятского фольклора. Фильм скорее напоминает взгляд извне на озеро Байкал и те местные легенды, что его окружают. Стоит ли говорить, что мистические силы знаменитого озера никак не соприкасаются с основной сюжетной линией – сложными отношениями с отцом маленького Лёни после смерти матери.
Если же судить по видениям, что посещают мальчика в ледяной пещере, то можно предположить, что Байкал зовёт главного героя присоединиться к матери в ином мире, а рассказы дедушки, что мать всегда рядом с сыном и защищает его от бед, не подкрепляются финальными выводами. Скорее режиссёр сводит всё повествование, рядившееся в национальные бурятские одежды, к куцему выводу, что отец, дедушка и внук сильны, потому что семья. Впрочем, после апологии домашней тирании во «Временных трудностях» этот вывод режиссёра недовольному зрителю придётся явно по вкусу.
Недостатки драматургии отчасти компенсируются прекрасной актёрской работой народного артиста Республики Бурятия Олега Бабуева. Сложно поверить, что это его первая роль в кино. Ведь Олег Дамдинович сыграл идеального дедушку – мудрого, терпеливого, искренне любящего внука и понимающего ребёнка лучше, чем родной отец. Дедушка выступает неким камертоном во взаимоотношениях отца и сына. Неслучайно в его уста авторы вложили фразы, отражающие основную идею фильма. Давид действительно заблудился, и не в буране на озере Байкал, а в своей душе. С этой точки зрения поиски отцом своего сына в ночную пургу можно трактовать, как попытку Давида преодолеть собственные психологические трудности и, наконец, стать для ребёнка такой же надёжной опорой, какой была его мать.
Сложно умолчать про прекрасную операторскую работу мастера якутского кино Семёна Аманатова. Он показывает зимний Байкал как очень красивое, но в то же время опасное место, где легко заблудиться и бесследно пропасть. Величественные панорамные съёмки, тревеллинги, ракурсы – всё продумано до мелочей и работает на основной месседж фильма. Для того чтобы прийти к взаимопониманию, необходимо преодолеть метель в собственной душе, мешающую видеть личность другого человека. Неслучайно большая часть событий происходит ночью. Никто не поможет потерявшемуся Лёне кроме него самого, а также отца и дедушки, которые ищут его, превозмогая усталость и холод.
Ледоход на реке, который режиссёр монтирует с объятиями отца и сына – это метафора установившегося душевного контакта между близкими людьми. Ничто не залечит рану от ухода любимого человека, но вера в то, что наши близкие рядом, помогает преодолевать многочисленные бураны жизненного пути. Все неприятности проходят, трагедии покрываются спасительной коркой времени, словно зажившая рана, а лёд в отношениях раскалывается, открывая дорогу к примирению и прощению ближнего.
Андрей Волков
В кинотеатрах с 19 октября