ПРИЗРАКИ В ВЕНЕЦИИ (A HAUNTING IN VENICE)
2023, США-Великобритания-Италия, 103 мин.
Жанр: криминал, триллер
Режиссёр: Кеннет Брана
В ролях: Кеннет Брана, Кайл Аллен, Камилль Коттен, Джейми Дорнан, Тина Фей, Джуд Хилл, Эмма Лейрд, Келли Райлли, Риккардо Скамарчо, Мишель Йео
Венеция, 1947 год. Канун Хэллоуина. В палаццо прославленной оперной дивы происходит встреча группы незнакомцев, каждый из которых преследует свою цель. Эркюль Пуаро, вышедший на пенсию и избегающий ввязываться в новые детективные расследования, с подачи старой подруги, писательницы Ариадны Оливер, заинтригован перспективой раскрыть шарлатанку – медиума Джойс Рэйнолдс, утверждающую, что она способна общаться с духами. Джойс пригласила в свой палаццо Ровена Дрейк, чья дочь убила себя, выпрыгнув из окна. Безутешная мать хочет последний раз услышать голос дочери, но к полной неожиданности всех собравшихся на спиритический сеанс, дух Алисии Дрейк устами Джойс обвиняет кого-то из присутствующих в том, что её убили. А после кто-то убивает и саму мисс Рэйнолдс, и это запускает целую цепочку драматических событий, вынуждающих Эркюля Пуаро вновь искать виновных.
Можно относиться по-разному к приключениям Пуаро в интерпретации режиссёра и исполнителя главной роли Кеннета Браны, но чего у него совершенно точно не отнять, это чувства стиля. Все вышедшие ленты по мотивам книг Агаты Кристи выглядят невероятно красиво и эстетично, будь то чернильные тона «Убийства в «Восточном экспрессе», вечный золотистый закат «Смерти на Ниле» или готическая мистерия «Призраков в Венеции». С другой стороны, бессменный сценарист всех частей Майкл Грин, кажется, уверен, что он лучше Агаты Кристи в вопросах создания детективной интриги, из-за чего мы имеет даже не экранизации по мотивам популярных без малого целый век романов, а осовремененные под стать актуальным голливудским тенденциям фанфики, где, зачастую, от изначального романа остаются только имена.
Такая же проблема и у «Призраков в Венеции», в основе которого «Вечеринка в Хэллоуин» 1968 года. В оригинальном романе Джойс Рэйнолдс была девочкой-подростком, уверявшим, что видела убийство, после чего и сама была утоплена. Никаких медиумов и духов в сюжете не было, но Грин и Брана решили вдохнуть в классическое произведение немного мистики. Получилось занимательно, местами жутковато и, бесспорно, захватывающе, но от Агаты Кристи осталась лишь тень. Поэтому обозревая «Призраков в Венеции», мы не будем сравнивать ленту с романом – кроме имён некоторых персонажей у фильма и книги ничего общего.
В третьей части бранновского цикла о Пуаро титульный герой предстаёт полной противоположностью себе в «Убийстве в «Восточном экспрессе» - это уже не тот самовлюблённый сыщик со странным акцентом и необычными усами. Пуаро постарел, стал более сдержан, даже усы как будто стали менее эксцентричными. Брана уже не перетягивает всё внимание на себя, позволяя зрителю проникнуться окружением и увлечься новым расследованием. Если ранее актёра стоило бы упрекнуть в самолюбовании, то третья часть отодвигает Пуаро на задний план, да ещё выдаёт ему затмевающую главного героя помощницу – предприимчивую писательницу детективов Ариадну Оливер, с которой Пуаро сотрудничал время от времени и в романах Кристи. Только вот в фильме взаимоотношения Оливер и Пуаро несколько переиграли, что даже пошло на пользу истории. Тина Фэй великолепна в роли Ариадны, привнося нотку юмора и авантюризма в целом довольно мрачное и депрессивное повествование.
Как и в каждой части до этого, Брана старается подкупать не только визуалом, но и впечатляющим актёрским составом, так и здесь помимо Фэй мы можем встретить Джейми Дорнана в роли неврастеничного доктора Лесли Ферье и Мишель Йео в роли Джойс Рэйнолдс. Перед нами вновь традиционный детективный троп «убийство в запертой комнате», где Пуаро опять нужно найти виноватого из большого числа подозреваемых. Ситуацию обостряет тот факт, что, кажется, в убийстве замешаны призраки, которые мерещатся прагматичному бельгийцу, и почти у всех подозреваемых есть свои скелеты в шкафах, о которых они предпочли бы умолчать. Тень вины падает на каждого, но Брана, собаку съевший на театральной драматургии, ловко отводит подозрения от одного причастного к другому, запутывая и подбрасывая новые улики, чтобы в итоге оглушить драматичным финалом и раскрыть ещё парочку побочных кейсов.
«Призраки в Венеции», как и предшествующие ленты Браны об Эркюле Пуаро, по-прежнему довольно старомодное, но бесконечно увлекательное зрелище, где классический детектив соседствует с современными визуальными возможностями кинематографа. И хоть лента берёт по минимум из первоисточника, версия Грина и Браны вполне самодостаточна и пронизана настроениями исходных романов Агаты Кристи, не пытаясь прыгнуть выше головы, но одаривая своего зрителя возможностью с головой погрузиться в очередное головоломное расследование.
Сергей Прудников