«Русская кибердеревня» – проект, возникший на просторах русскоязычного сегмента YouTube в 2020 году и быстро ставший популярным. Грех не оседлать хайп и не развить до полноценного сериала!
КИБЕРДЕРЕВНЯ. 1 СЕЗОН
2023, Россия, 25 мин.
Жанр: фантастика, комедия
Количество серий: 10
Режиссёр: Сергей Васильев
В ролях: Сергей Чихачёв, Григорий Скряпкин, Сергей Бурунов, Влада Лукина, Ольга Жевакина, Артём Семакин, Елена Махова
К счастью для Сергея Васильева (автора канала Birchpunk) и для всех нас, теперь в России есть кому заниматься таким вот творческим «масштабированием»: взять удачную идею, добавить (не)много денег и получить уже проверенный на аудитории коммерческий хит. Именно этим и поспешил заняться Кинопоиск.
По сюжету, где-то в глуши живёт обычная семья, которая пользуется благами современного мира, но в общем и целом предпочитает уединение и традиционный уклад. Хозяйство оказывается под угрозой, когда на богатства этой земли зарятся жадные капиталисты, несущие всюду свой бездуховный прогресс. Старая как мир история, подумаете вы. Однако же фермер активно использует в работе роботов и дронов, а сама ферма находится… на Марсе.
В интерпретации Кинопоиска «Кибердеревня» ожидаемо стыдливо потеряла слово «русская», зато приобрела в бюджете. Но спасибо хочется сказать за то, что Кинопоиск сохранил актёров и смог ухватить самую кибердеревенскую суть, которая заключается в душевной и юмористической обработке киберпанка, где слоган high tech, low life встречается с природой, ностальгией и национальными особенностями. Высокие технологии и низкий уровень жизни тут есть, но технологии развиты неравномерно, и нам с улыбкой показан «задний двор» общества будущего, провинция и деревня, где всё создаётся на коленке и рядом сосуществуют технологии совершенно разных веков. Коровы с QR-кодами, антропоморфные роботы с лопатами, коптеры, разносящие бумажные письма, старые вагоны РЖД, летающие между планетами. Этакое глобальное «замкадье», где терраформированные дальние миры существуют в реалиях посёлков какой-нибудь Ульяновской области. Впрочем, рулит кибердеревней всё тот же Сергей Васильев, что снимал ролики на YouTube, так что сохранение ламповой атмосферы не должно вызывать удивления.
Привычные элементы из нашей реальности, многие из которых уже сейчас считаются махровым ретро, гармонично сосуществуют с футуристичными девайсами, и это нелепое сочетание вызывает у зрителя радость от узнавания и смех от нелепости и «вечности» некоторых вещей, которые оказались так удачно вписаны в картинку будущего. Родной УАЗ «Буханка» с советским дизайном конца 50-х, оказывается, может быть не менее интересным транспортом, чем «Тысячелетний сокол», а кибердеревенский китч при всём своём колхозном колорите на минималках всё-таки напоминает местами «Звёздные войны» или «Пятый элемент» (голограммы, пустынные пейзажи, неказистые роботы и летающие полицейские машины встречаются много где, но источники вдохновения очевидны).
Самым удивительным при очевидной пародийности выглядит отсутствие ощущения дешевизны и вторичности. Да, быт многих персонажей подчёркнуто скуден, бедность в кадре есть и специально выставляется напоказ, но градус пародии столь высок, что она оказывается в чём-то даже уникальной. Сплав бездуховного западного прогресса и будто застывшей в прошлом жизни в глубинке (пускай даже это космическая глубинка) вызывает острое чувство ностальгии по летним каникулам у бабушки в деревне. Даже если этой самой бабушки в деревне у вас и не было. Конечно, действует это не на всех. И если вы не попали под магическое обаяние местного сеттинга, то «Кибердеревня» не сможет вас по-настоящему увлечь, потому что в основе сюжета классический квест о возвращении домой, а герои хоть и выглядят яркими, но прописаны весьма схематично – ровно настолько, сколько требует комедия.
С шутками тут тоже не всё однозначно. Местами проскальзывают забавные гэги, но основная часть юмора тут визуальная, а потому строится не на игре слов и метких фразах, а на симбиозе казалось бы несовместимых космооперы и колхоза. Наблюдать за этим забавно, но есть риск, что в какой-то момент заигрывания авторов могут поднадоесть, а один и тот же приём не сможет работать вечно. Для этого в сюжет добавлены элементы экшена и напряжённые эпизоды, но срабатывают они в лучшем случае через раз, а повествование так и остаётся несколько затянутым, хотя серии-то совсем не длинные. Ближе к финалу первого сезона происходит важный твист, когда один из персонажей второго плана и местечковый злодей становится весьма опасным и получает огромные ресурсы для воплощения своих не самых приятных планов. Здесь «Кибердеревня» неловко, с грацией тракториста, ступает на неизведанную отечественной фантастикой территорию противостояния людей и искусственного интеллекта, что уже обстоятельно раскрыта в западном кинематографе, но у нас является натуральной целиной.
Чего ждать от второго сезона, пока непонятно. Уйдут ли авторы в более мрачную фантастику, изображая мир будущего уже натуральной антиутопией или смогут сохранить мягкую ироничность? Одно понятно – сработавшего в 2023 году эффекта новизны уже не будет, а значит для поддержания высоких зрительских рейтингом придётся придумывать что-то новенькое. Не факт, что получится хорошо, но создатели уже достойны благодарности за крепкий первый сезон. Напоминание о ценности простого быта, спокойного семейного счастья и жизни поближе к природе ещё никогда не было столь прямолинейным, но при этом иронично-наивным, а местные хромые и неказистые роботы, пожалуй, оказались самыми хромыми и неказистыми за всю историю. И, конечно, самыми местными. А своё, оно ведь как родное, куда там этим вашим R2D2 и терминаторам, тьфу. Вон, даже свитера и фуфайки роботам выдаём, чтоб не мёрзли, ну кто ещё так делает?!
Игорь Талалаев