Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Итоги года / ИТОГИ-2023: Лучшие киномоменты года
Автор: Игорь ТалалаевДата: 20.11.2023 07:30
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

Запомнить фильм целиком – от титров и до титров – невозможно, да и не нужно. В памяти откладывается лишь важное: сюжет + самые яркие моменты, ради которых, в общем-то, и стоит смотреть кино. Совсем не обязательно сцена, которая произвела на одного зрителя сильное впечатление, удивит и другого. Но бывает и так, что все посмотревшие фильм выделяют какую-то одну его часть. Итак, в нижеприведённом списке самые запоминающиеся сцены, не оставляющие равнодушными никого.

ПРЕТЕНДЕНТЫ:








С чего всё началось:
Индиана Джонс эффектнейшим образом – прямо как в старые добрые времена – перебрался с машины на мотоцикл, а оттуда на нацистский поезд.

В итоге:
Одна ошибка – и ты ошибся.

В общем и целом «Индиана Джонс и колесо судьбы» фильм не провальный, но в рамках франшизы об отважном археологе с собачьим именем является самым слабым. Однако первые 20 минут кажется, что атмосфера старых приключений и противостояния с Третьим Рейхом сохранена. Индиана тут хоть и компьютерный, но молодой, а трюков и затруднительных ситуаций на минуту хронометража отсыпали весьма щедро. По какой-то причине раз за разом обламывающий фюрера Джонс совсем не шпрехен зе дойч, а его единственная маскировка – это нацистская форма. Довольно забавно наблюдать за тем, как он попадает в вагон с парочкой немцев, принимающих его за офицера, но не может им ничего сказать по-немецки, а потому спасается находчивой пантомимой. Впрочем, ненадолго. А в следующих вагонах его ждут уже десятки немцев. И обязательная драка на крыше поезда, куда уж без неё.


С чего всё началось:
С того, что Высший Эволюционер достал из клетки енотика, который смотрел зрителю прямо в душу.

В итоге:
Зная, что Высший Эволюционер – главный злодей фильма, вы ждёте чего-то хорошего от флэшбэков с участием зверюшек в клетках?

Без сомнения, есть нечто манипуляторское в том, чтобы показать милых зверушек в клетках, и не просто зверушек, а покалеченных, изувеченных, с уродливыми протезами, да ещё и дать им возможность разговаривать, чтобы донести тяжесть своего положения не только визуально, но и словами. От одной только первой фразы трясущегося от ужаса малыша Ракеты («Больно…») сжимается сердце и хочется с рыданиями выбежать из кинозала, лишь бы никто не увидел твоих слёз, и не важно, что деньги за билет никто не вернёт… Сентиментальные флэшбэки с детством Ракеты выделяются на фоне общей канвы повествования, но раз уж история снова – уже в третий раз! – про обретение семьи, то, пожалуй, смотрятся уместно. Но уж слишком грустно. Удивительно, но в многомиллионном блокбастере, под завязку напичканном спецэффектами, креативными боевыми сценами и фирменным безумным юмором Джеймса Ганна, лучше всего запоминаются именно лирические эпизоды с пленными животными.


С чего всё началось:
Тайлер Рейк проник в грузинскую тюрьму, чтобы вытащить оттуда семью криминального авторитета, сидящую в камере «за компанию».

В итоге:
21 минута забористых боевых действий, снятых одним планом.

Да, мы знаем, что всё-таки не одним планом. Монтажные склейки не заметны, но понятно где они находятся. Но от этого сцена экстракшена не становится менее зубодробительной и разнообразной. Здесь вам и напряжённый отход через камеры зэков, и рукопашные схватки то с целыми толпами, то один на один, и автомобильные погони со зрелищными авариями, и использование холодного оружия в крайне стеснённых условиях, и целые расстрелянные арсеналы разных калибров. Что уж говорить, тут есть целая дуэль с парой вертолётов и крушение поезда на сдачу! Да, не слишком оригинально, зато зрелищно. Кстати, даже сократи сцену побега втрое и оставь там лишь тюремные эпизоды, и всё равно эти моменты бы оказались в нашем топ-10. Потому что боевая хореография выполнена на высшем уровне – в последний раз такое грандиозное месилово на тюремном дворе мы видели разве что в «Рейде 2», который, на минуточку, признали лучшим боевиком 2014 года.


С чего всё началось:
Провести закрытую секс-вечеринку на заброшенном химическом (!) предприятии, подвести к аварийным разбрызгивателям над танцполом местную бочку с непонятной жидкостью, а потом включить напор…

В итоге:
…Что же могло пойти не так?

Просперо, младший из внебрачных детей Родерика Ашера, миллиардера и генерального директора «Фортунато фармасьютиклз», несмотря на свой юный возраст, как и вся его семейка, был прогнившим насквозь. Повёрнутый на сексе, извращениях и тусовках, он решил организовать VIP-тусовку с элементами маскарада и оргии. Очевидно, что в мистическом сериале от мастера хорроров Майка Флэнегана до добра такое довести не может. Тем более, что сюжет этой серии основан на рассказе «Маска Красной смерти» Эдгара Алана По. Гибель Просперо уже во втором эпизоде стала самой эффектной во всём мини-сериале, где хватает оригинальных смертей. Во-первых, он организовал свои похороны сам. Во-вторых, утащил за собой на тот свет целую сотню отвязных гедонистов. Ну а в-третьих, кислотный дождь, поливающий полуголые тела запертых на танцполе людей – это действительно жутко. Только что они стонали от похоти и наркотиков, и вот уже визжат от боли и ужаса, буквально расплавляясь на куски. Предсказуемость в данном случае идёт даже в плюс – столь мастерски выстроено напряжение перед массовой казнью.


С чего всё началось:
Испытав очередной приступ панической атаки, Бо выпивает таблетки, прописанные врачом. Таблетки строго-настрого нужно запить водой (иначе смерть!), но воды дома нет ни капли.

В итоге:
Бодрящий забег боящегося даже собственной тени Бо завершается фиаско.

Есть мнение, что новый медицинский препарат «Зипнотикрил», который принял Бо, вовсе не столь ужасен. Едва ли существуют лекарства, которые без стакана воды превращаются в яд. Просто воспалённое воображение Бо любую ситуацию видит как кошмарную и безвыходную. И потому покинуть относительно безопасную квартиру и выйти (бежать, только бежать!) в безумный внешний мир – действительно предприятие, перед которым нужно внимательно осмотреться и хорошенько отдышаться. Мир, где люди орут друг на друга, какой-то голый старик кидается на прохожих с ножом, кругом снуют обдолбанные наркоманы и бомжи, а прямо на перекрёстке уже несколько дней лежит разлагающийся труп, до которого никому нет дела, – и правда такое место, куда по доброй воле не высунешься. И все эти люди (кроме трупа) следят за Бо, выжидая как бы на него напасть или хотя бы проникнуть в его квартиру, если он оставит дверь открытой. Разумеется, мир этот существует только в представлениях самого Бо, но мы видим реальность его глазами и потому полностью проникаемся этим безумием. Первые 40 минут фильма – просто шедевр параноидального бреда, а сцена с пробежкой в магазин – его жемчужина.


С чего всё началось:
До рассвета Джон Уик должен явиться в назначенное место для участия в ритуальной дуэли, остаются считанные минуты, но перед героем возникает длиннющая лестница, где его ждут десятки головорезов.

В итоге:
Обычный человек за отведённое время по такой лестнице и безо всяких противников не поднимется, но Джон Уик – человек не совсем обычный, так что в итоге случился хэппи-энд в виде пёсика, справляющего нужду на простреленное лицо бандита.

Прямо перед самой лестницей Уик выпадает из окна четвёртого этажа транзитом через припаркованный микроавтобус на не самую мягкую парижскую мостовую. В большинстве случаев в реальном мире дальше упавший не смог бы подняться и до кареты «скорой помощи», даже если бы она стояла вместо микроавтобуса. Но как мы помним из финала третьей части, Джон может упасть даже с крыши высотки и всё равно останется цел. Тем более, что впереди такой пустяк: 222 ступеньки лестницы. Наёмники в полной готовности, а музыка недвусмысленно отсылает к классическим вестернам, но статика продлится недолго – Уику некогда стоять в красивой мизансцене, ему нужно действовать и потому он прёт напролом. Кстати, эти ступеньки ему предстоит преодолеть ногами дважды (второй раз уже в кооперативе со старым слепым приятелем) и ещё один раз пересчитать своими рёбрами. «Джон Уик 4» богат на роскошные боевые сцены, и с тем же успехом можно было вспомнить отель в Японии, автомобильные трюки у Триумфальной арки или аркаду с видом сверху в особняке, но против цифр не попрёшь: в этой бойне погибло около пятидесяти человек.


С чего всё началось:
Майлза Моралеса заперли в энергетическом коконе и снова назвали малышом.

В итоге:
Оказывается, Майлз бежал не просто куда глаза глядят, а придерживался плана, он «просто нам его говорить не хотел».

Разнообразие экшн-сцен рождает богатый выбор, но редакция остановилась на той, где представлено больше всего Пауков – масштабной погоне из их штаб-квартиры. Фантазия бьёт через край, ведь Майлзу Моралесу противостоят такие же Паучки, как он сам – их не возьмёшь с помощью ловкости, силы или паучьего чутья, ведь у них такой же набор способностей. Ну, плюс-минус. Зато Пауков их много, а Майлз один, так что выиграть в гонке можно лишь за счёт нестандартных ходов. Сцена погони полна адреналинового напряжения и трагических признаний, но не забывает и про яркие юмористические вставки: например, Моралес сначала провоцирует массовый мем с указывающими друг на друга тремя Пауками, затем прячется у одного за спиной, а ещё тут есть Кот-Паук и Тираннозавр-Паук, а ещё Ковбой-Паук и Паук-психоаналитик, а ещё Паук с бумажным пакетом на голове, а ещё, а ещё, а ещё!.. Словом, это буйство фантазии художников нужно пересмотреть несколько раз, изучая буквально покадрово, чтобы заметить все отсылки, «пасхалки», приколы и просто интересные детали. Абзац дописан, пожалуй, именно этим сейчас и займёмся…


С чего всё началось:
С незапланированного массового занятия физкультурой прямо во дворе.

В итоге:
Весёлая сцена как-то резко перестала веселить.

Шестая серия, Вова «Адидас» на взводе: его пацаны «не готовы». Именно это он и заявляет им прямо в лицо, собрав всех во дворе. Сам только недавно вернувшийся из Афганистана, он знает, что им нужно – армейская подготовка, конечно же. Начинается всё с бега трусцой (30 кругов с запеванием «Седой ночи»), затем подтягивания, отжимания, приседания, простенькие рукопашные приёмы и дружеские спарринги. Играющий на фоне «Ласковый май» буквально разблокирует у зрителя какие-то старинные воспоминания: уроки физкультуры, «армейку», свойские дворовые разборки по «понятиям», до падения на землю или первой крови... И вдруг картинка застывает, выцветает, а на экране появляется надпись, что парнишка, только что получивший в зубы – Илья Сутулин по кличке Сутулый будет застрелен в автосервисе в 1995-м. Кирилла Суматохина (Самбо) расстреляют в больничной палате в 1996-м. Свои некрологи получат многие, и здесь любой критик «Слова пацана» уже должен понимать: сериал вовсе не романтизирует преступность и не восхваляет насилие. Прямолинейное, но донельзя эффектное донесение простой мысли о фатальных последствиях, которые ждут каждого вставшего на кривую дорожку, вошло в тройку лучших киномоментов года, по версии нашей редакции.


С чего всё началось:
Кен ознакомился с такой привлекательной концепцией как патриархат.

В итоге:
Оказалось, что получить престижную или просто приятную работу на том простом основании, что ты мужчина, нельзя. И это они называют патриархатом, тьфу!

Попав в реальный мир и взяв необходимый литературный минимум в библиотеке («Почему правят мужчины», «Мужчины и войны», «Истоки патриархата», «Кони»), Кен решил наконец самореализоваться. Но высокооплачиваемые и влиятельные должности, как оказалось, выдают только при наличии диплома и опыта работы, а принадлежность к мужскому полу и вовсе скорее минус. И даже «всего одну» операцию в больнице провести ему запретила какая-то женщина, почему-то представившаяся доктором (хотя кого она обманывает, она ведь просто женщина, а доктор должен быть мужчиной в белом халате, с ручкой и «такой острой штукой»). Но хуже всего: Кен не смог получить даже работу на пляже: спасателем он быть не захотел, а просто стоять на пляже – это, увы, не работа. Не удивительно, что раздосадованный Кен решил вернуться в Барбилэнд и построить там свой патриархат, с блэк-джеком и конями. И ведь получилось! С мачо-дача-хата-хаусом в придачу!


С чего всё началось:
С того, что поставлять непроверенное оружие с исключительно теоретическим принципом действия в армию нельзя, а значит нужно провести испытание в обстановке полной секретности где-нибудь в пустыне Нью-Мексико.

В итоге:
«Сообщи Китти, пусть снимает простыни».

Оппенгеймер опасался, что в результате взрыва не сможет контролировать цепную реакцию деления ядер и это может привести к уничтожению всего мира. И хотя «шанс близок к нулю» – это не то же самое, что нулевой шанс. Перспектива испепелить целую планету добавляет к и без того нервному ожиданию дополнительное напряжение. И хотя всем прекрасно известно, что испытание прошло успешно, Кристофер Нолан снял взрыв и подготовку к нему по-настоящему эпично, выдав просто самую эффектную киносцену года. Бешеный ритм музыки, бледные лица учёных и военных, присутствующих при подрыве на разном удалении от эпицентра, а затем ослепляющая вспышка света, превращающая ночь в день и… тишина. Целую минуту (!) мы слышим только дыхание Оппенгеймера, затем ещё 30 секунд где-то далеко-далеко на фоне едва уловимо для уха начинает играть музыка, превращаясь просто в лёгкий фоновый шум. Будто целый мир, как и люди-свидетели взрыва, был потрясён до основания, а затем начал осторожно дышать и, наконец, ожил, вдохнув полной грудью и пригнав к наблюдателям тряску и ветер взрывной волны, а вместе с ними и звук.

Игорь Талалаев



>>> ЧИТАТЬ ОСТАЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА <<<

> ЛУЧШИЕ КИНОМОМЕНТЫ 2022 <
> ЛУЧШИЕ КИНОМОМЕНТЫ 2021 <
> ЛУЧШИЕ КИНОМОМЕНТЫ 2020 <
> ЛУЧШИЕ КИНОМОМЕНТЫ 2019 <
> ЛУЧШИЕ КИНОМОМЕНТЫ 2018 <
> ЛУЧШИЕ КИНОМОМЕНТЫ 2017 <
> ЛУЧШИЕ КИНОМОМЕНТЫ 2016 <
> ЛУЧШИЕ КИНОМОМЕНТЫ 2015 <
> ЛУЧШИЕ КИНОМОМЕНТЫ 2014 <
> ЛУЧШИЕ КИНОМОМЕНТЫ 2013 <
> ЛУЧШИЕ КИНОМОМЕНТЫ 2012 <
> ЛУЧШИЕ КИНОМОМЕНТЫ 2011 <
> ЛУЧШИЕ КИНОМОМЕНТЫ 2010 <
> ЛУЧШИЕ КИНОМОМЕНТЫ 2009 <



>>> ЧИТАТЬ ВСЕ ИТОГИ ВСЕХ ЛЕТ <<<
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 557 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio