МОНСТР (KAIBUTSU)
2023, Япония, 126 мин.
Жанр: военный, боевик
Режиссёр: Хирокадзу Корээда
В ролях: Соя Курокава, Хината Хиираги, Сакура Андо, Эйта Нагаяма, Юко Танака, Акихиро Какута, Даисукэ Курода
Японский режиссёр Хирокадзу Корээда (автор «Магазинных воришек») явно задаётся вопросом перспективы. Возможным ответом для него становится «Монстр» – то, как развивается повествования, во многом зависит от точки зрения рассказчика. Хотя вполне вероятно, что Корээда прямолинейно решил снять свою версию «Расёмона» Куросавы, «Монстр» всё равно является зрелищем оригинальным, а не простым переосмыслением идей ленты 50-х годов. В то время как «Расёмон» подчёркивал ненадёжность индивидуального восприятия события, картина Корээды исследует скорее интерпретацию отношений людей внутри того или иного инцидента. Звучит заумно, но так оно и в жизни: смена перспективы важна для радикального изменения отношения к действующим лицам непростой истории. Даже название «Монстр» претерпевает изменения в своём значении ближе к финалу.
Саори – мать-одиночка, которая воспитывает сына-школьника Минато. Мать обеспокоена изменениями в поведении Минато: сперва тот приходит домой в одном ботинке, затем ведёт себя всё более замкнуто, а позже вообще признаётся в конфликте с учителем. Саори идёт в школу, чтобы разобраться в случившемся, и администрация признаёт, что учитель Хори действительно ударил Минато. Далее нам показывают интерпретацию конфликта с точки зрения Хори, и, наконец, самого Минато. Точка зрения и учителя, и ребёнка в состоянии заполнить пробелы в повествовании от лица Саори.
Поскольку три разные точки зрения, представленные в «Монстре», неизбежно пересекаются, постановщик пытается завязать всё на определённых временных рамках. К счастью, Корээда понятно использует некоторые контрапункты, чтобы заземлить содержание. Но это отнюдь не цель режиссёра; задача «Монстра» состоит в том, чтобы продвинуть сюжетную линию вперёд, а не зациклиться на одном и том же, как в «Расёмоне». Корээда при этом взял простую подноготную (которую легко представить даже в России, а не только в Японии) и смог перевернуть её таким образом, чтобы зритель задумался о собственных выборах в любой другой бытовой ситуации. Сценарий представлен блестяще и заставляет аудиторию переоценивать окружение по мере раскрытия новой информации. Подобное творческие решение приводит как к генерации тайны, так и в целом к раскрытию различных аспектов поведения человека. Опять же, выглядит сложно, но не недоступно, хотя при этом «Монстр» реализован так, что понять и принять его может любой зритель: и поклонник «попкорновых» блокбастеров, и любитель высоколобого арт-хауса.
«Монстр» не даёт немедленных ответов. Повествование довольно размеренное, как это характерно для представителей японского кинематографа. При этом, в отличие от «Магазинных воришек», очень плавное. Персонажей также раскрывают довольно подробно, но это скорее обязанность формата. Вообще «Монстр» является человечным фильмом, меньше заинтересованным в снятии слоёв истины, а скорее в персонах – сюжетный подход ведёт разными путями к гуманистическим темам, ориентированным в первую очередь на межличностные взаимоотношения.
Большую часть своего экранного времени «Монстр» всё равно проводит с Минато. В какой-то момент детализация начинает смущать. Не вдаваясь в спойлеры и в пропаганду того, что пропагандировать не следует, «Монстр» хотя бы не чувствует себя ангажированном в этом плане, пускай временами способен вызвать замешательство. Между тем, японцы, будучи консервативной нацией, не испугались освещения подобного, и, опять же, продемонстрировали самые острые моменты с уважением к любой аудитории. Нюансы важны и, наверное, «Монстр» может являться лентой, демонстрирующей всю сложность чувств (особенно с учетом того, что японцы сами по себе скупы на их выражение) и ту самую детскую свободу – сущность, почти забытую в мейнстримном кино.
Егор Рябцев