ФУРИОСА: ХРОНИКИ БЕЗУМНОГО МАКСА (FURIOSA: A MAD MAX SAGA)
2024, Австралия-США, 148 мин.
Жанр: фантастика, боевик
Режиссёр: Джордж Миллер
В ролях: Крис Хемсворт, Аня Тейлор-Джой, Алила Браун, Том Бёрк, Нэйтан Джонс, Джош Хелман, Чарли Фрейзер, Лейчи Халм, Джон Ховард
Давайте без долгого хождения вокруг да около: Джордж Миллер не смог снова превзойти самого себя и поднять планку, установленную «Дорогой ярости». Более того, он не смог даже дотянуться до неё. Но это точь-в-точь, как та история с Тарантино, когда ему сказали, что он так и не снял ничего круче, чем «Криминальное чтиво», а тот ответил: «А кто снял?»
Повторить «Дорогу ярости» и тем более превзойти её, кажется, просто невозможно. По крайней мере, у автора этих строк не хватает фантазии, чтобы представить себе такое кино. Но что же «Фуриоса»? А «Фуриоса» очень и очень хороша. Местами – прямо-таки до неприличия.
Начнём с того, что отечественные локализаторы в своё время так откормили русскоязычного зрителя приставкой «Сага» везде где только можно и нельзя, что теперь оригинальная «Фуриоса: Сага Безумного Макса» превратилась в «Фуриоса: Хроники Безумного Макса». И слава Несмертному Джо, потому что корректный перевод мог бы только отпугнуть от просмотра. А пропускать такое зрелище не рекомендуется.
Фильм рассказывает предысторию Фуриосы, начиная с её пленения и заканчивая обретением почётного статуса водительницы боевой фуры (не той, что в «Дороге ярости», а первой версии). Лента разделена на 5 глав, в которых главная героиня проходит свой путь от девочки, которую можно обменивать, как вещь, до воительницы, вкушающей месть с горьким металлическим привкусом. Мы узнаем как она потеряла дом и руку, как жила жаждой возмездия, как стала закалённым воином, но смотреть это кино нужно не для созерцания развития драматической истории, а для ощущения ржавой постапокалиптики, присыпанной песком и животной яростью, которую лучше Джорджа Миллера не снимает никто в мире.
Визуал снова получился выдающимся, а все детали Пустоши на месте. Это и диковинные агрегаты на двух, четырёх, шести и так далее колёсах, и огромные тестостероновые злодеи, и физические уродства, и предельная нищета, и пустынные пейзажи, и романтика бесконечных дорог, не испорченных камерами контроля скорости, закусочными, заправочными станциями и знаками ограничения скорости (фу!). Нюансы устройства нового человеческого социума Миллер вновь показывает небрежно, буквально штрихами, держа фокус на противостоянии сильных характеров и разнообразных боевых сценах, но даже так удаётся создать живой и привлекательный (разумеется, для изучения со стороны) мир.
«Фуриосу» гораздо сложнее критиковать за сюжет, чем «Дорогу ярости». Да, сценарий всё ещё достаточно прямолинейный, это история о попытке побега и мести, но всё-таки уже не одна сплошная погоня – сначала в одну сторону, потом в другую. Не скажем, что «Дорога ярости» стала хуже от того, что в ней было мало диалогов и много действия, но, кажется, что Миллер очень близко к сердцу воспринял такую критику и потому постарался прописать побольше разговорных сцен. В результате фильм теряет ту дичайшую динамику, что была в предыдущей части, но по стандартам жанра всё равно остаётся весьма и весьма бодрой, практически эталонной картиной, где нет откровенных провисаний, а посмотреть всегда есть на что.
Пожалуй, главным минусом «Фуриосы» можно назвать только то, что Аня Тейлор-Джой – это не Шарлиз Терон. Но это минус субъективный, и у Ани есть целая армия фанатов, для которой участие актрисы в картине является вовсе не минусом, а наоборот огромным достоинством. К актёрской игре, кстати, нареканий нет: Тейлор-Джой уверенно справляется со своими обязанностями, отыгрывая в основном глазами, потому что текста ей практически не досталось (говорят, даже у Тома Харди в «Дороге ярости» было больше реплик, но мы не считали), однако, ей не удаётся провернуть тот же трюк, что в своё время удался Шарлиз Терон, буквально «укравшей» фильм у титульного персонажа. Более того, происходит даже некоторое торжество справедливости – и у самой Фуриосы фильм в свою очередь «крадёт» другой персонаж, злодей Дементус в исполнении Криса Хемсворта.
Голливудскому красавцу Хемсворту пришлось обжиться накладным носом, чтобы избавиться от привычного героического флера, но его внушительная фигура осталась при нём, хотя этот персонаж не запугивает кого-то грубой физической силой. Всё равно исход любого местного противостояния обычно решается в пользу того, кто лучше водит машину или метче стреляет (а в большую тушу даже легче попасть). Но Дементус привлекает харизмой и своеобразным чёрным юмором – при всей своей жестокости и амбициозности он не слишком умён и похож на живого человека, который дорвался до огромной власти, но не имеет достаточно компетенции, чтобы разумно ей распорядиться.
Символом власти, настоящим королевским скипетром, вновь выступает микрофон. Возможность говорить – и говорить громко – в мире «Безумного Макса» есть только у сильных мира сего: Гумунгуса, Несмертного Джо, Дементуса. Из всей этой троицы ультимативных злодеев лицо не скрывает только Дементус. Он же и самый общительный из всех, и, пожалуй, при всей его злобности, именно ему-то и не желаешь скорейшей гибели. Просто потому, что наблюдать за ним одно удовольствие. И пусть в одной из сцен его нос выглядит совершенно нелепо из-за освещения, это всё равно самый аутентичный из красочных персонажей Пустоши. Он ловит натуральный кайф – не просто спешит из точки А в точку Б, но строит грандиозные планы, паясничает, упивается своей властью и иногда даже устаёт от происходящего, расслабляясь за байками личного «историка». Словом, как и настоящий байкер, живёт здесь и сейчас, получая от жизни, пусть даже местами суровой, максимум удовольствия.
Вообще же любой байкер и просто человек, неравнодушный к мотокультуре, рискует получить от «Фуриосы» удар прямо в сердечко: ведь в первую очередь фильм сосредоточен именно на двухколёсной технике. Орда Дементуса передвигается только на мотоциклах, и в их нестройных рядах можно заметить множество примечательной техники. Конечно, самым выдающимся экземпляром управляет сам Дементус: в его распоряжении настоящая колесница, запряжённая тремя «конями». Ещё в автопарке выделяется вышеназванная боевая фура, а также шестиколёсный бигфут и хот-род, который выглядит даже круче, чем «Перехватчик V8» самого Безумного Макса. Который, кстати, получил камео на пару секунд, в свойственной ему манере наблюдая за заварушкой в отдалении, но даже не пытаясь вмешиваться.
Если говорить уже не о вкусовщине, а об объективных минусах, то к ним можно отнести… визуал. Удивительно, но Миллер не откровенно садится, но слегка присаживается в лужу именно там, где этого от него никто не ожидал. Местами визуальные эффекты выглядят уж слишком неестественными, а компьютерная графика режет глаза – проблема, которая отсутствовала в фильме 2015 года, вдруг возникла 9 лет спустя. Большинство аварий и смертей смотрится хорошо, но иногда картинка прямо кричит о том, что это CGI. Да, мотоциклы трудно заставить ездить по песку, но всё-таки это возможно, и в той же «Дороге ярости» они выглядели адекватно, а тут местами буквально «плывут»: сделано это для большей динамики, но такое ускорение движения не идёт на пользу фильму, если на другой стороне весов оказывается реалистичность восприятия. Причём, речь даже не о законах физики – в конце концов, тут Фуриоса на коленке собирает механический протез руки, – а именно о восприятии. Протез выглядит реалистично и потому к нему нет вопросов. Техника едет нереалистично и потому вызывает нарекания. Задники также отрисованы несколько лениво, но когда в кадре больше одного-двух объектов, внимание переключается и «магия кино» начинает работать как надо.
Погонь здесь хватает, но одной такой длительной, как в «Дороге ярости» уже нет. С музыкой тоже всё в порядке, но, опять же, какой-то одной грандиозной мелодии нет, зато имеются удачные музыкальные «цитаты». Хватает сцен, в которых можно перевести дух, но напряжение всё-таки сохраняется. А главное, «Фуриоса» не выглядит калькой с какой-то предыдущей части и органично расширяет вселенную «Безумного Макса». Едва ли кто-то будет против, если Миллер продолжит развивать своё наследие подобным образом, сделав фильм про Несмертного Джо или преторианца Джека, который выступил редким положительным героем и своеобразной заменой Макса Рокатански в «Фуриосе». Тем более, что при желании здесь можно рассказать много историй. Как потерял свой глаз Риздейл Пелл (его, кстати, сыграл тот же актёр, что и Несмертного Джо)? Что за медвежонка в кандалах носил Дементус? Как погиб старший сын Джо Скратус (почти неузнаваемый в гриме Джош Хелман, знакомый нам по роли гарпунщика Слита в «Дороге ярости»)?
Порой кажется, что Джордж Миллер начинает скатываться в маразм, зачем-то затягивая финальные сцены с Фуриосой и Дементусом, чей монолог выглядит излишне многословным, но затем режиссёр демонстрирует, что ещё не растерял хватку. «Будет ли мой конец грандиозным?» – вопрошает Дементус. О да, в финале ружьё, висящее на стене с самой первой сцены, наконец стреляет, делая концовку одним из самых запоминающихся моментов во всей франшизе. Семена, посаженные Миллером, дают плоды даже в неурожайной постапокалиптической почве, и остаётся только надеяться, что мы увидим и дальнейшие всходы.
Игорь Талалаев