ПРЕТЕНДЕНТЫ (CHALLENGERS)
2024, США-Италия, 131 мин.
Жанр: драма, спорт, мелодрама
Режиссёр: Лука Гуаданьино
В ролях: Майк Фейст, Джош О’Коннор, Зендея, Дарнелл Эпплинг, Нада Деспотович, Крис Фаулер
Лука Гуанданьино ещё может удивлять. Считаясь мастерским визионером, способным показать чувственность неожиданными способами, он в основном предпочитает интерпретировать чужое. Экранизации романов или спорные ремейки культовых фильмов, высушенные и аккуратно нанизанные на булавки со страстью и жестокостью опытного энтомолога – искусство, преломлённое через призму авторской перверсии. Однако «Претенденты» выбиваются из общей тенденции – оригинальный сценарий дебютанта Джастина Куритцкеса превращается в самый зрительский и едва ли не самый банальный фильм занятного итальянца. И в один из лучших.
Каждый из трёх героев – в позиции претендента. Арт Дональдсон (Майк Фест) – состоявшаяся звезда тенниса, выдыхается с каждой игрой и терпит поражение за поражением. Патрик Цвейг (Джош О’Коннор) – талантливый игрок, так и оставшийся в роли подающего надежды. И, наконец, Таши Дональдсон (Зендея) – жена Арта, могла стать звездой, но травма колена вынудила выбрать тренерское поприще. Однако общие проблемы с самореализацией у героев отнюдь не из-за недостатка спортивных достижений. Персонажи знакомы уже давно – два друга, одновременно захотевших одну девушку. Настоящей любовью это назвать сложно, скорее внезапная страсть, переродившаяся в дух непримиримого латентного соперничества. Ещё с той ночи в отеле, когда объект желания внезапно ускользает из объятий, не оставляя номера телефона, но обещая победителю приз в виде набора заветных чисел.
Трейлеры обманчиво обещали больше сексуального напряжения, но для героев страсть выражается в другом. Всё началось с соревнования, всё им и заканчивается – в отношениях, где трое, не может быть покоя или согласия. Напрашивающееся менаж а труа для Гуанданьино кажется ещё более банальным, чем предлагаемый сюжет, поэтому в качестве способа визуализации отношений в любовном треугольнике он использует игру. Прекрасно понимая, что теннис на экране – настоящая скука, режиссёр занимается настоящей художественной эквилибристикой, экспериментирует со светом, звуком, небанальными ракурсами.
Таймлайн скачет, как теннисный мяч, превращая «Претендентов» в своеобразный матч со своими тай-брейками, подачами, аутами и штрафами. Гуанданьино дразнит и зовёт зрителя на корт, на глазах деконструируя сюжет и реконструируя отношения. Все линии сойдутся в финале, где призом будет не возможность попасть на крупный чемпионат, а последняя возможность вернуть смысл жизни, обрести себя и друг друга. Зендея коронно поджимает губы, О’Коннор давит хулиганскую ухмылку, а Фест старательно прикидывается сомнамбулой, чтобы не выпустить ярость раньше времени. Они совершенно разные (как и задумывал Куритцкес) – белокожий вырожденец американской элиты, кучерявый еврей и мулатка, но дальше притянутых архетипов история не заходит.
Сюжет, в конце концов, не собирается добавлять дополнительной глубины событиям, вместо этого зрителю достаётся глубина кадра и демонстративный визуальный шик – камера постоянно выхватывает крутые кадры, не стесняется задерживаться на рельефных деталях или, наоборот, делать дикие виражи под динамичное техно Трента Резнора и Аттикуса Росса (один из их топовых саундтреков). Присущее Гуанданьино желание достичь экзальтации, даже ценой потери чувства меры или момента, рвётся с поводка, выплескиваясь в финале в какой-то уже совсем непозволительный эпик. Кажется, что после долгих потных пауз с бесконечным напряжением мышц теннисисты отбросят ракеты и побегут друг на друга в стиле «Наруто». Однако решающий удар удивит, ведь в этой партии на троих победитель был известен уже давно. Прекратится ли соперничество – вопрос уже не такой важности, как внезапное обретение равновесия в собственных желаниях. «Я люблю тебя – я знаю». Похоже, про это можно забыть.
Кирилл Банницин