ПЛАНЕТА ОБЕЗЬЯН: НОВОЕ ЦАРСТВО (KINGDOM OF THE PLANET OF THE APES)
2024, США-Австралия, 145 мин.
Жанр: фантастика, приключения, боевик
Режиссёр: Уэс Болл
В ролях: Оуэн Тиг, Питер Макон, Фрейя Аллан, Кевин Дюран, Трэвис Джеффри, Уильям Х. Мэйси, Дичен Лакмэн, Ика Дэрвилл, Лидия Пекхэм
После правления Цезаря и объединения обезьян в единый народ прошло не одно поколение. Человеческая цивилизация пала, города стоят заброшенные и постепенно природа в них берёт своё, а разумные приматы стали главенствующим видом, в то время как homo sapiens уже не так разумны под влиянием вируса, пронёсшегося по планете в прошлых фильмах. Юный Ной – сын вождя племени Птиц, готовится перенять бразды правления народом у предка, но оказывается втянут в кровопролитную войну с новым лидером обезьян Проксимусом Цезарем, строящим свою империю на искажённых заветах Цезаря и людском оружии.
Франшиза о планете обезьян, пожалуй, сегодня стоит особняком от всех прочих популярных кинематографических циклов. Основанная на повести Пьера Буля, серия изначально дала резвый старт фильмом 1968 года, продемонстрировав не тривиальный подход к теме, эффектный пластический грим и один из самых неожиданных сюжетных поворотов с истории кино. Однако с выходом новых частей «Планета обезьян» теряла в очаровании, а грянувший в 2001 году перезапуск Тима Бёртона и вовсе не пнул только ленивый. Серии был необходим свежий взгляд, и она его получила лентой Руперта Уайатта, которую успешно продолжил режиссёр нового «Бэтмена» Мэтт Ривз. Трилогия Уайатта/Ривза, пожалуй, идеальный баланс нового и старого, где сюжет идеально сочетается с технологичностью, а цифровой персонаж вызывает не меньше сочувствия, чем сыгранный живым актёром. Тут, разумеется, во многом заслуга Энди Сёркиса, применившего свой богатый опыт работы в цифровом гриме. Его Цезарь стал визитной карточкой перезапуска и одним из самых драматичных персонажей в современном кинематографе.
Продолжение без Сёркиса у многих вызывало закономерные опасения, но франшиза после выхода «Войны» имела такой богатый потенциал, что не использовать это творческое наследие было бы преступлением. Новые фильмы должны были показать, как общество людей и приматов докатилось от мирного сосуществования по заветам Цезаря до тирании и гонений, которые мы застали в оригинальных лентах. «Новое царство» показывает не столь отдалённое будущее, где людской род частично деградировал – это закономерное развитие после эпидемии, которая началась в «Восстании»: люди стремительно глупеют и напоминают повадками животных, а приматы умнеют и создают собственную культуру. Правда, главный завет Цезаря, что, дескать, обезьяны вместе сила, не проходит проверку временем – между приматами царит раскол, а новый лидер Проксимус и вовсе не щадит ни людей, ни сородичей ради своих прихотей. Проксимус представлен этаким классическим тираном, харизма которого позволяет ему управлять соплеменниками и объединять их общей целью. Он отличается от другого антагониста серии – Кобы, который из правой руки Цезаря превратился в его идейного соперника. Коба был интереснее за счёт бэкграунда – это шимпанзе, который подвергался со стороны людей насилию и жестокости, было легко поверить, что такая искалеченная душа с трудом примет новые законы и гуманизм, и то, что именно Коба начал войну людей и обезьян – ещё одна примечательная закономерность. Проксимус в сравнении с Кобой не такой объёмный антагонист, хотя создатели франшизы и его наделили интересными особенностями – новый лидер обезьян не гнушается использовать помощь последних разумных людей, а некоторых своих собратьев ни во что не ставит. Он зеркально отражает Ноя, который также заручается помощью девушки Новы (традиционно в мире обезьян все особи женского пола получают имя Нова), преодолевая свой страх и опасения перед «безволосыми».
Вновь самой интригующей частью очередной «Планеты обезьян» становится мироустройство и картина упадка. За режиссуру в этот раз отвечает Уэс Болл, снявший трилогию «Бегущий в лабиринте», где он уже наглядно показал умение снимать красивый постапокалипсис. В «Новом царстве» погибающий мир едва ли не центральный персонаж – заросшие зеленью руины мегаполисов нужно разглядывать на стоп-кадре, а то, как приматы по-своему используют наследие человечества, порой хочется похвалить за изобретательность. К примеру, поселение Ноя (библейская отсылка в имени, разумеется, не случайна), занимающееся разведением орлов, живёт на старых башнях ЛЭП, которые не сразу различимы под зеленью, а крепость Проксимуса – разбитый ржавый танкер. То, как обезьяны разделились на племена, - ещё одна интересная находка «Нового царства». Правда, лента пока знакомит нас лишь с племенем Ноя, которые приручили птиц и занимаются их разведением, но хочется верить, что будущие фильмы покажут нам новые племена и культурные особенности обезьян.
Молодой американский актёр Оуэн Тиг прекрасно справляется с ролью Ноя. Его лицевая анимация прекрасно считывается, а временами он безумно похож мимикой на Энди Сёркиса и его Цезаря. Но тут уж ничего не поделаешь – Сёркис задал стандарт, которому приходится соответствовать. Кевин Дюран тоже не ударяет в грязь лицом – его отыгрыш примата не менее впечатляющ. Актёры уже успели вживую повторить знакомство своих героев в студии одного из вечерних шоу, и поглядеть на то, как люди изображают обезьян весьма примечательное зрелище и своеобразный урок актёрского мастерства. Тем печальнее то, как бледно на фоне цифровых обезьян смотрится героиня Фрейи Аллан – её Нова это набор клише, а сама актриса вот уже который свой фильм отыгрывает примерно один и тот же образ Цириллы из Цинтры.
Вообще хочется отметить, что «Новое царство» как никогда близко подобралось к «Аватару» Кэмерона, заходя на то же игровое поле и выдавая куда более сложный и многогранный сюжет на куда меньшие деньги. Общих черт хватает: и там, и там в центре повествования цифровые персонажи, похожие на людей; в обеих франшизах есть внутренний конфликт с людьми и борьба за место под солнцем, но что самое парадоксальное – обезьяны за счёт продвинутой графики, порой, смотрятся реалистичнее чем синекожие на’ви. Глядя на успех «Нового царства» невольно задаёшься вопросом – а на сколько целесообразен opus magnum Кэмерона, когда другие режиссёры создают с меньшими временными и денежными затратами иные миры не хуже?
«Новое царство» достойный преемник трилогии Уайатта/Ривза, который не опускает ни визуальную, ни повествовательную планку. Это по-прежнему захватывающая зрелищная история гибели одного мира и рождения нового. История, которая живёт по своим законам и правилам, не противоречащая сама себе со сменой режиссёра, но углубляющая лор вселенной и его мифологию. Тот самый редкий случай, когда франшиза с каждой новой частью лишь укрепляет свои позиции, предлагая зрителю универсальное неглупое приключение для всех возрастов.
Сергей Прудников