ЭКЗОРЦИЗМ (THE EXORCISM)
2024, США, 95 мин.
Жанр: ужасы
Режиссёр: Джошуа Джон Миллер
В ролях: Рассел Кроу, Райан Симпкинс, Хлоя Бейли, Дэвид Хайд Пирс, Сэм Уортингтон, Адам Голдберг, Адриан Пасдар
Не так давно Рассел Кроу в образе ватиканского экзорциста Габриэле Аморта изгонял демонов в хорроре «Экзорцист Ватикана», и, по всей видимости, ему это так понравилось, что через год Кроу вернулся к амплуа одержимого нечистой силой священника в ленте «Экзорцизм» Джошуа Джона Миллера. Впрочем, на самом деле Кроу играет тут актёра-алкоголика Энтони Миллера, который после длительного лечения возвращается в кино с ролью священника-экзорциста (очевидная параллель с «Экзорцистом Ватикана»). Только вот на съёмочной площадке начинает происходить чертовщина, а сам Миллер всё сильнее меняется, пугая свою дочь Ли и съёмочный персонал.
Не берёмся судить, чем сценарий «Экзорцизма» так заинтриговал Рассела Кроу. Возможно, оригинальный драфт и подкупал какими-то заманчивыми деталями, но на выходе получилась абсолютно не страшная вторичная поделка, где что-то более-менее жуткое начинает происходить лишь во второй половине фильма. Но перед этим зрителю предстоит выдержать много утомительных диалогов, цитирования Библии и разборок отца с дочерью, которую тот бросил в детстве. Нас будто бы подводят к тому, что Энтони Миллер, совершив на пике карьеры много дурного, стал идеальным вместилищем для демонического гостя, но всё это подаётся так невнятно и лениво, как будто режиссёр совсем не был заинтересован в причинах одержимости своего героя. Кроу, в свою очередь, понять можно – здесь есть что играть. Перед нами довольно объёмный персонаж, который пытается начать жизнь с чистого листа, пытается наладить общение с дочерью и с нуля возродить свою карьеру. Возможно, эта роль действительно хорошо ложится на Кроу, у которого творческий путь не менее тернист, но мы всё-таки смотрим ужастик, а не биографическую драму, и вот в этом отношении у «Экзорцизма» огромные проблемы.
Режиссёр прибегает к таким махровым штампам, что напугать ими кого бы то ни было сегодня просто нереально. Хотя, казалось бы, местом действия служит съёмочная площадка – столько оригинальных возможностей для запугивания. Но, увы, даже декорация дома, которая внушительно смотрится в кадре, не используется в той мере, в какой могла бы. Сам злой дух проявляет себя фактически в самом конце и к этому моменту зрителю будет на него уже глубоко наплевать – настолько неравномерно в фильме размещены скримеры и пугающие сцены. Дочь героя, роль которой исполнила Райан Симпкинс (старшая сестра Тая Симпкинса из «Астрала» и триквела «Железного человека»), выступает больше пассивным наблюдателем, а её нетрадиционная любовная линия с молодой актрисой смотрится скорее данью повестке, чем оправданным сюжетным мотивом.
«Экзорцизм» Джошуа Джона Миллера во всех отношениях едва ли удастся причислить к хорошим фильмам. Слишком неторопливый, неоригинальный и утомляющий, он скорее усыпит, чем изрядно напугает. И даже отличные актёрские отыгрыши Рассела Кроу не приводят к положительному результату, стираясь из памяти на фоне бестолкового сценария и бессвязной постановки.
Сергей Прудников