ПОЛИЦЕЙСКИЙ ИЗ БЕВЕРЛИ-ХИЛЛЗ: АКСЕЛЬ ФОУЛИ (BEVERLY HILLS COP: AXEL F)
2024, США, 109 мин.
Жанр: полицейский боевик, комедия
Режиссёр: Марк Моллой
В ролях: Эдди Мерфи, Тейлор Пейдж, Джозеф Гордон Левитт, Джадж Рейнхольд, Джон Эштон, Кевин Бэйкон
Иногда возвращается не только Терминатор, но и другие герои культовых экшенов 1980-х, времени расцвета американского жанрового кино. Поклонники франшизы «Полицейский из Беверли-Хиллз» уж и не надеялись вновь увидеть Эдди Мерфи в образе Акселя Фоули, разве что в качестве необязательного дополнения к очередной части «Неудержимых». В предыдущие десятилетия, когда в кинопроизводстве доминировали голливудские студии, было непросто убедить продюсеров, что герои прошлого способны привлечь не только самых преданных фанатов, но и более-менее широкую аудиторию, привыкшую к совсем другим персонажам. Тем более попытки оживить подзабытые франшизы нередко приводили к неудачам. Если в «Крепком орешке 4.0» авторы сумели вписать Джона Макклейна, полицейского с устаревшим кодексом чести и непопулярными представлениями о жизни, в современную высокотехнологичную среду, то пятая часть вышла практически провальной, закономерно получив невысокие оценки зрителей и критиков.
Однако популярные стриминговые сервисы свели риски к минимуму, ведь если лента не окупится в кинотеатрах, то почти наверняка вернёт свой бюджет за счёт показа на стриминговой платформе. Вот и четвёртая часть «Полицейского из Беверли-Хиллз» вышла под крылышком Netflix. Поначалу постановщиками нового фильма о приключениях крутого детройтского копа Акселя Фоули должен был стать дуэт Адиля Эль Арби и Билала Фаллаха, прославившийся успешным перезапуском франшизы «Плохие парни», но они решили заняться кинокомиксом «Бэтгёрл». Так в проекте появился австралийский рекламщик Марк Моллой, для которого четвёртая часть «Полицейского из Беверли-Хиллз» стала дебютом в полнометражном кино. Но опасения по поводу качества были напрасными. Получилась вполне крепкая работа, в которой удачно соединились два подхода к перезапускам франшиз – ностальгический и реалистический.
Аксель Фоули ныне представлен не только в комедийном, но и в драматическом ключе. Он всё ещё служит в полиции Детройта, но закономерно приближается к закату своей профессиональной деятельности, с чем не желает мириться. За долгие десятилетия его карьеры в полицейских начальниках побывали все его друзья, но Фоули не желает менять уличную работу на административную. Возраст действительно как будто не властен над ним (тут стоит отметить отличную физическую форму 63-летнего Эдди Мерфи). Аксель ничуть не изменил своё поведение за те тридцать лет, что прошли после премьеры третьей части. Он так и остался большим ребёнком, в котором живёт неутолённая страсть к приключениям и идеалистическая вера в торжество закона.
Между тем, годы берут своё и над Акселем. Выясняется, что у него есть взрослая дочь (надо думать, от подруги из триквела), которая знать его не желает. От отца адвокат Джейн Сондерс (Тейлор Пейдж) унаследовала упрямство и идеализм, но парадоксально кажется взрослее, чем Аксель. Неслучайно отец, пытаясь оправдаться перед дочерью, в своей обычной дурашливой манере рассуждает, что он растёт вместе с ребёнком, забывая, что родитель должен быть примером. Впервые Аксель столкнулся с проблемой, которую не решить хитростью или трюками. К Джейн Сондерс нужен особый подход. Аксель должен быть терпеливым, ждать, когда она хоть немного оттает от обиды, что ему, естественно, даётся непросто.
Ностальгический тренд выражается в том, что в четвёртой части приняли участие почти все полюбившиеся актёры из первых трёх. Конечно, можно придирчиво пожалеть об отсутствии Ронни Кокса (лейтенант Эндрю Богомил), Гектора Элизондо (детектив Джон Флинт), да много кого можно вспомнить. Однако участия Джаджа Рейнхольда, Пола Райзера, Бронсона Пинчота и Джона Эштона вполне достаточно, чтобы поклонник франшизы всю ленту сидел с довольной улыбкой. Не все актёры хорошо сохранились и, надо отдать должное авторам, они не стесняются иронизировать над этим. К примеру, Аксель говорит в аэропорту случайному свидетелю, указывая на своего друга Джеффри Фридмана (Пол Райзер), ныне капитана полиции Детройта: «Посмотрите, мы почти одного возраста, а я выгляжу гораздо лучше». Ставший полицейским начальником в Беверли-Хиллз Джон Таггарт (Джон Эштон) и вовсе сидит в своём кабинете, обложившись лекарствами, пытаясь сообразить, в какой последовательности их принимать.
Однако 65-летний Бронсон Пинчот по-прежнему превосходно выглядит, что оправданно и ролью. Из новых актёров пальма первенства принадлежит 65-летнему Кевину Бэйкону, над которым годы не властны так же, как и над Мерфи. В образе продажного полицейского Кейда Гранта он чертовски хорош. Его персонаж получился одним из самых запоминающихся злодеев всей франшизы – этакая смесь интеллигента с неуравновешенным лейтенантом Стэнсфилдом из «Леона» (в одной сцене он даже принимает наркотики). Грант предпочитает не опускаться до оскорблений и угроз, практически всегда спокоен и самоуверен. Но в каждой сцене, где он появляется, ощущается, что этот персонаж очень опасен. За его хорошими манерами и неизменной вежливостью вырисовывается зловещий образ коррупционера, хитрого манипулятора, практически сатаны в человеческом обличии.
Сложно не восхититься игрой Джозефа Гордона-Левитта, который воплотил детектива Бобби Эббота. Его персонаж мало того, что состоял в отношениях с дочерью Акселя Фоули, так ещё является законопослушным полицейским, не в пример рисковому главному герою. Он напоминает Джона Таггарта в молодости – всегда действует согласно инструкции, но в то же время не боится отстаивать свою точку зрения даже под угрозой отстранения от службы. Но образ идеального стража порядка, спокойного, соблюдающего полицейский устав, хорошо знающего психологию (тут уместно вспомнить жалобы детектива Мерта из «Смертельного оружия 4» на то, что сейчас в полицию пришли люди с дипломами психологов), пародийно снижается, когда выясняется, что Бобби Эббот ужасно водит вертолет, хотя когда-то работал пилотом.
Сценаристы Том Гормикен и Кевин Эттен показали себя не только хорошими знатоками франшизы, не забыв ни один факт из прошлого полюбившихся зрителю персонажей, но и придумали массу смешных непошлых шуток. В четвёртой части авторы по-доброму иронизируют над возрастом, семейными отношениями, идеализмом в современном несовершенном мире. Возможно, создатели ленты перемудрили с отсылками к первой части (при почти полном игнорировании двух других), зато придумали захватывающие экшен-сцены, из которых особенно выделяются перестрелка на оживлённой улице Беверли-Хиллз и побег Фоули и Эббота из-под ареста Гранта.
Эдди Мерфи и продюсер первых двух частей Джерри Брукхаймер уже заявили, что заинтересованы в работе над пятой частью, в которой, возможно, появятся новые знакомые герои. Хотелось бы, чтобы в будущем продолжении также приняли участие Тейлор Пейдж и Джозеф Гордон-Левитт. Нельзя не согласиться с Сержем – между актёрами чувствуется химия, так что сложные любовные перипетии их героев (от холодности до вновь вспыхнувшего романа) отнюдь не кажутся невероятными.
Андрей Волков