БИТЛДЖУС БИТЛДЖУС (BEETLEJUICE BEETLEJUICE)
2024, США-Франция, 105 мин.
Жанр: фэнтези, комедия, семейный
Режиссёр: Тим Бёртон
В ролях: Майкл Китон, Вайнона Райдер, Кэтрин О’Хара, Дженна Ортега, Джастин Теру, Моника Беллуччи, Уиллем Дефо, Артур Конти, Берн Горман
Тридцать шесть лет назад Лидия Дитц вместе с мачехой и отцом въехала в дом семьи Мэйтланд, скончавшейся в автомобильной аварии. Сами Мэйтланды, став призраками, такое соседство не одобрили и решили выжить назойливых постояльцев с помощью эксцентричного «экзорциста живых» Битлджуса. К счастью, Мэйтланды и Дитцы в итоге нашли общий язык, а трикстер в полосатом костюме обломал зубы и сгинул до поры до времени.
Уж по части чего Тим Бёртон мастер, так это по мрачным сказкам о мертвецах и монстрах, обитающих под нашими кроватями. Ранний Тим, подаривший миру «Эдварда Руки-ножницы», «Сонную Лощину» и «Кошмар перед Рождеством» давно удостоился места на аллее славы кинодеятелей-визионеров с собственным неподражаемым стилем, куда мы могли бы отнести того же Гилльермо дель Торо или Уэса Андерсона. Про позднего Бёртона принято говорить, что он «уже не тот» – «Мрачные тени», «Дом странных детей мисс Перегрин» или «Дамбо» не снискали у зрителей большой любви. Возможно, причина кроется в том, что постановщик просто не очень дружен с корпоративной культурой больших киностудий, которые вмешиваются в съёмочный процесс и авторское видение, превращая мрачные сказки в глянцевый аттракцион под попкорн. Как бы там не было, но если Тим Бёртон имеет полный творческий контроль, то чаще всего рождается шедевр на поколения.
«Битлджус» 1988 года был всего лишь второй картиной в карьере Тима Бёртона, но уже тогда режиссёр сумел продемонстрировать свой узнаваемый стиль, и, пожалуй, именно из «Битлджуса» растут корни многих узнаваемых бёртоновских мотивов – гармоничное единение жизни и смерти, чёрный юмор и торжество инаковости. Битлджус Майкла Китона – это проказливый дух, которого обычно приглашают, если стандартные средства запугивания живых уже не действуют. Пожалуй, это одна из лучших ролей Китона, а, судя по тому, с какой отдачей и задором он вновь отыгрывает персонажа в 2024 году, и сам Китон питает слабость к Битлджусу.
Между оригиналом и сиквелом как будто бы и не прошло почти четыре десятка лет – настолько «Битлджус Битлджус» гармонично смотрится в наше время. Сюжет вновь сводит титульного героя и Лидию Дитц, которая за прошедшие годы умудрилась выйти замуж, развестись, похоронить бывшего мужа и стать матерью для Астрид. Астрид, в исполнении вечной Уэнсдей Дженны Ортега, идеально вписывается по типажу в типично бёртоновский каст актрис вслед за Вайноной Райдер, Кристиной Риччи и Евой Грин. Астрид не верит в призраков и вообще самая нормальная в семействе. Ровно до тех пор, пока в ней не пробуждается потомственный дар, и она не встречает паренька Джереми, который скрывает мрачную тайну. А тут ещё по следу Битлджуса идёт его бывшая разгневанная жена, прекрасная даже в расчленённом состоянии Моника Белуччи. Чтобы спастись от окончательной дезинтеграции Битлджусу приходится помогать Лидии, а той, в свою очередь, чтобы спасти Астрид из загробного мира, приходится дать согласие своему мёртвому ухажёру выйти за него.
И как же хорош загробный мир Тима Бёртона! Тут невольно вспоминается яркий и весёлый мир мёртвых в «Трупе невесты». По всей видимости, именно из «Битлджуса» Бёртон черпал вдохновение для страны мертвецов, где жизни и радости больше, чем в мире смертных. Парадоксально, но кажется, будто сиквел «Битлджуса» наоборот уже черпает вдохновение из «Трупа невесты», настолько некоторые отсылки и референсы красноречивы. К каждому мертвецу и способу его кончины художники-постановщики подошли с очаровательным креативом. Вот в очереди сидит старая кошатница, чьё тело догрызают её усатые питомцы. А вот серфингист с половиной тела и фокусник в ящике, из которого так и не смог выбраться. Задний фон у Бёртона порой выглядит интереснее и фильм иногда тянет поставить на паузу, чтобы рассмотреть всех обитателей загробного мира детальнее.
Впрочем, живые тоже приятно радуют. Вайнона Райдер вновь вернулась к роли неформалки-готки Лидии Дитц, только теперь это уже тревожная женщина средних лет, а не очаровательный подросток-нонконформист. По-прежнему хороша Кэтрин О’Хара в роли эксцентричной мачехи-художницы Делии, которая царит в каждой сцене со своим участием. Дженна Ортега, которая прекрасно вписалась бы в образе Уэнсдей Аддамс в этот бёртоновский макабрический паноптикум, словно умышленно играет самую обычную девушку с научным мышлением, а Джастин Теру в качестве ухажёра и продюсера Лидии раздражающе мил даже при осознании его моральной нечистоплотности. Бесконечно обворожителен Уиллем Дэфо в роли актёра нуарных боевиков, который после смерти заделался полицейским, отлавливающим беглых духов, а крошечная, но яркая роль Дэнни Де Вито – истинное украшение всей этой замысловатой кинематографической конструкции.
Но настоящая звезда всё-таки – это Майкл Китон, который отрывается в роли Битлджуса, как никто другой. У Китона не так много экранного времени (в первом фильме он также был не на первых ролях, хоть фильм и носит его имя), но каждую минуту он заполняет своей неуёмной харизмой. Под толстым слоем грима почти не заметны возрастные изменения, постигшие Битлджуса, и это делает персонажа по-своему и правда бессмертным. Мы чуть больше узнаём о том, кем тот был при жизни и как скончался. И наконец-то понятно происхождение зелёной плесени на его лице!.. Сценаристам Альфреду Гофу и Майлзу Миллару следовало бы больше внимания уделить взаимоотношениям Битлджуса и бывшей жены Делорес, но, будем честны, за сто минут экранного времени в сиквеле «Битлджуса» и так происходит слишком много всего увлекательного и странного, и усложнение сюжета, определённо, не пошло бы на пользу качеству ленты. А так перед нами почти идеальное продолжение многими любимой, а некоторыми незаслуженно забытой, семейной ленты о призраках, людях и старых добрых семейный ценностях, которым есть место даже по ту сторону гробовой доски.
Сергей Прудников