ЗА ГРАНЬЮ З/Л/А (V/H/S/BEYOND)
2024, США, 104 мин.
Жанр: ужасы
Режиссёры: Джей Чил, Джордан Дауни, Кристиан Лонг, Джастин Лонг, Джастин Мартинес, Вират Пал, Кейт Сигел
В ролях: Брайан Бэйкер, Тревор Дау, Джерри Энг, Сэм Горски, Митч Хоровиц, Нико Пюрингер, Рен Вейчман, Том Хэллум, Джеймс С. Бёрнс
Небольшое лирическое отступление. Внезапно, но в этом году родители автора этих строк захотели оцифровать старые записи с видеокассет, для чего попытались найти работающий видеомагнитофон. К чему сей странный фан-факт? Должно быть, видеокассеты ещё что-то значат. По крайней мере во франшизе «З/Л/А»: серия раннее иссякла после третьей части. В 2021-м хоррор-антологию возродили на видеосервисе Shudder, придав гадким плёнкам необходимый импульс – теперь раз в год стабильно выходит по «В/Х/Эс-ке». «За гранью З/Л/А/» представляет собой четвёртую часть «перезагрузки» и седьмую в целом. Как и во многих сборниках ужастиков, качество сегментов варьируется, но, кажется, теперь качество повысили, рискнули реализовать интересные и экстремальные идеи, выбрав при этом неочевидную центральную тему – инопланетян.
Итак, обрамляющая история, которая обычно в «З/Л/Е/» неудачная, в этот раз представляет собой целый документальный фильм с YouTube. Эксперты, блогеры и прочие бездельники анализируют найденные на Reddit таинственные записи с видеокассет, на которых запечатлена встреча с пришельцами. Повествование прерывается на то, чтобы изложить основные эпизоды. «Аист» рассказывает об истории полицейской бригады, специализирующейся на паранормальном – команда проникает в ветхий жуткий дом, в котором, по слухам, держат похищенных младенцев. «Девушка мечты» переносит нас в Индию в «камеру» папарацци, получившего доступ на съёмочную площадку, чтобы заснять пикантные кадры загадочной актрисы Тары. Следующий сегмент не понравится всем аэрофобам и людям с боязнью высоты: во время празднования дня рождения прыжком с парашютом, Зак и его друзья сталкиваются с НЛО. «Меховые малыши», поставленные Джастином Лонгом, рефлексирующим на тему своей роли в «Бивне», повествует об активистах, которые борются с жестоким обращением с животными, и их посещении подозрительного питомника для собак. А «Безбилетник» сосредоточен на истории документалистки Хэлли, исследующей космический объект в пустыне Мохаве.
Центральной историей всё равно становится псевдодокументалка, которая отдаёт погружением больше всего. Возможно, сказалось замедление YouTub’а и вызванная тем самым симпатия к блогерскому и околоблогерскому контенту, но история выглядит действительно хорошо стилизованной. И да, чтобы увеличить аутентичность и кинематографическую мистификацию, режиссёры привлекли реальных блогеров и публицистов. Несмотря на не слишком энергичное введение, документальный реализм трогает за живое. «Аист» становится более жёстким и драйвовым зрелищем – своего рода экранизацией игры F.E.A.R. Так авторы даже поигрались с несколькими точками зрения (у каждого полицейского есть своя зафиксированная камера), чтобы передать формат видеоигры. Особого смысла, кроме ужастика ради ужастика в сегменте, правда, не содержится, хотя сделано всё качественно, особенно по части дизайна.
Байка о папарацци содержит в себе сильное концептуальное ядро – ещё бы, почему столь напрашивающуюся идею реализовали только здесь? С разгадкой авторы, конечно, увлеклись (а ещё вставили целый танцевальный болливудский номер), хотя масштабный кровавый финал не заставил себя ждать. Сегмент про прыжок с парашютом вышел креативным, но стоит на экране показаться корявым компьютерным инопланетянам, весь кошмар превращается в комедию. Таким образом, эпизод оставляет неоднозначные впечатления: сцена с самим прыжком и следующая за ним резня придают повествованию интенсивность, которая в конечном счете выдыхается.
Две завершающие короткометражки более размеренные. Действительно, сегмент за авторством Лонга становится парафразом для «Бивня», но про собак – больше тут сказать нечего. Наименее эффектным отрывком становится история о девушке, наткнувшейся на объект из космоса. Сценаристам выступил знакомый всем поклонникам ужасов Майк Флэнаган, который развивает интересную идею, однако, режиссёрское видение Кейт Сигел (ага, его жены) превращает байку в какую-то бесцельную фиксацию странных событий. Финал «За гранью» также не очень мощный, так как нагнетание напряжения сработало лучше, чем, собственно, сами загадочные видеозаписи, которые анализируют документалисты. Что ж, в конечном итоге «За гранью З/Л/А» становится поездкой на тональных гонках из-за постоянного изменения темпа и, тем не менее, кажется, что у формата ещё много идей. Привлекательность «З/Л/А» не поддаётся сомнению, а уровень постановки всё растет. Бегом в видеопрокат!
Смотрите на VHS!
Егор Рябцев