ТРАНСФОРМЕРЫ: НАЧАЛО (TRANSFORMERS ONE)
2024, США, 104 мин.
Жанр: анимация, семейный
Режиссёр: Джош Кули
В ролях: Крис Хемсворт, Брайан Тайри Генри, Скарлетт Йоханссон, Кигэн-Майкл Ки, Стив Бушеми, Лоренс Фишбёрн, Джон Хэмм, Ванесса Лигуори, Джон Бэйли
Можно по-разному относиться к «Трансформерам» Майкла Бэя, но нельзя отрицать тот факт, что серия фильмов студии Paramount на основе интеллектуальной собственности компании Hasbro принесла своим создателям многомиллионную прибыль, о которой никто даже не задумывался, выпуская на свет первую ленту с Шайей ЛаБафом и Меган Фокс. Олдскульщики вспомнят, что до Бэя механические боты с планеты Кибертрон комфортно себя чувствовали в анимационном формате, и сегодня Paramount и Hasbro решили вернуть свои активы к истокам, расширив границы франшизы «Трансформерами: Начало».
Сюжет анимационной ленты Джоша Кули отсылает нас к самому первому мультсериалу о Трансформерах, выпущенному в 1984 году. В центре повествования – друзья-шахтеры Орион Пакс и Д-16, которые трудятся на рудниках Кибертрона, добывая драгоценный энергон. Случайно перехватывая древний сигнал с поверхности планеты, Орион Пакс, Д-16, трансформер-мусорщик Би-127 и девушка-трансформер Элита-1 обнаруживают место гибели Праймов, первых защитников Кибертрона, и узнают страшную правду о последнем из них, Сентинеле Прайме, который стоит у власти на Кибертроне.
Матёрые фанаты трансформеров, безусловно, считают многочисленные отсылки, которыми пестрит «Начало». Для них не станет откровением, что Орион Пакс – изначальное имя Оптимуса Прайма, а Мегатрона – Д-16, и своё имя лидер десептиконов взял, вопреки своей ненависти к Праймам, именно в честь одного из них – Мегатронуса Прайма (он же Фоллен, которого мы могли видеть в «Мести падших» Бэя). Для новичка же «Трансформеры: Начало» станут идеальной точкой входа в серию, отметившую в этом году 40-летний юбилей. Мы знакомимся с персонажами в начале их пути. Только отгремела война с квинтессонами – инопланетными захватчиками, в битве с которыми погибли Праймы, на Кибертроне вроде бы царит мир, но трансформеры по неясным причинам утратили способность к той самой коронной трансформации. Лидер ботов Сентинел Прайм тщетно ищет Матрицу лидерства, а источник жизни на планете – энергон – постепенно иссякает. Дизайн персонажей выполнен в духе классической анимации из мультсериалов и комиксов, а трансформации смотрятся щадяще для глаз в отличие от сложных метаморфоз в фильмах кинофраншизы.
И всё же «Трансформеры: Начало» смотрятся несколько переусложнённой для анимации картиной, куда сценаристы попытались внедрить слишком много сюжетных мотивов. За полтора часа у нас здесь и предыстория дружбы Ориона Пакса и Д-16; и конфликт с квинтессонами, который обозначен схематично и не получает должного развития, из-за чего кажется лишним в общем сюжете; и история первых Праймов; и гонки Айгон 5000; и предательство Сентинела Прайма; и потеря/приобретение трансформерами способности меняться; и поиски Матрицы лидерства… Всё это куда гармоничнее смотрелось бы в формате мультсериала, откуда эти твисты и перекочевали. Для среднестатистического подростка все эти перипетии покажутся утомительными, а внимание быстро переключится, а взрослый зритель, даже знакомый со вселенной Трансформеров, скорее всего, очень быстро устанет от всей той пёстрой вакханалии, что разворачивается на экране.
При той, что мультфильм нарисован довольно качественно, нельзя не отметить его вырвиглазную яркость, которая вкупе с высокой детализацией картинки делает просмотр временами некомфортным. А когда трансформеры начинают биться между собой, временами хочется закрыть глаза – слишком обилие ярких пикселей раздражает. При этом экшен в «Начале» выглядит увлекательно, хотя в виду того, что события происходят на Кибертроне и все действующие лица – одинакового размера, нет ощущения того, что мы наблюдаем бойню гигантских роботов. Чем хороши фильмы Бэя, так это ощущением габаритов и присутствием людей в качестве основного их мерила.
Но, пожалуй, неоспоримым преимуществом «Начала» является проработка взаимоотношений двух главных героев истории – Ориона Пакса и Д-16, которые к финалу становятся теми самыми Оптимусом Праймом и Мегатроном. Мегатрон получает внятную мотивацию и не выглядит злым постольку поскольку. Это разочарованный в своём лидере перфекционист, жаждущий для своих собратьев лучшего мира. И драматический раскол двух друзей моментами действительно смотриться трагично, что дарит, наконец-то, двум будущим враждующим фракциям – автоботам и десептиконам – ярких и объёмных предводителей.
«Трансформеры: Начало», скорее всего, понравятся всем поклонникам франшизы: и тем, кто вырос на анимационных сериалах, и тем, кто знаком с героями по фильмам Майкла Бэя. История бережно распоряжается наследием серии, уместно обновляя её, и показывая новому поколению зрителей истоки давней вражды кибертронцев. Лента несколько перенасыщена событиями и отсылками, и сериальный формат истории подошёл бы куда лучше, но даже в имеющемся виде «Начало» смотрится в меру захватывающе и претенциозно, чтобы породить новый цикл фильмов.
Сергей Прудников