В Голливуде хватает самобытных режиссёров со своим ярким авторским почерком. Но насколько самобытность и узнаваемый стиль влияют на коммерческий успех проектов, в которые вкладываются «алчные боссы»?
Попытаемся разобраться в этом вопросе на примере американского режиссёра МакДжи.
РАННИЕ ГОДЫ
МакДжи, также известный как Джозеф Макгинти Никол, родился 9 августа 1968 года в городе Каламазу в американском штате Мичиган, но вырос в калифорнийском Ньюпорт-Бич. Возможно, это определило дальнейшую судьбу юноши.
Обучаясь в средней школе Корона-дель-Мар, МакДжи знакомится с Марком Макгратом. Вместе с приятелем они становятся основателями группы Sugar Ray, где Джозеф планировал быть вокалистом. Однако не самые выдающиеся вокальные данные ставят точку в этих планах, и МакДжи уступает место фронтмена Макграту. Сам Джозеф берёт на себя полномочия продюсера и маркетолога музыкального коллектива, параллельно обучаясь в Калифорнийском университете в Ирвине, где после выпуска получает степень бакалавра искусств в области психологии.
В 1993 году МакДжи создаёт свой музыкальный лейбл G Recordings, куда приглашает и Макграта, который после череды взлётов и падений Sugar Ray пребывает в депрессии. Второй шанс, который предложил ему МакДжи, помогает Марку Макграту вновь поверить в свои силы и в музыкальный талант. Именно в это время лейбл записывает хит «Fly», который станет прорывным для Sugar Ray.
В 1995 году МакДжи выступает продюсером первого альбома Sugar Ray и становится соавтором нескольких композиций, который легли в основу второго. Вместе с тем МакДжи начинает осваивать карьеру клипмейкера, снимая свою дебютную работу на песню «Caboose». Коллектив успешно подписывает контракт с музыкальным гигантом Atlantic Records, а сам МакДжи становится полноправным режиссёром музыкальных клипов, что даёт новый виток его карьере.
ОТ КЛИПА К КИНО
Дальнейший взлёт МакДжи как клипмейкера стремителен. Он выпускает несколько ярких и высоко оценённых музыкальными критиками работ для Sugar Ray, после чего снимает клипы для Korn, Sublime, Smash Mouth и The Offspring, а позднее становится автором документальных фильмов о Korn и Sugar Ray. Уже в 1997 году на этом поприще МакДжи получает свою первую награду и удостаивается премии «Поп-видео года» от издания Billboard за клип на песню «Walking on the Sun» группы Smash Mouth. И буквально следом Ассоциация по производству музыкальных клипов награждает МакДжи за ролик на песню «Fly» его родного коллектива Sugar Ray. С таким послужным списком и благосклонностью критиков, МакДжи быстро приходит в коммерческий телевизионный бизнес, где ему доверяют съёмку рекламы для Высшей лиги бейсбола, международной сети магазинов Gap и концерна Coca-Cola. Примечательно, что именно рекламный клип для Gap становится ещё одной вехой в карьере нашего героя, ведь тот становится событием на Лондонском международном кинофестивале 1999 года.
И подобное признание неожиданно открывает для МакДжи новые горизонты, о которых ранее он и мечтать не смел – кинопроизводство и реализация его самых смелых творческих идей.
А всё началось со знакомства с актрисой Дрю Бэрримор, которая искала постановщика для перезапуска шпионского боевика «Ангелы Чарли». Актрисе понравился клиповый стиль МакДжи, и для молодого режиссёра это стало тем самым трамплином в высшую лигу. Хотя студия Columbia не горела желанием брать на работу малоизвестного клипмейкера, после долгих споров МакДжи всё-таки получил должность постановщика и ленту запустили в работу. Триумф был не так однозначен, а мнения критиков о дебютной работе в кинематографе МакДжи разделились. Но кассовый успех «Ангелов Чарли» никто отрицать не мог – лента собрала в прокате свыше $250 миллионов при сравнительно скромном бюджете в $93 миллиона. В 2002 году постановщик получает награду «Прорыв года» на ежегодном Голливудском кинофестивале, и эти заслуги вдохновляют бывшего музыканта и клипмейкера, а ныне состоявшегося режиссёра на продолжение карьеры.
ВЗЛЁТЫ И ПАДЕНИЯ
Сегодня 56-летний МакДжи может похвастаться приличной фильмографией как в качестве постановщика, так и деятельного продюсера и сценариста. За более чем двадцатилетнюю карьеру на его счету накопилось 56 фильмов и сериалов, где МакДжи выступил исполнительным продюсером и режиссёром. Некоторые его проекты получили умеренный успех в прокате, как сиквел «Ангелов Чарли» с подзаголовком «Полный вперёд», некоторые же аудитория принять не смогла.
Любопытным фактом в карьере МакДжи считается его причастность к несостоявшемуся фильму о Супермене, идею которого студия Warner Bros. вынашивала в начале 2000-х. Углядевшие в молодом постановщике коммерческий потенциал, продюсеры Джон Питерс и Лоренцо Ди Бонавентура желали привлечь того к съёмочному процессу перезапуска. МакДжи охотно согласился на предложение, но внезапно самоустранился, когда работа над сценарием, декорациями и подбором актёров была в самом разгаре. Официальная версия: МакДжи не готов был перебраться на время съёмочного процесса в австралийский Сидней, но есть и другая версия – режиссёру было не по душе давление со стороны студии, которая возлагала на проект слишком большие надежды. Для МакДжи, который всегда стремился отстаивать своё авторское видение, подобная студийная кабала шла вразрез с его настроением. В итоге съёмки «Супермена: Полёт» были отложены, а после лента и вовсе трансформировалась в новый проект – «Возвращение Супермена», которое снял Брайан Сингер. Но это уже совсем другая история.
В последовавшие за этим годы МакДжи выпустил спортивную драму с Мэттью МакКонахи «Мы – одна команда» и многосерийный комедийный боевик «Чак», которые критики и зрители приняли достаточно тепло. Казалось бы, карьера набирает обороты, но затем МакДжи вновь соглашается поработать над большим студийным проектом, и не абы каким, а над четвёртой частью франшизы «Терминатор», которая должна была реанимировать изрядно сдавшую после «Восстания машин» серию и вдохнуть в неё новую жизнь.
«Терминатор: Да придёт спаситель» обещал новую точку зрения на классическую историю борьбы человечества против искусственного интеллекта «Скайнет», перенеся действие в то самое апокалиптическое будущее, которое не удалось предотвратить. На руки МакДжи выдали феноменальный для 2009 года бюджет в $200 миллионов и топовый актёрский состав (Кристиан Бэйл, Брайс Даллас Ховард, Сэм Уорингтон, Антон Ельчин). Всё это накладывало большие ожидания студии: в случае успеха режиссёр мог получить счастливый билет и вознестись на самую верхушку голливудского Олимпа, однако, кассовый провал обрёк бы МакДжи на участь куда хуже забвения… Ведь Голливуд не прощает ошибок, а ошибок, связанных с такими монументальными киносериями, как «Терминатор», и подавно.
Тем самым спасителем для франшизы четвёртый «Терминатор», в итоге, не стал, хотя и к однозначным коммерческим провалам его относить не спешили. При двухсотмиллионном бюджете картина собрала чуть больше $370 миллионов, что, разумеется, не воодушевило студию Columbia, которая после относительного успеха дилогии «Ангелы Чарли» слепо верила в потенциал своего режиссёра приносить прибыль.
Разочарованный работой с большими студиями, МакДжи надолго ушёл в тень, выпустив лишь в 2012 году единственный студийный проект для 20th Century Fox – шпионскую романтическую комедию «Значит, война» с Томом Харди, Крисом Пайном и Риз Уизерспун. Критики приняли ленту тепло, но сам постановщик уже не горел желанием связывать себя обязательствами с крупными голливудскими мэйджорами.
И тут наступил расцвет потоковых сервисов…
НАДЕЖДА В NETFLIX
В 2010-х наступает, так называемая, «эра стриминга». Как грибы после дождя, начинают появляться новые сервисы, предлагающие клиентам фильмы и сериалы по подписке за фиксированную цену. У МакДжи открывается второе дыхание. Он активно занимается продюсированием сериалов и выпускает несколько успешных проектов – детектив «Тайны Лауры» для американского канала NBC, комедийный ситком «Парень с работы» для ABC и ремейк «Смертельного оружия» для Fox.
Но самые крепкие творческие взаимоотношения у нашего героя сложились с потоковым гигантом Netflix, для которого МакДжи спродюсировал городское фэнтези «Сумеречные охотники» по мотивам одноимённого цикла книг писательницы Кассандры Клэр. Netflix старается поощрять авторское видение и охотно берёт под крыло голливудских аутсайдеров, у которых не задались отношения с голливудскими студиями. Вот и МакДжи нашёл у руководства Netflix полную поддержку, выпустив для сервиса фантастический «Край света» о подростках, столкнувшихся с инопланетным вторжением, и хоррор-дилогию «Няня», где главный герой узнаёт, что его красивая няня – сатанистка, намеренная принести его в жертву своему хозяину. Также для Netflix МакДжи спродюсировал романтическую комедию «Неуловимый аромат любви» и лично снял «Семейный обмен» – ещё одну комедию об обмене телами в рамках одной многодетной семьи.
В этих лентах в полной мере заметен стиль МакДжи – быстрый клиповый монтаж, яркий визуальный ряд и общий несерьёзный тон повествования. Зрители работы МакДжи для Netflix приняли прохладно, приравняв его картины к «жвачке», впрочем, постановщик никогда и не стремился к лаврам Скорсезе, предпочитая развлекать зрителя. Наверное, именно поэтому, не смотря на спорные достижения и коммерческий успех последующих работ МакДжи для стриминга, тот продолжает активно снимать именно в таком формате, избегая широкого кинотеатрального проката.
Сегодня в его послужном списке работа не только для Netflix, но и других сервисов – Disney+ («Тёрнер и Хуч»), каналов CW («Сверхъестественное», «Винчестеры»), CBS («Правдивая ложь») и ABC («Ещё не мертва»). Последней выпущенной лентой МакДжи стала подростковая антиутопия «Уродина» по одноимённому роману Скотта Вестерфельда для всё того же Netflix. Здесь режиссёр вновь сам взялся за постановку, предлагая отправиться в мир далёкого будущего, где все люди по достижению 16 лет проходят процедуру косметического улучшения. Для Netflix «Уродина» – один из ключевых релизов этой осени, но, судя по первым отзывам зрителей и критиков, ставки на него делать слишком рано. Жанровый поезд подростковой антиутопии давно уже уехал вместе с «Голодными играми» и «Дивергентом», и решительно непонятно, чем руководствовались боссы Netflix, привлекая МакДжи для работы над заведомо обречённым на провал проектом.
И всё же едва ли потенциальная неудача хоть как-то скажется на карьере МакДжи. Его рабочий график на ближайшие годы плотно расписан, а интерес к этому трудолюбивому и деятельному постановщику со стороны студий меньше не становится. Хочется верить, что однажды МакДжи и голливудские боссы поладят, и наш герой с триумфом вернётся в большое голливудское кино, ознаменовав тем самым новый головокружительный виток в своём творчестве.
Сергей Прудников