В широком смысле «Тёмная материя» является сериалом, который одновременно и банален, и изощрён. Но чтобы оценить его потенциал по достоинству, первый сезон придётся досмотреть до конца. Благо, оно того стоит.
ТЁМНАЯ МАТЕРИЯ. 1 СЕЗОН (DARK MATTER. SEASON 1)
2024, США, 52 мин.
Жанр: фантастика, триллер, драма
Количество серий: 10
Режиссёры: Якоб Вербрюгген, Роксанн Доусон, Логан Джордж, Селин Хелд, Алик Сахаров
В ролях: Джоэл Эдгертон, Дженнифер Коннелли, Алиси Брага, Джимми Симпсон, Дайо Окенийи, Оакс Фигли, Аманда Бругел
Снятый на волне популярности произведений на тему мультивселенных, с которыми заигрывает современная супергероика, «Тёмная материя» поднимает интересный вопрос: кем бы был тот или иной индивид, если бы выбрал другую карьеру, женился на другой женщине и даже предпочел бы иные мелочи жизни? Именно «кем», то есть насколько окружающая обстановка будет отвечать за формирование его личности и мировоззрения? Если такие вопросы интересны зрителю, то ему точно подойдёт и своеобразный ответ на них в виде сериала «Тёмная материя», который объединяет подходы умной научной фантастики вроде «Интерстеллара» и «Довода» с кризисом идентичности – плотной истории, разворачивающейся в сюрреалистических условиях.
Джейсон Дессен – скромный преподаватель физики в университете, который счастливо женат на Даниэле и воспитывает сына-подростка Чарли. Дождливым вечером, когда Джейсон перебрал с выпивкой, на него нападают. Человек в белой маске направляет на Джейсона пистолет, отвозит того на склад и вкалывает ему таинственную сыворотку. Через несколько мгновений героя заталкивают в огромный чёрный куб, а далее его начинает обрабатывать целая бригада в костюмах химзащиты. Джейсону говорят, что он отсутствовал 14 месяцев после того, как зашёл в тот самый куб. Оказывается, протагонист переместился в другую реальность, в которой его альтернативная версия создала устройство для перемещения по параллельным вселенным. Но в этом мире Джейсон не женат, т.е. одинокий Джейсон-изобретатель «заменил» женатого Джейсона-преподавателя. И теперь наш Джейсон, тоскующий по жене и сыну, должен найти дорогу в свой мир. Проблема в том, что никто не знает, как управлять чёрным кубом, кроме того Джейсона, что его построил.
Собственно, авторы «Тёмной материи» не особо стараются обмануть зрителей. Научно-фантастическая история, при всём при этом, освежает. Своеобразный обмен мнениями между Джейсонами в параллельных вселенных, позволяет разделить сюжет на две сюжетные линии, раскрывающие грани одного и того же персонажа. Так, один Джейсон сожалеет, что бросил карьеру учёного ради семейной жизни, в то время как другой переживает, что слишком много работал. Здесь «Тёмная материя» может быть глубже, чем кажется, именно с психологической стороны – создателям как будто есть что сказать на тему кризиса среднего возраста. А обыденные сцены позволяют сделать формат повествования более приземлённым, чтобы он не расплескался, когда начнётся беготня между мирами – именно здесь ясно, что направление шоу было задумано в первую очередь психологическим. Да и в целом сериал получился медленным, вдумчивым и расчётливым, поднимающим такие темы как цели, амбиции, семьи и жертвенности.
В некоторые вялые моменты шоу можно списать со счетов, и, тем не менее, «Тёмная материя» знает, как разбавить повествование. Наверное, потому что в плотном содержании выделяются актёрские работы. Несмотря на большое количество актёров, «Тёмная материя» становится чуть ли не бенефисом для Джоэла Эдгертона. По крайней мере, его талантам бросают вызов, и он с ним отлично справляется. Дженнифер Коннели предоставили, увы, не так много материала, зато Алиси Брага в качестве напарницы героя Эдгертона получилась более фактурной персоной.
Чтобы представить сложный сюжет «Тёмной материи», нужно экранное время и определённая тонкость в подаче материала. К счастью, именно сериальная форма позволяет раскрыться сценарию полным образом. Да и на протяжении всего повествования возникают вопросы о том, что определяет нас как человеческий род и что заставляет принимать то или иное решение. К финалу первого (и, судя по всему, далеко не последнего) сезона, авторы наворотили так много, что это открывает почти безграничные сюжетные возможности для продолжения. «Тёмная материя» требует времени и, может быть, определённых интеллектуальных усилий, чтобы врубиться и увлечься, однако, это работает на генерацию напряжения – благодаря умному сюжету, продуманной идее и самому подходу «высокой научной фантастики», перед нами произведение, которое никак нельзя назвать эксплуатирующим подходы Мультивселенной. По крайней мере, не в этой реальности.
Егор Рябцев