МЕГАЛОПОЛИС (MEGALOPOLIS)
2024, США, 138 мин.
Жанр: драма, фэнтези
Режиссёр: Фрэнсис Форд Коппола
В ролях: Адам Драйвер, Джанкарло Эспозито, Натали Эммануэль, Обри Плаза, Шайа ЛаБаф, Джон Войт, Лоренс Фишбёрн, Талия Шайр
«Мегалополис» является проектом всей жизни режиссёра и сценариста Фрэнсиса Форда Копполы, не снимавшего фильмы с 2011 года, когда вышел его хоррор «Между». Знаменитый постановщик поставил на кон всё ради собственного кинематографического творения, при этом пойдя на финансовый риск, на который вряд ли кто-то осмелился бы. В итоге «Мегалополис», охарактеризованный Копполой, как собственный «magnum opus», оказывается фантастической басней (так режиссёр обозначил фильм в титрах), в которой нетривиальная идея «погребена» под многочисленными и бессмысленными сюжетными линиями. Конечно, у «Мегалополиса» нет аналогов, но ключевая проблема кроется в сценарии: непоследовательный сюжет, содержащий темы жизни, любви, современного общества, словно двухчасовой трейлер для десятичасового эпоса. «Мегалополис» – претенциозная «пустышка» или шедевр?
Сюжет фильма является вольной экранизацией трактата о попытке государственного переворота «О заговоре Катилины» древнеримского историка Гая Салюстия Криспа. Итак, события разворачиваются в Америке в начале нового тысячелетия. Новый Рим – мегаполис, в котором бедность соседствует с роскошью. Цезарь Катилина, владелец успешного архитектурного бюро (и лауреат Нобелевской премии), стремится построить Мегалополис из загадочного материала мегалона – утопию среди бетонных джунглей, в которой не будет места болезням, нищете и безработице. Но мэр города Франклин Цицерон оказывается против: для строительства Мегалополиса придётся сносить жилые кварталы, что вызовет недовольство народа. Их противостояние усугубляется личной неприязнью: во-первых, Джулия, дочь Цицерона, явно симпатизирует Катилине, и готова пойти против отца; во-вторых, в прошлом Франклин, будучи прокурором, вёл дело против архитектора, подозревая его в убийстве жены.
Ещё во время съёмочного процесса «Апокалипсиса сегодня» Фрэнсис Форд Коппола задумал сюжет о перипетиях борьбы за власть в Древнем Риме, но поместил этот античный сценарий в контекст современной городской политики. В начале 80-х были предприняты первые шаги по производству фильма, но из-за финансовых проблем (из-за слабых кассовых сборов режиссёр был вынужден влезть в долги) проект так и не был реализован. В начале нулевых была предпринята ещё одна попытка, был готов сценарий, и практически назначена дата съёмочного процесса, но после теракта 11 сентября студия сочла фильм неуместным и финансово рисковым, поэтому во второй раз проект был «отправлен на полку». В конце 2010-х Коппола вновь взялся за многострадальную картину, и несмотря на всемирную пандемию, регулярные пересъёмки, конфликты, довёл проект до конца.
Так что же собой представляет «Мегалополис»? Это – довольно противоречивая картина, насыщенная многочисленными темами (жизнь и смерть, любовь, мысли о вечности, творческие амбиции, фашизм, социальное неравенство, человеческие пороки), параллельно которым видны отсылки к политике Древнего Рима, но ничего из вышеперечисленного не имеет вектора развития, словно смотришь деструктивную «Сладкую жизнь», в которой отсутствует внятное вступление и финал, и где ключевые персонажи постоянно цитируют Уильяма Шекспира или Марка Аврелия. Ничего из тем в сценарии не вяжется друг с другом, будь то будущее цивилизации, империализм, свержение элиты и культура отмены, поэтому происходящее на экране напоминает какой-то фарс. Повествование переключается от советского спутника к Гитлеру, затем демонстрирует Шайю ЛаБафа в платье, упоминает теорию струн, но постановщик, как и герой Джанкарло Эспозито, продолжает гнуть собственную линию, отвергая требования студии, считая «Мегалополис» своей лучшей работой.
Герой Адама Драйвера, изначально задумывавшийся как протагонист из римских трагедий, борющийся против коррумпированной системы, воспринимается нелепой пародией. Всё, что он делает, так это произносит пафосные монологи и умеет останавливать время. В нём отсутствует внутренняя борьба, присущая персонажам культовых работ Копполы. Видно, что режиссёру удалось собрать действительно шикарный каст, но подавляющая часть талантливых актёров (Лоренс Фишбёрн, Кэтрин Хантер, Джейсон Шварцман, Талия Шир, Джон Войт и даже Дастин Хоффман) лишь присутствуют в кадре, совершенно не влияя на происходящее.
Учитывая, увольнение режиссёром всей команды, отвечающей за визуальные эффекты, неудивительно, что в плане графики «Мегалополис» выглядит посредственно. Во-первых, фильмы 2010-х сняты намного лучше, а во-вторых, многие постройки в картине сделаны из подручных средств.
Наверное, основной проблемой «Мегалополиса» становится неоправданная одержимость Копполой неизбежного конца, поэтому фильм закономерно воспринимают как его завещание, а не целостную работу. Если отбросить в сторону актёрскую игру и визуал, то сценарий – это деструктивность, заполненная гедонизмом. Если от постановщика классических инди-проектов можно было ожидать такого провального фильма, то от великого Копполы – нет!
Денис Востродымов