ПОТОК (STRAUME)
2024, Латвия-Бельгия-Франция, 85 мин.
Жанр: семейный, анимация
Режиссёр: Гинтс Зилбалодис
В ролях: -
Минувший год оказался удивительно богатым на восхитительную анимацию на любой вкус. Тут вам и второй сезон «Аркейна», и антология «Секретный уровень», и душевный «Дикий робот». На фоне всего этого разнообразия как-то незаметно прошла премьера латвийского анимационного фильма «Поток» режиссёра Гинтса Зилбалодиса. Но незаметно для нас с вами, оторванных от мира большого кино. Свои награды «Поток» уверенно собирает до сих пор, сначала отметившись на Каннском кинофестивале, а под занавес года отхватил «Золотой глобус» в номинации «Лучшая анимация».
Так что это за «Поток» такое и почему о нём говорят? Мультфильм повествует историю группы животных, которая оказывается на краю гибели в разгар всемирного потопа. Главным действующим лицом тут выступает чёрный кот, который спасается от повышающегося уровня воды и пускается в опасное путешествие в поисках суши и безопасности. Позже кот находит неожиданных спутников в виде капибары, лемура, птицы-секретаря и своры собак, которые остались без хозяев и дома. Эта разношёрстная компания соберётся на старой лодке, и вы глаз не сможете оторвать от их путешествия, даже без оглядки на то, что мультфильм абсолютно лишён диалогов, а животные не разговаривают и издают только те звуки, которые присущи их виду. И всё это в изумительной компьютерной графике, созданной с помощью открытого программного беспечения Blender, которая имитирует, как это сейчас модно, двухмерную анимацию, за которую ответственны латвийская студия Dream Well Studio, французская Sacrebleu Productions и бельгийская Take Five.
Временами «Поток» напоминает сюжет канала National Geographic, если бы местные документалисты решили снять фильм о конце света и поведении животных во время катастрофы. Мы ничего не знаем о том, что послужило причиной потопа, и выступаем лишь беспомощными наблюдателями. Чёрный кот, за которым следует зритель, - воплощение милоты. Создатели умышленно не стали наделять животных чрезмерно человеческими чертами, хотя в рамках истории они, всё же, слишком сообразительны, выделяясь яркими характерами. К примеру, капибара – сердце и душа коллектива, которая в любой сложной ситуации заваливается спать, а суетливый лемур – хозяйственный товарищ, собирающий побрякушки и всё, что может пригодиться в пути. Птица-секретарь – хищник, который вместо того, чтобы съесть кота, угостил его рыбой, за что поплатился сломанным крылом и изгнанием из стаи, а доброжелательный лабрадор просто сам по себе хороший мальчик, ведь каким ещё быть домашнему псу, потерявшему всех и обретшему новую семью среди других зверей? Ну а чёрный кот – созерцатель и авантюрист, о судьбе которого переживаешь сильнее всего. Он то норовит свалиться в воду и не может самостоятельно выбраться, то залезает куда-то, где ему быть не стоит – котик получился очень живым, так что вскоре совершенно забывается, что он нарисован, и беспокоишься о нём, как о настоящем.
Уникальность «Потока», как уже было отмечено, в полном отсутствии диалогов, что делает мультфильм универсальным для восприятия любым зрителем. Примечательно, что автор этих строк смотрел мультфильм со своими котами, которые наблюдали за похождениями своего собрата с живым интересом, как будто понимая и сопереживая ему. Не это ли вершина искусства, когда визуальные образы становятся доступны даже животным? Впрочем, не стоит переживать, что «Поток» даст вам заскучать – мультфильм длится чуть меньше полутора часов, а действием наполнен под завязку, да и саундтрек Гинтса Зилбалодиса и Рихардса Залюпе настолько медитативен, что погружение с головой в апокалиптический мир большой воды и храбрых зверей вам обеспечено.
Сергей Прудников