Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Носферату
Автор: Игорь ТалалаевДата: 17.01.2025 01:41
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

НОСФЕРАТУ (NOSFERATU)
2024, США-Великобритания-Венгрия, 132 мин.
Жанр: ужасы, мелодрама
Режиссёр: Роберт Эггерс
В ролях: Лили-Роуз Депп, Николас Холт, Билл Скарсгард, Уиллем Дефо, Аарон Тейлор-Джонсон, Эмма Коррин, Ральф Айнесон


История стара, как мир: молодой и амбициозный маклер Томас Хаттер отправляется в таинственную Трансильванию, чтобы помочь подписать купчую на дом эксцентричному старому графу Дракуле… простите, Орлоку, стоящему, как выразился начальник Хаттера, одной ногой в могиле (но мы-то знаем, что двумя). Впрочем, замена имени не меняет в истории ничего. Ну был Джонатан – стал Томас, вместо Ван Хельсинга – фон Франц: сюжет всё равно давно стал классическим (даже ремейку уже стукнуло свыше 100 лет!) и способен удивить разве что самых маленьких зрителей, которые ещё не знакомы с творчеством Брэма Стокера. Хотя как раз самых маленьких-то, только оторвавшихся от мамкиной сиськи и желающих подсмотреть, как к этой самой сиське припадёт Орлок, на сеансы и не пустят, ведь «Носферату» получил взрослый прокатный рейтинг 18+, но почему-то даже при этом умудрился лишиться пикантных подробностей – вырезана одна сцена секса и речь о физическом влечении жены Томаса к Носферату, да в паре моментов своей обнажённой грудью засветила главная героиня, да ещё разок тряхнул стариной главный злодей. Тут могло бы быть гневное предложение на счёт проклятой цензуры, но официально фильм в российские кинотеатры не прошёл, прошмыгнув через чёрный казахстанский ход, так что все претензии можете переадресовать нашему южному соседу.

А можете ничего не переадресовывать и спокойно идти в кино, потому что на итоговое впечатление стыдливое замазывание детородного органа вампира или вторичных половых признаков жены маклера не влияет примерно никак. Прикрыты «интересные места» качественно, и если не знать, что тут местами лёгкая эротика, то подмены даже не заметишь. Атмосфера сохранена на 99%, и получить удовольствие от новой работы Роберта Эггерса получится в полной мере у любого, кто хочет посмотреть фильм, а не полюбоваться на член Билла Скарсгарда или вымя Лили-Роуз Депп. Ну или не получить, если какое там уже по счёту прочтение пыльной истории про трансильванского стригоя вдруг уже не вдохновляет. Но в первую очередь «Носферату» интересен не тем, про что или о чём он, а о том как. И режиссёрский почерк Эггерса чувствуется – мастерский монтаж, тягучее развитие событий, медленные пролёты и повороты камеры на 90 градусов, заставляющие гадать, что же подстерегает персонажей за углом. Основная ставка сделана на пару сцен в замке, где граф Орлок давит на нервы своим присутствием, находясь в тени и оставаясь едва различимым, что заставляет всматриваться во тьму (когда она, очевидно, всматривается в тебя).

На сокрытии внешнего вида Орлока строилась вся рекламная кампания фильма, и его облик не разочаровывает, однако, и не вызывает в итоге какого-то дикого восторга или ужаса. Грим качественный и в меру противный, но кажется, что Эггерс мог бы распорядиться угрожающими габаритами Скарсгарда – 192 см, и это только рост! – более смело: лишь в одной сцене фигура вампира выглядит по-настоящему внушительной. Лицо актёра абсолютно неузнаваемо, так что на месте Билла мог быть, наверное, вообще любой. Эй, это точно не Сергей Безруков?

Отдельного упоминания заслуживают смутившие некоторых усики, нехарактерные для привычного Орлока, но сближающие графа с известными изображениями Влада Цепеша. Хотя усы тут носят почти все, за исключением Николаса Холта, который в последнее время смотрит на нас буквально с каждого постера (от «Присяжного номер два» до «Безмолвного братства») и исполнил свою роль без нареканий, раскрыв диапазон от сдержанной любви до откровенного ужаса и болезни. Выложилась и Лили-Роуз Депп, сыгравшая Эллен Хаттер, жену Томаса: горячечный бред, крики и даже стоны оргазма удались в полной мере. Аарон Тейлор-Джонсон, недавно неудачно примеривший звериные шкуры в «Крейвене-охотнике», перевоплотился в куда более элегантный образ, отвечающий в истории за голос разума, отвергающий доводы в пользу дьявольщины до тех пор, пока не становится слишком поздно. Ну а Уиллем Дефо на классе сыграл доктора фон Франца, постоянно находящегося в крайне возбуждённом состоянии. Остаётся только догадываться, почему этому инфернальному актёру не достался образ самого Орлока, ведь Дефо даже не нужно гримировать, чтобы она вызывал трепет одной своей ухмылкой или безумным блеском глаз.

Вязкий темпоритм может отпугнуть некоторую часть зрителей, привыкшую к более динамичным ужастикам, но с технической стороны к фильму не подкопаться. Декорации и костюмы выполнены на высшем уровне, а мрачная, без единого проблеска позитива, история давит и давит, постепенно вызывая чувство обречённости. Но даже при этом новый «Носферату» не столь неуютное кино, каким была предыдущая версия 1978 года от Вернера Херцога с гениальным Клаусом Кински и обворожительной Изабель Аджани. Фильм Эггерса при всей своей приглушённой цветовой гамме и множеству сцен, происходящих в почти полной темноте, оказывается ярким событием в жанре хоррор, но подлинным прорывом назвать его всё же не получается. Это грамотное, выверенное будто по линейке, и холодное, как тень от когтистой руки Орлока, кино вызывает уважение, но не способно сильно напугать, а стильная игра с вампирской тенью в какой-то момент даже начинает утомлять. «Носферату» дискомфортен, работая не только на визуальном, но и аудиальном уровне (ах, этот румынский говор, ах, это хриплое булькающее дыхание графа!), а Эггерс не даёт зрителю ни малейшего шанса перевести дух и улыбнуться (разве что от осознания того, что цыгане украли лошадь Хаттера), делая максимально серьёзное кино и будто нацеливаясь на статус моментальной классики. Желание похвальное, но ведь у нас уже есть как минимум три классических истории про Орлока/Дракулу – от Мурнау в 1922-м, Херцога в 1978-м и Копполы в 1992-м.

Кто-то скажет, что у каждого поколения должен быть свой эталон готического ужаса, а кто-то посчитает, что в этот затхлый склеп не помешало бы привнести капельку новизны и жизни, ведь в целом «Носферату» выглядит максимально академично, боится продемонстрировать хоть пару свежих идей (если не считать таковой желание минимально освещать Орлока) и ничто не выдаёт в нём картину, снятую в прошлом году, а не четверть века назад.


Игорь Талалаев
Нравится
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 1 пользователь(ей), 146 гость(ей) : Денис Востродымов
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2025. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio