Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Экспертиза / Кино, которого нет: Мёртвый город
Автор: Е. Рябцев, В. ХоничевДата: 21.01.2025 06:33
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)
Где-то на просторах мультивселенной. Альтернативная реальность, альтернативный сайт 25-k.com, альтернативные 1980-е годы, США.


МЁРТВЫЙ ГОРОД (DEAD CITY)
1983, 1986, 1988, 1992
Жанр: фантастика, боевик, ужасы, трэш
Режиссёры: Л.Л. Руш, Джонатан Харт, Алан Смити
В ролях: Чарльз Бронсон, Берт Рейнольдс и др.


«Мертвый город» – это франшиза фильмов, дебютировавшая в начале 1980-х годов, в которой главный герой, вымышленная версия президента Джона Ф. Кеннеди, восстаёт из мертвых, чтобы противостоять своим врагам и защищать Америку.

Серия зародилась в ответ на растущий интерес публики США 1980-х, погрязших в коррупции и преступности, к истории славного прошлого 1960-х годов и легендарной фигуре Кеннеди. В главной роли выступил Чарльз Бронсон, чьё харизматичное исполнение стало ключевым фактором в успехе первых частей франшизы.

Рождение серии шло так же тяжело, как съёмки сцены оживления Кеннеди в отсутствии вменяемого бюджета. Сама идея о восстании Кеннеди из мёртвых столкнулась с непониманием многих продюсеров и финансистов, боявшихся реализации такого концепта как излишне провокационного – в умах были свежи воспоминания о целых митингах, собиравшихся у кинотеатров во время релиза вызывающего «Разыскивающего» c Аль Пачино, и об угрозах расправы, приходивших участникам съёмочной группы. В итоге первоначальные версии сценария были отклонены, так как они воспринимались как слишком полемические, однако, растущий интерес к боевикам на грани фантастики сделал свое дело.

Чарли Бронсон, на тот момент являвшийся высокооплачиваемой звездой, постоянно высказывал сомнения относительно направления своего персонажа в сюжете, ругался со всеми вокруг и курил прямо на съёмочной площадке. Проблемы с финансированием и частыми изменениями в сценарии привели к задержкам в производственном графике, что в итоге сказалось на общем тоне первой части франшизы. Тем не менее, несмотря на творческие трудности, первый фильм был выпущен на экраны в 1983 году и быстро завоевал культовый статус, открыв путь к продолжениям и расширению мифологии «Мертвого города».

Ниже представим краткий обзор всех частей франшизы.

МЁРТВЫЙ ГОРОД
год производства: 1983
режиссёр: Л.Л. Руш

«Мёртвый город» – это необычный фильм, который сочетает в себе элементы хоррора, забористого экшна, научной фантастики и политического триллера. Режиссер Л.Л. Руш, известный своими экспериментальными проектами (да, это тот самый мужик, что снял кроссовер «Крестного отца» и бондианы), в этом проете представил интересную интерпретацию героической фигуры Джона Ф. Кеннеди, который восстаёт из мертвых, чтобы сразиться с чудовищным киборгом, созданным коммунистами – Ли Харви Освальдом. Звучит несколько странно, однако, надо понимать культурный фон: сказывалось обострение холодной войны.

В главной роли выступает Чарльз Бронсон, который воплотил образ Кеннеди с характерной для него харизмой и решимостью. Сюжет фильма начинается с таинственного воскрешения президента для мести Освальду, трансформировавшемуся в киборга в результате таинственного эксперимента. Конфликт между двумя персонажами базируется на их историческом противостоянии и обостряется в борьбе за судьбу США на грани ядерной катастрофы.

Производственный процесс «Мёртвого города» столкнулся с рядом трудностей. Из-за необычной (даже для 1980-х) концепции кинопроизводство значительно задерживалось, так как продюсеры искали способы подойти к столь чувствительной теме об «американском герое» JFK с учётом исторического контекста. К тому же Чарльз Бронсон, десятилетиями остававшийся иконой экрана, сперва не был заинтересован в такой роли, и команде пришлось убедить его в актуальности этой истории (к счастью, актёр был в запое, и его удалось заманить на съёмки).

Несмотря на сложности производства, «Мёртвый город» стал культовым фильмом уже в год релиза. Одна из самых интересных особенностей – это использование практических эффектов и миниатюр для создания кибернетических элементов, которые сделали образ Ли Харви Освальда внушительным и запоминающимся. Кроме того, ленту признали за уникальную и смелую интерпретацию американской истории, и он получил несколько номинаций на независимых кинофестивалях. Фильм был удостоен награды за «Лучший оригинальный сценарий» на фестивале Сандэнс в 1983 году и в конечном итоге стал классикой среди любителей жанра.

Лучше всего старт данной франшизы характеризует цитата знаменитого кинокритика Роджера Эберта: «”Мёртвый город” – это дерзкая метафора о том, что искусство может взывать к справедливости даже из самых глубин кинопроизводственного ада».

МЁРТВЫЙ ГОРОД 2: ПОД СОЛНЦЕМ ЕВРАЗИИ
год производства: 1986
режиссёр: Джонатан Харт

Успех первого фильма гарантировал ему сиквел. На этот раз проблем с деньгами уже не было, а Чарли Бронсон был не прочь вернуться к нашедшей популярность роли. «Мёртвый город 2: Под солнцем Евразии» – под таким названием продолжение культового фильма вышло на экраны в 1986 году. Студийные боссы Warner Bros. решили пропихнуть более известного постановщика: Джонатан Харт пришёл на смену Л.Л. Рушу. А Джон Ф. Кеннеди продолжает свои эпические похождения, на этот раз против загадочных людей-кротов, живущих под землёй и олицетворяющих коммунистическую угрозу.

Сюжет фильма разворачивается на фоне напряжённой атмосферы холодной войны (предвосхищая «клюкву» «Рэмбо III»). Джон Ф. Кеннеди, восставший из мёртвых и успешно победивший своего оригинального убийцу, теперь становится символом кока-кольного американского духа, готового бороться с любыми врагами, угрожающими свободе в понимании янки. Люди-кроты, тайные агенты СССР, стремятся завоевать стратегические позиции в Европе, и Кеннеди, обладая арсеналом вооружения и поддержкой верных друзей, готов отправиться прямиком в сердце империи кротолюдей, в их подземную столицу, чтобы остановить угрозу раз и навсегда.

При производстве фильма съёмочная группа вновь столкнулась с рядом трудностей, включая необходимость создания визуальных эффектов для образа людей-кротов, что оказалось непростой задачей. Поскольку мейкап и спецэффекты того времени были далеки от привычного нам сегодня уровня, создателям пришлось экспериментировать с новыми технологиями, чтобы создать необычные и правдоподобные образы. Продюсеры, сценаристы и режиссёр постоянно конфликтовали друг с другом, требуя то добавить в фильм больше боевых сцен, то сделать социально-политическое послание более понятным. И да, во время показа фильма на Каннском кинофестивале, делегация дышащего на ладан Варшавского Договора, в едином порыве покинула кинозал.

Фильм был замечен благодаря своей нестандартной интерпретации исторических событий и стремлению представить необычный образ врага в контексте холодной войны. Прорывные спецэффекты «Мёртвого города 2», затмившие даже недавно отгремевшие «Звёздные войны» и «Инопланетянина», были удостоены награды за «Лучшие визуальные эффекты» на фестивале независимого кино в Локарно, а сам Чарли Бронсон неожиданно получил номинацию на премию «Оскар» за «Лучшую мужскую роль» в 1987 году.

В завершение, цитата знаменитого кинокритика Джина Сискела: «Мёртвый город 2» – это не просто фильм, это напоминание нам о борьбе за правду в самые тёмные времена».

Забавный факт: именно вторая часть «Мёртвого города» сильнее всех ушла в поп-культуру. Да, та самая кривая компьютерная игра 1999-го и детско-подростковый мультсериал были основаны именно на противостоянии президента Кеннеди несуразным коммунистическим кротам.

МЁРТВЫЙ ГОРОД 3: СИДР СУДЬБЫ
год производства: 1988
режиссер: Джонатан Харт

«Мёртвый город 3: Сидр Судьбы» – это третья часть во франшизе, вышедшая в 1988 году и получившая смешанные отзывы критиков, однако, в наши дни завоевавшая определённый статус. Жадность продюсеров требовала продолжения банкета и зелёный свет был дан триквелу: на этот раз Джон Кеннеди сталкивается со своими внутренними демонами: алкоголизмом, тщеславием и жестокостью, проявившимся в нём после возвращения в мир живых. Но Кеннеди решает встать на путь искупления и справедливости, чтобы бросить вызов злому гению по имени Мистер Сидр.

Сюжет фильма рисует мрачный мир. Балом правит Мистер Сидр, олицетворение коррупции и манипуляции, антагонист, использующий любые средства для достижения своих целей. Джон Кеннеди, вновь в исполнении Чарльза Бронсона, погрузился в глубокий запой после победы над империей кротолюдей-коммунистов, и, кажется, больше не интересуются судьбой Америки, потерявшейся в себе после победы над главным врагом. Но величайший президент должен найти в себе силы, чтобы победить и себя, и врагов внутри Америки, снова make great again.

Производственный процесс (снова!) столкнулся с непростыми задачами. Сценаристы пытались выдержать баланс между акцентом на личной борьбе главного героя и динамикой боевиков 1980-х годов – не самая простая задача. Помехами также послужили слегка урезанный по сравнению со второй частью бюджет вкупе с необходимостью в создании впечатляющих экшн-сцен, что сильно повлияло на итоговый вид фильма. Целый эпизод был снят на фоне Берлинской стены, что придало фильму особую атмосферу, но съело огромное количество денег, которые многим в команде хотелось бы потратить на что-то ещё. А Чарли Бронсону, конечно же, хотелось бы потратить их на выпивку.

Фильм, хотя и столкнувшись с критикой за слишком мрачные темы и безысходность, был удостоен награды за «Лучший сценарий» на Международном Фестивале Боевиков в 1989 году. Он также получил награды за звуковые эффекты (целая музыкальная тема в духе Джеймса Бонда!), а заплывший старик Роберт Мичум, сыгравший Мистера Сидра, был номинирован на «Лучшую роль второго плана» в Каннах. «Сидр Судьбы», со своим пророческим сюжетом, будто заглянувшим из конца 80-х в постсоветское будущее мира, стал частью повседневного кинематографического языка, с цитатами и эпизодами, регулярно использующимися в рекламе и на телевидении для пародирования стереотипов о преодолении невзгод. Дольф Лундгрен, который был председателем жюри Международного кинофестиваля боевиков, сказал о нём: «Этот фильм заставляет нас взглянуть в бездну, и у нас есть выбор: либо упасть, либо встать и продолжить битву. Мне понравилось!». Как ни крути, «Сидр Судьбы» – мощная метафора о преодолении проблем на жизненном пути и людей, и целых стран.

МЁРТВЫЙ ГОРОД 4: ВОЗВРАЩЕНИЕ КРОШКИ-УБЛЮДКА
год производства: 1992
режиссер: Алан Смити

«Мёртвый город 4: Возвращение Крошки-ублюдка» – смелое низкобюджетное продолжение франшизы, вышедшее в 1992 году, погружающее зрителей в эксцентричный и неожиданный сюжет. Джон Ф. Кеннеди, на этот раз сыгранный Бертом Рейнольдсом, заменившим Бронсона, сражается с армией младенцев-мутантов. Совершенно абсурдный сюжет наполнен ироничными отсылками к боевикам 1980-х и высмеивает поп-культуру США начала 90-х, дискуссии вокруг абортов, перенаселения, миграции из Латинской Америки и всех остальных актуальных для тех лет бед. Буквально через год на экраны выйдет куда более серьёзный и легендарный фильм Джоэля Шумахера «С меня хватит!»

Действие картины, никак не связанной с предыдущими частями, кроме как главным героем, разворачивается в постапокалиптическом мире, где люди в США борются за выживание. Кеннеди, вновь демонстрируя моральный кодекс и стойкость, должен спасти ребенка, который, как считается по заветам секты Амишей, является единственной надеждой на восстановление порядка в этом хаосе. Главный злодей – странное существо-телепат Крошка-Ублюдок – возглавляет армию мутантов-нянь, ворующих детей из роддомов, и бросает вызов Джону Кеннеди. Чем глубже в фильм – тем более сюрреалистично выглядит всё происходящее. Румынский кинокритик Егор Балалаев даже предложил «просто не тратить на просмотр своё время, а лучше выйти на субботник».

Съёмки проходили в условиях полного отсутствия денег и мотивации, что сильно сказалось на его внешнем виде: прорывные спецэффекты отправились на выход и уступили дорогу заливающей экран и всех актёров кровище, летающим по сценам отрубленным пластиковым конечностям и саундтреку, состоящему практически целиком из пародирующего фильмы Карпентера синтезаторного пука.

«Возвращение Крошки-ублюдка» стало не только комедийным боевиком, но и своеобразным комментарием к эпохе, когда привычные штампы боевиков были исчерпаны и путь развития для жанра оказался под вопросом. Фильм получил награды за «Лучший боевик» на Международном кинофестивале в Мюнхене в 1992 году, а также был номинирован на «Лучший саундтрек».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Франшиза «Мёртвый город» оставила неоспоримый след в истории кино, представляя собой уникальное сочетание разнообразных жанров и тематик: в основном в духе ироничного боевика. Первые три фильма показали, как можно использовать политические контексты для создания увлекательного и доступного нарратива. Этот подход вдохновил дальнейшие эксперименты в кино, пробуждая интерес к созданию нестандартных, смелых и иногда абсурдных кинолент.

Фактически, «Мёртвый город» помог задать новые стандарты для американского экшн-кинематографа, особенно в области визуальных эффектов и боевых сцен, что изменило восприятие жанра в последующие десятилетия. Фильмы франшизы широко обсуждались и пародировались в массовой культуре, обретая статус культового феномена.

Однако, как это часто бывает с масштабными франшизами, коммерческий успех не гарантировал дальнейшего процветания. Проблемы, связанные с изменением вкусов аудитории, экономическими факторами и политической ситуацией в мире, оказали влияние на последующие проекты. Более того, последний фильм франшизы был негативно воспринят критиками и зрителями из-за резкого отклонения от первоначального формата и идеи.

Тем не менее, наследие «Мёртвого города» продолжает жить: в дальнейшем вышла игра на Sega, в 2003-м – стратегия «по мотивам» на PC от малоизвестной инди-студии Blizzard, а в 2005-м японцы сделали «бродилку» с неожиданным подзаголовком Stalin’s Revenge. Может быть, кто-нибудь возьмётся и за ремейк?

Егор Рябцев,
Василий Хоничев

Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 2 пользователь(ей), 145 гость(ей) : Игорь Талалаев, Сергей Прудников
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2025. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio