Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Эмилия Перес
Автор: Кирилл БанницинДата: 26.01.2025 11:09
Разместил: Кирилл Банницин
Комментарии: (0)

ЭМИЛИЯ ПЕРЕС (EMILIA PEREZ)
2024, Франция-Бельгия-Мексика, 132 мин.
Жанр: мюзикл, комедия, криминал
Режиссёр: Жак Одиар
В ролях: Зои Салдана, Карла Гаскон, Селена Гомес, Адриана Пас, Эдгар Рамирес


Самый ненавистный для мексиканцев фильм 2024 года и один из самых нетипичных мюзиклов последнего времени. Жак Одиар, режиссёр не столько одиозный, сколько смелый и, порой, радикальный, снимает во французских декорациях историю про латиноамериканские страсти. Разумеется, с современной подоплёкой и полным равнодушием к объективной действительности, что приносит свои плоды. Экспериментальное по замыслу и исполнению – этого мало, чтобы его кино стало действительно уникальным, но достаточно, чтобы выделиться среди конкурентов в отдельном наградном сезоне. Рекорд по номинациям на премию «Оскар» для неанглоязычного фильма (13), две из которых – в категории «Лучшая песня». Всё это – «Эмилия Перес».

Для нестандартного мюзикла – нестандартная подоплёка сюжета. Глава крупнейшего мексиканского наркокартеля Манитас Дель Монте решает пуститься в бега и изменить жизнь кардинальным образом, поскольку всегда чувствовал себя «не в своём теле». Для этого он нанимает в помощь талантливого юриста Риту – адвоката на вторых ролях, но с потенциалом роста, которому мешают более хваткие и сильные коллеги мужского пола. Женщина соглашается улучшить своё благосостояние и начинает международный трип в поисках топовых врачей и подходящего решения проблемы для своего клиента.

Конечно, перед просмотром нужно быть готовым к теме и понимать, что зрелище в любом случае удивит – Одиар с готовностью отвергает любые компромиссы. В случае «Эмилии Перес» он любопытно интегрирует музыкальные номера в тело повествования, используя их в качестве метафоры внутренних треволнений, слома привычных установок – песни будто голоса в голове, гул толпы, из которого сложно вычленить свой собственный. Музыкальные номера становятся настоящим (если хотите – иллюстративным) выражением эмоций, в случае «Эмилии Перес» – удивительно выпуклым, прекрасным и максимально несовершенным. При этом не все номера получаются удачными и далеко не все решения хорошо ложатся на отдельные эпизоды, но общий ритм и темп всегда на месте. Это могло бы в целом сложиться в занятную театральную постановку, но с ней как раз у Одиара не получилось, поэтому он реализовал свою дерзкую идею в кино.

Французский режиссёр хочет сказать многое, чтобы зацепить хоть чем-то наверняка. Кого-то подобная «беглость» может отвратить, так как у «Эмилии Перес» не оказывается магистральной мысли, скорее несколько равнозначных, ни одна из которых не интересует Одиара в полной мере. В этом плане он скорее отстранён – даже в контексте собственной фильмографии ему на самом деле нечего сказать о социокультурных или гендерных проблемах, затрагиваемых в картине. Формально Мексика и вовсе нужна ему исключительно для экзотики – местную кинореальность он воспринимает настолько зашоренно и по-обывательски, что в России такую интерпретацию назвали бы клюквой. Нужную для фильма искру, способную по-настоящему зажечь действие и придать ему необходимый импульс, Одиар находит в актрисах – именно они распаляют то пламя внутреннего пожара, что позволяет их героиням воспарить, отринуть прошлое, переродиться. Ярче всех, конечно, Зои Салдана – формально во второплановой роли, но (что даже не удивительно), здесь будто бы и нет главных ролей.

Сюжет «Эмилии Перес» ожидаемо не ограничивается первоначальной подоплёкой – она только задаёт тон. Дальнейшая фабула раскручивается в куда более банальном направлении, заполняя экран шаблонами вроде «меняется общество – меняется всё» или «выслушать – значит принять». Жестокий наркобарон избавляется от зверя внутри себя, но пустоту заполняет раскаяние за поступки, которые не стёрлись вместе с прошлой личностью. В эти моменты фильм едва не теряет себя (представим, что здесь вообще есть, что терять) и балансирует на грани хорошего и отчаянно плохого кино. К счастью, ему везёт застрять где-то посередине – в образе местами постыдного зрелища, которое смотрится только лучше со всеми своими шероховатостями, хромающей репрезентацией и неуклюжими эмоциональными поступками героев на пути к своей эмансипации. В целом Одиар, конечно, добился своего, запрыгнув в наградной сезон и получив порцию признания за свободомыслие. Однако после просмотра, помимо восхищения и отвращения к происходящему балагану, остаётся только мысль о том, что французский режиссёр, наверное, должен чертовски хорошо готовить винегрет – иначе как рационально объяснить весь этот сумбур.


Кирилл Банницин
Нравится
Нет похожих страниц.
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 1 пользователь(ей), 154 гость(ей) : Денис Востродымов
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2025. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio