ПОРТРЕТ ЗОЛУШКИ
СЕРАФИНА ИЗ САНЛИСА (SERAPHINE)
Жанр: Драма, военный, биография
2008, Франция, Бельгия, 125 мин
Режиссер: Мартин Провост
В ролях: Иоланда Моро, Ульрих Тукур, Анна Беннент, Женивьев Мнич
ОЦЕНКА: 4
Во времена, когда Пабло Пикассо с Жоржем Браком придумывали кубизм и тусовались в монмартских кафе богемного Парижа, во французском захолустье немолодая, с внешностью далекой от канонов не то, что классической – красоты вообще, простая тетка по имени Серафина, несмотря на прозаическую наружность и приземленную работу прислуги, видела и создавала свою Красоту. Разумеется, провинциальное окружение страсти тетки к живописи не понимает, считая ее как минимум странной. И ведь есть за что – хотя бы за разговоры с деревьями и наивную, почти средневековую веру в то, что рисует она не просто так, а по наущению ангелов небесных. Так бы, видимо, мыть полы Серафине до конца жизни, оставаясь безвестной, не окажись волей судьбы в тех местах Вильгельма Уде – критика и первого коллекционера работ тех же Пикассо и Брака.
То, что истории из серии «ЖЗЛ» не обделены призами и вниманием киноделов и критиков, а также любовью простых зрителей – штука известная. Во-первых, потому что на то люди и замечательные, что их жизнь с небанальными страстями, метаниями, взлетами и падениями, отличается от жизни нашего брата, простого обывателя. Во-вторых, потому что, даже если энд там далек от счастливого, зрителя делает хэппи, уже то, что сюжет байопиков сводим к лелеемой многими мечте о Золушке, которая трудилась-трудилась и в один прекрасный день попала таки в воображаемый Пантеон Великих. Тем не менее, картина Провоста была принята довольно прохладно и проигнорирована всеми крупными фестивалями, чтобы потом, как пресловутая Золушка, сорвать большой куш в виде победы в 7 из 9 номинаций на премию Сезар.
Дело в том, что холодный прием Серафины из Санлиса обусловлен хотя бы судьбоносной встречей главной героини с Вильгельмом Уде. Линия Золушки в фильме заканчивается, так фактически и не начавшись. Дальше идут вопросы, так и оставшиеся без ответа – о природе таланта, о его связи с безумием, об ответственности человека, открывающего гения, перед самим гением. Название фильма в российском прокате, отсылающее зрителя к католической традиции именования святых и мучеников по названию, тех мест, где они жили и творили чудеса – идея удачная и неудачная, одновременно. С одной стороны, Серафину, как и многих отмеченных талантом, действительно, в каком-то смысле можно назвать мученицей, малевавшей чудеса в своих работах, с другой, авторы фильма кажется, специально хотят оставаться бесстрастными, не педалируя тему страстей и не повышая градуса мелодраматичности, чтобы понравится зрителю. Да и жизнь самой блаженной, а стало быть, близкой к кому-то там выше, самоучки из Санлиса не сильно этому способствует – она на редкость некинематографична. Ни бурных романов, ни скандальных хроник, ни алкоголизма, ни наркомании, ни прочих не полезных наклонностей. Непонимание окружающих не носило характера гонений, скорее равнодушного недоумения. Даже ее безумие прошло без отрезания ушей и внутренних демонов, просто жуткое угасание в пронзительной тишине одиночества. Ну а увядание без финальных аккордов, следуя порядку фаз жизненного цикла – судьба и цветов, которые любила рисовать Серафин, и всех живых существ на Земле, но никак не Великих, избранников Богов.
Авторы «Серафины из Санлиса», фильма стопроцентно по духу европейского, обошлись без приукрашивания в голливудском стиле ее биографии, благодаря чему видно, что это кино выросло на традициях их собственной классики типа Дрейера или Брессона. Никаких модных фишек типа рваного монтажа, как это было в нарезанной конфетти биографии Эдит Пиаф «Жизни в розовом цвете» Оливье Даана. Никакого объяснения всему в терминах вульгарной психопатологии. Никаких гипертрофированных страстей, только нюансы отношений и изредка прорывающиеся безумное одиночество. Даже мировая война остается где-то за кадром. С одной стороны это все можно назвать минусом – в таком минималистском решении и отказе от попсовых приемов, становится, очевидно, что Мартин Провост, режиссер фильма, до пресловутых Дрейера или Брессона все-таки как то не дотягивает. С другой стороны, неплохо уже и то, что такие сравнения вообще могли возникнуть. Да и недотягивает он не так уж чтобы критически. Глубокие, дышащие кадры с импрессионистскими пейзажами в пастельной дымке или модерновыми интерьерами, до пугающего естественная Иоланда Моро в главной роли, вдумчивость повествования – все это создает эффект, что перед нами, в общем-то, кино теплокровное, а значит, заслуживающие право на жизнь.
Айна Курманова