Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Ретро / Небесный тихоход
Автор: Алина ЕрмолаеваДата: 21.08.2010 06:58
Разместил: Егор Пичугов
Комментарии: (0)
Первым делом, первым делом – самолеты.
– Ну а девушки? – А девушки потом!




НЕБЕСНЫЙ ТИХОХОД
Жанр: комедия, военный
1945, СССР, 78 мин.
Режиссер: Семен Тимошенко
В главных ролях: Николай Крючков, Василий Меркурьев, Василий Нещипленко, Алла Парфаньяк, Людмила Глазова, Тамара Алешина, Фаина Раневская

Когда-то каждый второй мальчишка в нашей стране мечтал стать пилотом. Было в этой профессии что-то правильное, настоящее, высокое, романтичное. Время шло, на смену пилотам пришли космонавты, а потом как-то незаметно в своих мечтах о будущем дети все чаще стали видеть себя актерами и бизнесменами. Небо стало никому не нужно, теперь в первую очередь людей прельщает слава и деньги, и современные мечты становятся куда более приземленными...

Вряд ли можно назвать 41-45 года золотой эпохой отечественного кинематографа, однако то, что именно в это тяжелое время были сняты потрясающие картины, многие из которых отличались поразительной душевностью, легкостью и особым жизнерадостным настроем, отрицать невозможно. Ленту «Небесный тихоход», созданную в конце войны, можно по праву считать одним из наиболее ярких из представителей кино того времени. В ней наравне с хорошо известными актерами блистают даже те, кто в кино пришел совсем недавно. В ней песни и музыка настолько органично вплетаются в сюжетную канву, что без них фильм представить уже просто невозможно. В картинах, подобных этой царит гармония: все здесь кажется к месту.

Потому, потому, что мы пилоты,
Небо – наш, небо – наш родимый дом


Эти строки из хорошо известной песни неоднократно звучащей в фильме и являющейся своеобразным лейтмотивом всей картины, могут послужить ответом сразу не несколько вопросов, касательно жизни и поведения ее героев. Например: «Почему вы каждый день рискуете собой, закладывая невообразимые виражи перед самым носом у врага?». Или: «Почему вы порой чувствуете себя уверенней в небе, нежели на земле?» А может быть даже: «Почему вы так дорожите своей свободой?».

Самый позитивный фильм о войне увидел в свет в апреле 1946, хотя и был снят еще в 45. Критика ругала его за чрезмерную и даже неуместную легкость, за плохую операторскую работу, за невыразительность женских образов, за концовку, которая должна была быть иной – претензии были высказаны по отношению едва ли не каждого аспекта фильма. Зрители же восприняли его на ура. Потому что это была именно та картина, которая способна была вызвать улыбку на лице уставших от тяжести войны людей. Типичное противостояние обычных зрителей и всезнающих критиков тогда закончилось ничем, каждый остался при своем мнении. Однако этот спор рассудило время – картина и сейчас смотрится отличной комедией. Другое дело, что смотрит ее все меньше и меньше молодых людей. Хочется крикнуть: «Вот она комедия, где градус юмора порой действительно зашкаливает, где кадр украшают очаровательные барышни на любой вкус и брутальные мужчины в цвете лет! Смотреть – одно удовольствие!» Да ведь никто не услышит. Может юмор этот чрезмерно тонкий, хотя на первый взгляд такого впечатления не возникает, может – современный человек, воспитывающийся в иных реалиях, уже просто не способен оценить подобное кино.

Перед нами типичный водевиль, поэтому ни о какой серьезности и, более того, глубине образов говорить не приходится. Все предельно просто. Трое убежденных холостяков («Легче Медного всадника в ЗАГС свести, чем одного из нас!») и по совместительству первоклассных летчиков, пилотирующих самые быстрые самолеты, дают клятву не обращать внимания на женский пол до окончания войны. Да-да, слова из песни:

Чтоб с тоскою в пути не встречаться,
Вспоминая про ласковый взгляд,
Мы решили, друзья, не влюбляться
Даже в самых красивых девчат


пришли именно отсюда. Однако у судьбы на каждого из них, разумеется, были свои планы. После того, как самолет пилота Булочкина оказался сбит, а сам он весьма эффектно спасся, буквально отлетев на огромное расстояние из взорвавшейся секундой позже авиамашины (что, конечно же, маловероятно, данный опыт даже проводили в программе «Разрушители легенд»), врач, подозрительно напоминающая Фаину Раневскую, сообщает, что этот бравый летчик больше не может управлять истребителями и скоростными самолетами, в связи с проблемами с сердцем. Единственное, что ему остается – «кукурузник», У-2, скорость которого просто оскорбительна для летчика такого класса.
Попав на новое место службы, Булочкин получает новый удар, когда понимает, что отныне будет возглавлять не простой отряд, а отряд, сплошь состоящий из представительниц прекрасного (и отнюдь не слабого!) пола. Среди этих милых барышень найдут свое счастье оба его верных товарища, а сам Булочкин вряд ли сможет устоять перед обаянием юной журналистки, знающей наизусть все названия как советских, так и зарубежных самолетов.

Киношный роман как-то аккуратно перешел в мир реальный. Исполнитель роли Булочкина, один из лучших советских актеров Николай Крючков, расходится со своей женой и создает пару с Аллой Парфаньяк. К этой молодой актрисе, чей дебют как раз и состоялся в данной ленте, в то время было выдвинуто много претензий. Критики, один за другим, признавали ее роль заваленной, образ неудавшимся, винили ее в том, что она казалась в этом, по большому счету, отличном актерском ансамбле чем-то инородным… Зрители же, наоборот, понимая, что она немного другая, что она отличается от всех, восприняла эту молодую свежую девушку очень хорошо. Быть может, она действительно играла немного более серьезную героиню, нежели было необходимо для столь легкого позитивного фильма, впрочем, и в этом можно найти свои плюсы. Особенно если учесть, что она единственная среди главных героев являлась представительницей другой профессии.

Считается, что и для оператора ленты Александра Сигаева работа над картиной стала испытанием. Комедия – особый жанр, и снимать подобный материал тоже надо по-особому. Он же до этого специализировался на фильмах серьезного жанра, что, по мнению критиков того времени, наложило отпечаток на его манеру съемки. Впрочем, для непосвященного во все эти тонкости зрителя, все это, к счастью, так и останется незамеченным.
Монтаж в некоторых сценах выглядит грязным из-за неровных стыковок кадров и сцен, впрочем, этим грешит едва ли не половина созданных в ту эпоху картин. Меня как современного зрителя удивило другое. В фильме есть потрясающая сцена – встреча друзей Булочкина с девчатами и последующие за этим танцы под еще одну хорошо известную песню:

Пора в путь-дорогу,
Дорогу дальнюю, дальнюю, дальнюю идем.
Над милым порогом
Качну серебряным тебя крылом.

Пускай судьба забросит нас далеко, пускай!
Ты к сердцу только никого не допускай.
Следить буду строго, -–
Мне сверху видно все, -– ты так и знай!


Чтобы передать динамику, веселость происходящего, создатели картины прибегли едва ли не к клиповому монтажу, который сейчас в моде как никогда. Благодаря этому, сцена танца кажется настолько живой, что зритель и сам вот-вот готов изобразить пару самых невероятных па.

Очередное недовольство критиков вызвал тот факт, что лента, по сути являющаяся музыкальной комедией, не завершается традиционно песней. Красивая и полюбившаяся народом музыка В. Соловьева-Сeдого и потрясающие стихи А. Фатьянова и С. Фогельсона объединились в картине в две незабываемые песни. Картину венчает весьма пафосная концовка, что, по мнению критиков, было недопустимо. Однако, несмотря на то, что песня «Перелетные птицы» так и не прозвучала в конце, она все и по сей день является одной из самых популярных военных песен, равно как и другая, «Пора в путь-дорогу», так же исполненная в фильме.

Что же касается главной претензии, высказанной по отношению к фильму, так это обвинение картины в безыдейности. Как можно так сказать о картине, идея которой высказывается прямым текстом одним из героев: во время войны жизнь не останавливается! Врагу не удастся сделать так, чтобы все вокруг вдруг бросили думать, мечтать, любить. Так, в годы войны люди влюблялись, рождались… В конце концов – снимали фильмы.

«Небесный тихоход» доказывал, что для того, чтобы совершить подвиг, главное не отчаиваться. Главный герой Булочкин понимает, что летать и выполнять боевые задания можно не только на истребителях, но и на простом «кукурузнике». Более того, порой бывают такие ситуации, когда на другом самолете выполнить поставленную цель вообще невозможно. Не стоит судить о вещах предвзято – быть может, фильм как раз об этом? Женский отряд способен не только печь блины, но и летать, а у самых закоренелых холостяков на самом деле большое любящее сердце, которое только и ждет, когда же на горизонте появится та единственная…

В 70-м году фильм отреставрировали и заново переозвучили. С одной стороны, подобное возвращение старых шедевров идет на пользу, таким образом, популяризируется старое кино. Однако с другой – слишком различным получились переходы между сценами фильма в плане звукового оформления. К тому же не все смогли участвовать при переозвучивании.
Фильм пролил настоящий чудодейственный бальзам на израненные войной души людей. В нем много жизни, несмотря на условности и порой неприкрытую неправдоподобность. Бывают такие ленты – своеобразные таблетки для поднятия настроения, «Небесный тихоход» – одна из них. И то, что подобных картин сейчас практически не снимают, возможно, не так плохо. В какой-то степени это говорит, что нынешний зритель в них просто не нуждается. Поэтому, остается только улыбнуться и поднять тост «За бесстрашного истребителя, мастера беспарашютного спорта…!» и его верных друзей.

Дождливым вечером, вечером, вечером,
Когда пилотам, скажем прямо, делать нечего, -–
Мы приземлимся за столом,
Поговорим о том, о сем
И нашу песенку любимую споем.


Алина Ермолаева
Нравится
Нет похожих страниц.
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 228 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Наверх

Работает на Seditio