А ЧТО, ЕСЛИ ТЫ МУДАК?
О ЧЕМ ГОВОРЯТ МУЖЧИНЫ
Жанр: комедия
2010, Россия, 96 мин.
Режиссер: Дмитрий Дьяченко
В ролях: Ростислав Хаит, Леонид Барац, Александр Демидов, Камиль Ларин
ОЦЕНКА: 4
По обывательской философии мужчины делятся всего лишь на две категории. На тех, кто много говорит и ничего не делает, и на тех, кто не говорит ничего, но делает все. К первой группе относятся русские «Обломовы», о которых Дмитрий Дьяченко и «Квартет И» сняли трагифарсовую комедию «О чем говорят мужчины».
Пережившие успех фильмов «День радио» и «День выборов» представители «Квартета И» пошли немного дальше свойственных им кривляний и создали энциклопедию русской души в своей театральной постановке «Разговоры мужчин среднего возраста о женщинах, кино и алюминиевых вилках», которую с грандиозным размахом и визуальным совершенством облекли в видеоинсталляцию со слегка облегченным, но более привлекательным названием, - «О чем говорят мужчины». В центре внимания фильма оказываются четверо друзей - четверо героев бездействия, да еще и с ярко выраженным кризисом среднего возраста, когда приходит осознание своего места в мире и того, что не сделано, и что еще предстоит совершить.
Герои бездействия в исполнении «Квартета И» ведут серую однообразную жизнь, являясь абсолютно пассивными участниками общественного уклада. Все их активные действия связаны с воображаемой ими идеальной картиной реальности, где персонаж Ростислава Хаита путешествует по жизни в образе Д’Артаньяна. Возникновение образа Д'Артаньяна в фильме накладывает на четверку героев аллюзию с мушкетерами, которыми они чувствуют себя в своих фантазиях.
В фильме практически нет развития событий, зато озвучивание проблем взаимонепонимания двух полов доведено до предела. Особенность миросозерцания мужчины воплотилась в привлекательных переходах реалий жизни героев в жанровые зарисовки их мечтаний. Дмитрию Дьяченко удалось наиболее полно воплотить образ современного представителя сильного пола, вписав его в контекст стереотипного представления о том, каким должен быть идеальный мужчина по сравнению с тем, кем он является в своей серой и нравственно обедненной действительности. С этой целью Дьяченко разделил сюжетный план на четыре части, каждой из которых предшествует высказывание узнаваемого уважаемого мужчины из передачи «Сто умных мыслей от ста умных мужчин». С помощью четких идейных ядер, озвученных авторитетами, создается не только образец современной мужественности, но и общественное мнение.
Жанровые зарисовки с участием Жанны Фриске, Нонны Гришаевой, Максима Виторгана, Сергея Никоненко и многих других в большей степени связаны с мечтаниями героев быть сексуально привлекательными объектами, центром эротического мироздания и в то же время, вершителями женских судеб. Воспоминания мушкетеров нашего времени о своих собственных жизненных коллизиях вообще лишены героизма, а связаны с бытовыми проблемами повседневной рутины. В каждом озвученном воспоминании просматривается неудовлетворенность мужчины своей жизнью. Сочетание выдуманных жанровых сцен, где мужчина – герой с серыми воспоминаниями из прошлого, накладывает на каждого героя комический подтекст. Представленная перед зрителем картина путешествия на концерт Би-2, кажется еще более удручающей, так как в своей жизни мужчины-фантазеры не совершили ни одного экстравагантного поступка, чтобы было чем хвалиться в период кризиса среднего возраста. Им остается только мечтать оказаться на месте кого-то более удачливого, а также придумывать курьезные ситуации, чтобы их жизнь не казалась такой уж унылой. Именно с такой позиции они неоднократно осмеивают Ромео или представляют ситуации измены жене с колбасой, ведь высмеять Ромео или изменить с колбасой может каждый.
В комедийном жанре создатели фильма обличают все мужские завоевания, которые в большей степени оказываются поражениями, потому в картине многие моменты комичны и трагичны одновременно. «Квартету И» удалось на экране вступить со зрителем в диалог, рассказывая на примере своего личного (усредненного) опыта о том, что волнует всех и каждого. Это мужские комплексы и страхи, желание быть лидером, а также ответы на вечные вопросы, которые кажутся незаметными, но оказываются весьма болезненными. «Квартет И» преподносит все сложности мужского существования в легкой ироничной форме, что не может не вызвать улыбки.
Несмотря на то, что в «О чем говорят мужчины» заявлено раскрыть мужской мир, фильм оказывается мужеNственным, так как в разговорах главных героев, как в зеркале, отражаются все современные женские типажи со своей кривой девичьей логикой. На основе мелочей мужчины-создатели рисуют колоритный женский образ, в котором каждая представительница прекрасного пола узнает себя. В большинстве случаев женские проблемы, обозначенные мужским обществом, выставляют слабую половину человечества недалекой и зацикленной на мужском внимании. Женский мир в воплощении «Квартета И» оказывается более примитивным, бедным и непостоянным, чем мир внутренней мужской красоты. В связи с этим персонаж Александра Демидова постоянно произносит одну и ту же фразу: «Вот поэтому я никогда не женюсь!»
Множество комичных ситуаций, смешных диалогов делают фильм очень легким для восприятия, а после просмотра у каждого зрителя надолго запечатлеется в памяти какая-нибудь контрситуация от «Квартета И», ибо в представленной ими киноэнциклопедии русской души найдется страничка о каждом из нас.
Наталия Шмелева