ЛЮДИ, ЛЮДИШКИ И ВСЯКИЕ ЗЛОБНЫЕ ТВАРИ
СПУСК 2 (THE DESCENT: PART 2)
Жанр: ужасы, триллер, приключения
2009, Великобритания, 94 мин.
Режиссер: Джон Харрис
В ролях: Шона МакДональд, Натали Джексон Мендоса, Кристен Каммингс, Гэвэн О`Херлихи
ОЦЕНКА: 2,5
«Спуск, часть вторая». Именно так было бы правильным в контексте (пока еще) двухсерийной пещерной истории назвать работу дебютанта Джона Харриса. Получился не то что бы совершенно убогий фильм, если оценивать его как отдельно взятую кинематографическую единицу, нет. В картине присутствуют положительные элементы, которые уже однажды успешно сработали при создании атмосферы поступательно нарастающего нервного напряжения. Это и снятые эффектной панорамой изумрудно-красивые лесные ландшафты Аппалачей, впечатляющие своим царственным величием, и звучащая далекими отголосками завораживающая музыка Дэвида Джульяна, все еще способная растревожить душу впечатлительного зрителя, даря ему предчувствие неуклонно надвигающейся трагедии. Порадовали качественный грим монстров и довольно удачный финальный твист, несколько приоткрывающий завесу над тайной жития-бытия шахтеров-мутантов.
Без отрыва от предшественника второй «Спуск» может восприниматься весьма снисходительно благодаря ряду уже упомянутых выше характеристик, однако во всем остальном он безнадежно посредственен. Сняв словно с кальки с картины Нила Маршалла ее внешний рисунок, шокирующий натурализмом сцен, Джон Харрис не стал полновесно развивать проблемы морально-этического выбора героев в сложных экстремальных ситуациях и превратил свой режиссерский дебют в бедную по смысловой нагрузке череду кровавых эпизодов. Не раскрывая характеры шаблонных персонажей в исполнении совершенно невыразительных актеров-второплановиков, режиссер тут же отправляет их всех скопом в подземную мясорубку, вынуждая зрителя без тени переживания наблюдать за тем, как злобные мутанты устраивают новым посетителям горячий прием. Малосимпатичные во всех отношениях герои, помимо слабого сценария, – еще один существенный недостаток. Недалекий по своему умственному развитию шериф, совершающий настолько нелепые поступки в условиях, связанных с максимальным риском для жизни, что диву даешься рекордам его экранной живучести, и предусмотренная по негласным условиям политкорректности современного кинематографа чернокожая героиня, его помощница, без какого-либо перекура тупят так, что в ходе просмотра возникает непреодолимое желание самому оказаться на месте монстра и поскорее перекусить им глотки. Уже знакомые нам по первой части персонажи Шоны МакДональд и Натали Джексон Мендосы легко и непринужденно уничтожают злобных тварей налево и направо, со стороны напоминая бойцов элитного армейского спецподразделения, и на фоне остальных героев-бедоносцев выглядят чрезмерно контрастно и неправдоподобно в своей комиксовой неуязвимости.
Несмотря на столь хрупкую сюжетную историю, у фильма «Спуск-2» есть и претензии на смутные достоинства. Команда Харриса продемонстрировала, что может создать страшилку на пустом месте, вообразив неприятных личностей в отвратительных персонажах-зомби. Харрис подтвердил уже всем известный факт, что Америка полна злачных мест скопления всевозможных уродцев и отбросов общества. Несмотря на то, что фильм плоский во всех отношениях кинематографической привлекательности, в нем, как пружинки современности, выскакивают проблемы феминизма. Во всех ключевых ситуациях мужчины проявляют себя с самой дурной стороны, а женщины выступают борцами за жизнь.
Видимо, подавленному женской съемочной группой режиссеру пришлось пойти на поводу у слабого пола и создать миф о существовании женской дружбы и отсутствии оной в мужском коллективе. Символично выглядит и сюжетный ход, когда мужчина-полисмен, как сбежавший супруг, бросает свою напарницу под обрушившимся сводом шахты. Не менее символично его коллега (шериф) проявляет всю свою гнилую сущность, пытаясь спастись ценой жизни хрупкой женщины. Джон Харрис акцентирует зрительское внимание на том моменте общественного прогресса, что мужчина не приспособлен к экстремальным ситуациям и не может адаптироваться в жестких условиях. Зато он с неимоверной легкостью режиссерской подачи сам становится монстром, и вместо привычных брутальных самцов женщинам приходится сражаться с тупыми и слепыми мужчинами-зомби, которые передвигаются чуть ли не на четвереньках и периодически издают какие-то гнусные вопли.
Весьма занимательно Джон Харрис изобразил в своем фильме страх человека перед неизбежной гибелью. В стрессовой ситуации, когда вокруг только монстры и темнота, герои фильма сами становятся источником своей гибели, обнаруживая в себе вину за что-то, совершенное в прошлом. Осознав, что виновна, киноперсона идет навстречу смерти, как на исповедь. И как только у персонажа кольнуло где-то в пятой точке, что он когда-то имел нечестивые помыслы, святой отец в лице монстра-палача, воздает ему по заслугам. Так, смерть каждого героя соотносится с его же собственным моральным ущербом.
Фильм очень сочный, но лишенный моментов, которые могли бы сделать его особенным. Позаимствовав лучшие наработки первой части, и неуклюже воплотив их в своем произведении, Джон Харрис создал типичный фильм-клон о противостоянии зла с человеческой тупостью и безнадегой. Феномен второй части, как более посредственной и опосредованной, удался Джону Харрису на славу. Вместо того, чтобы качественно улучшить идеи Нила Маршалла, режиссер обогатил фильм численностью персонажей и повторяемостью ситуаций, показав, что в одной и той же клоаке наш современник может оказаться не раз и не два, а пребывать в ней постоянно, находя при этом какие-то привлекательные грани.
Открытый финал и очевидная недосказанность истории не оставляют никаких сомнений в том, что продолжение последует. Однако зерна сомнения в целесообразности его появления уже посеяны, а кустарность и режиссерский непрофессионализм, проявленные при постановке сиквела, наводят на неприятную мысль о том, что в погоне за кассовыми сборами чувство вкуса было безнадежно утрачено.
Наталия Шмелева, Сергей Бурсаков