Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Джокер: Безумие на двоих
Автор: С.Прудников, К.БанницинДата: 16.10.2024 16:03
Разместил: Сергей Прудников
Комментарии: (0)

ДЖОКЕР: БЕЗУМИЕ НА ДВОИХ (JOKER: FOLIE A DEUX)
2024, США, 138 мин.
Жанр: драма, триллер, криминал
Режиссёр: Тодд Филлипс
В ролях: Хоакин Феникс, Леди Гага, Брендан Глисон, Кэтрин Кинер, Зази Битц, Стив Куган, Гарри Лоути, Ли Гилл


МНЕНИЕ «ПРОТИВ»

Как-то так сложилось, что вокруг персоны готэмского клоуна-анархиста сформировался настоящий культ. Не малую роль в этом, разумеется, сыграла интерпретация Хита Лэджера в «Тёмном рыцаре» Нолана, после которого рунет заполонили «группы-цитатники Джокера», а нигилизм вновь стал популярен как никогда. Секрет такой популярности прост – обаятельный мерзавец всегда отождествлялся с глубинными желаниями общества, которые тщательно подавляются нормами морали. Джокер, по сути своей, наше тёмное отражение, зеркало, в которое иногда так и подмывает заглянуть. И нет ничего удивительного, что на волне неубывающей популярности персонажа, студия Warner, кующая многострадальную франшизу по мотивам комиксов DC, решилась выпустить о нём фильм.

О нём, да не о нём. История невротика-хохотуна Артура Флека изначально подавалась как происхождение совершенно нового Джокера, не похожего ни на одну из предыдущих его ипостасей. Серьёзный, даже драматичный тон, резко отличался от комиксового флёра той же студии Марвел, а Тодд Филлипс не скрывал, что вдохновлялся фильмами Скорсезе и хотел максимально уйти от кинокомикса в его устоявшемся виде. Хоакин Феникс показал Джокера как больного и сломленного обществом человека, в котором, отнюдь, не было той мрачной харизмы, но был богатый потенциал для изучения пороков социума. Каким-то образом этот Джокер нащупал больные точки современного зрителя, и зритель ответил ему благосклонностью, подарив больше миллиарда долларов кассовых сборов и положительный сарафан.

Казалось бы, вот он триумф, которого всегда добивался злодей в комиксах – мир лежит у его ног, последователи скандируют его имя, а популярность стала даже значительнее, чем у заклятого врага – Бэтмена. Как тут можно что-то испортить? Оказывается, можно. Заполучив огромный кредит доверия у студии Warner, Тодд Филлипс пустился в разнос и решился на жанровые эксперименты, посчитав, что благодарный зритель примет Джокера любым – даже поющим и танцующим. Хотя, стоит отметить, что жанр мюзикла никогда не был в кинематографе прибыльным. И всё же Филлипс посчитал, что объединить кинокомикс, судебную драму и мюзикл – беспроигрышный вариант. И пусть Хоакин Феникс откровенно посредственный певец, а Леди Гага, одобренная на роль местной версии Харли Квинн, - не самая выдающаяся актриса, уверенность Филлипса оказалась настолько велика, что этот мэш-ап всё-таки увидел свет, и… кажется, не понравился никому. Оглушительное фиаско, последовавшее за столь стремительным взлётом, напоминает миф об Икаре – Филлипс тоже в своём самомнении попытался подлететь к солнцу и обжёгся.

По сути своей «Безумие на двоих» это авторское размышление к первому фильму. Тодд Филлипс возвращается к финалу прошлой части, когда Артур Флек в прямом эфире совершает убийство, чем заслуживает одобрение маргинальных слоёв Готэма. За год, что Флек проводит в лечебнице Аркхэм, о нём успевают снять фильм, а у его персоны появляется множество подражателей и поклонников. Сам Флек постепенно отходит от образа Джокера, но знакомство с загадочной Ли Квинзель вновь поднимает в нём старые эмоции и желание заявить о себе погромче. На протяжении двух часов зритель вместе с главным героем будет кочевать от тесных коридоров Аркхэма к душному залу суда и обратно. Периодически это хождение будет перываться скучными музыкальными перфомансами и пением композиции That’s Entertainment, которая к середине фильма вам гарантированно надоест – настолько часто и невпопад герои её начинают заводить.

Какого-то сюжетного развития у Джокера Хоакина Феникса ждать тоже не стоит. Артур Флек вообще будет активно вызывать антипатию своим поведением и нытьём, и, поверьте, это не тот Джокер, которого вы бы хотели видеть на экране. Чуть интереснее выглядит Ли, но лишь потому что мы ровным счётом ничего о ней не знаем. Она врёт о своём прошлом Флеку, чтобы втереться к нему в доверие, да и после не особо-то откровенничает – крупицы истины мы узнаём от адвоката Артура, Мэриэнн Стюарт, которая в истории противопостовляется интриганке и серому кардиналу в лице Ли. На фоне более пёстрых женских персонажей совершенно теряется сам Артур Флек, которого и Джокером-то называть стыдно – в нём напрочь отсутствует злодейская харизма, и легко понять, почему в итоге, когда Флек публично отказывается от своего альтер-эго, общество это приводит в бешенство, что отлично рифмуется с реакцией публики на столь противоречивый сиквел.

«Джокер: Безумие на двоих» - кино, которое едва ли кому-то понравится. Фанатов комиксов оно разозлит полным отсутствием этой самой комиксовости и игнорированием бэтменского лора (в первой части был Томас Уэйн и его маленький сын, во второй имеется Харви Дент, но это всего лишь имя без привязки к личности Двуликого). Любителей мюзиклов лента Филлипса, вероятно, тоже не зацепит – слишком пресными выглядят все музыкальные номера, а экспулатация одной и той же композиции делает зрелище попросту скучным. Да и зрелища как такового тоже нет. За два с половиной часа не происходит ничего по-настоящему важного, а сам Артур Флек выступает пассивной единицей в своём собственном фильме. И оглядывая всю эту печальную картину целиком, вывод напрашивается сам собой: истинным злодеем истории, отнюдь, не был Артур Флек. Настоящим Джокером всегда выступал Тодд Филлипс, который сначала взвинтил зрительские ожидания на небывалый уровень, чтобы в последствие осуществить свой роковой гамбит.


Сергей Прудников



МНЕНИЕ НУ... ТОЖЕ НЕ СЛИШКОМ «ЗА»

Несмотря на то, что «Джокер: Безумие на двоих» является прямым продолжением первого фильма, воспринимать его таковым получается с трудом. Вместо дальнейшего кровавого восхождения криминального принца Готэма, сиквел состоит на треть из мюзикла, на треть – из судебной драмы и ещё на треть – из зрительских разочарований, предвкушение которых, видимо, было для Тодда Филлипса лучшей мотивацией. Пряча за мыслями персонажей свои собственные, режиссёр решает по-своему реализовать суждение о том, что смерть – это то, что впервые у него не отнимут, и совершает грандиозное творческое самоубийство, превращая дорогостоящий блокбастер в свой собственный арт-перформанс.

Говорят, что одной из главных причин появления сиквела оказалось желание исполнителя главной роли, но все возможные хотелки Хоакина Феникса используются Филлипсом в своих интересах точно так же, как Артур Флек используется (или должен был использоваться) Ли Квинзел. Той самой скользкой Ли, чьё значение в фильме явно преуменьшили (как минимум, об этом говорят кадры, оставшиеся только в трейлерах и промо-материалах). Но это и не удивительно, ведь разве мог здесь кто-то высказаться громче и агрессивнее режиссёра? Режиссёра, который будто бы недоволен и культом комиксов (отказываясь в дальнейшем сотрудничать с DC), и анархичным поклонением персонажу, которого широкий зритель воспринял совсем не так, как того хотелось бы.

Первый «Джокер», будто бы нежеланный ребёнок, отлученный от семьи, смелым решением превращается в настоящий фильм в фильме, существующий как в реальности зрителя, так и в вымышленной реальности кинополотна. «После того, как про тебя сняли целый фильм, многие считают тебя звездой» – серьёзно заявляет Ли, пряча за собой едкую усмешку Филлипса. Его голос здесь смешивается с голосом Феникса, речами Гаги, скрывается за кровавым занавесом музыкальных номеров и, когда в развязке наконец-то слышен максимально отчётливо, зрителю становится не до шуток. Старательно деконструируя собственный фильм, Филлипс со всё более неприкрытой злобой отказывает поклонникам первой части во всех ожиданиях. Его воинствующий нигилизм и полное отрицание факта существования фан-сервиса превращает «Безумие на двоих» в едкую метафикцию, рецензию создателя на свой предыдущий неожиданный успех и ответ всем тем, кто не увидел и не понял раньше.

Конечно, Филлипс вынужден действовать в рамках первого фильма, которые его ограничивают и тяготят. Он не может лишить зрителя знакомых образов, поэтому Хоакин Феникс вновь безумно искажает своё тело, давится в агонии спазматического смеха, а ещё курит сигарету за сигаретой, вместе с которыми тлеет и Артур Флек. Превратившись из контркультурного антигероя в поп-культурный феномен, его Джокер рукой Филлипса проходит обратный путь, забираясь ещё дальше и вновь оказываясь в шкуре неудачника. Комик, который не был смешным, становится певцом без выдающихся вокальных данных и адвокатом, не получившим даже школьного образования. Его тенью, преследующей, копирующей, а затем и занимающей место оригинала, явно должна была стать Ли, но в итоге ей уготована другая роль. Поджигательница, которая сначала едва ли не боготворит, а потом отталкивает Джокера, олицетворяет собой преданного зрителя первого фильма, призванного непременно быть разочарованным. Нежелание и неприятие Филлипсом интерпретаций первого фильма не даёт поступить по-другому, поэтому ему просто плевать на потенциал персонажа и на недооценённый талант Леди Гаги неуловимо менять выражение лица, который наверняка помог бы ей постепенно занять ведущую партию.

Идея мюзикла как бредовой фантазии сломленного разума лишь дополняет общую нонконформистскую идею фильма, пока музыкальные номера отрицают действительность, подпитывают сгущающуюся ложь. Один из самых непопулярных киножанров призван ещё больше оттолкнуть зрителя и, в то же время, собрать картину воедино, подчеркнуть внутреннюю раздробленность Флека и его невозможность превратиться в нечто большее, чем неудачник, прячущийся за гримом настоящего анархиста. В конце концов, героя, как и сам фильм, получается воспринимать только с приставкой «анти-», как ту самую тень, внезапно вышедшую на первый план вместо первого фильма и того самого иконизируемого Джокера. Филлипс, по крайней мере, чётко понимает, что начать новую жизнь персонажа не получится, перечеркнуть историю и убить идею уже нельзя. Поэтому он использует единственный доступный ему способ и превращает полюбившегося персонажа в ложного протагониста, фактически обесценивая свой предыдущий труд и оставляя публику жить в иллюзии, которой та уже не сможет управлять.


Кирилл Банницин
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 193 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio