ИЗ ДВУХ ЗОЛ
ВАМПИРСКИЙ ЗАСОС (VAMPIRES SUCK)
Жанр: комедия, пародия
2010, США, 80 мин.
Режиссер: Джейсон Фридберг, Аарон Зельцер
В ролях: Дженн Проске, Мэтт Лантер, Дидрих Бадер, Крис Ригги, Кен Жонг, Аннелис Ван Дер Пол, Майк Мэйхолл
ОЦЕНКА: 1,5
В Голливуде так заведено: если фильм популярен, значит пародии на него не избежать. А учитывая настоящие баталии поклонников серии «Сумерки» с их оппонентами и огромную популяцию парней, подкалывающих своих девушек на премьере очередной части саги, появление такого проекта, как «Vampires Suck», было лишь вопросом времени. Жаль одно: не в те головы закралась подобная идея.
Каждый заслуживает право на второй шанс. Свой пятый по счету второй шанс режиссерский дуэт Фридберга и Зельцера не оправдал. Посчитав, что скромная должность сценаристов франшизы «Очень страшное кино» для них слишком мелко, и решив, что они набрались достаточно опыта для самостоятельного производства, Джейсон и Аарон стали сами режиссировать ленты по собственным сценариям. Первым независимым блином, который всегда комом, была комедия «Киносвидание», где создатели, не теряя времени попусту, сразу заявили о себе, как о бездарных творцах несуразного кино. Все последующие проекты только укрепляли их репутацию. Однако картины стабильно приносили четырехкратную прибыль, следовательно, просто хлопнуть дверью перед носами Фридеберга и Зельцера боссы студии Regency не могут себе позволить.
Когда только пронеслось известие о том, что фильмы по мировым бестселлерам Стэфани Мейер будут удостоены собственной кинопародии от знаменитой парочки, возник вполне справедливый вопрос: «Стоит ли?». С одной стороны, создателям в руки попал просто отменный объект для сотворения хитовой комедии, и появилась блаженная возможность частично смыть с себя весь негатив зрителей и критиков, накопленный предыдущими работами, а с другой – разве что-нибудь может быть смешнее и нелепей, чем оригинальные картины? Во время просмотра приходит понимание, что вопрос был риторическим. «Сумеречная сага» многих забавляет как раз тем, с какой серьезностью обыгрываются сюжетные ходы. Воображение зрителя само порождало комичные аналогии просматриваемым сценам. «Вампирский засос» же неимоверно прямолинеен и неотвязчив. Как сказал бы Доктор Манхеттен: «Этот фильм столь же полезен для кинематографа, как фотография кислорода для тонущего».
Деградация юмора, как бы ни казалось, что хуже уже быть не может, ощущается с первых минут, и вплоть до титров ее уровень лишь нарастает. Получив практически безграничный простор для архитектурного воссоздания грез любого ненавистника «Сумерек», два режиссера бесцеремонно растоптали мечты миллионов. Все происходящее кажется забавным сном, гротескным алогизмом – быть может, в этом и кроется секрет абсурдных фантазий сценаристов. Действо слишком гиперболизировано, а сцены изобилуют набором шаблонных американских гэгов, которые успешно переняли наши соотечественники из Comedy Club.
Лента напрочь лишена собственного сюжета – если в других фильмах Аарон и Джейсон создавали свои центральные линии, хоть они и были избитыми и идентичными, как две капли воды, то в основе «Вампирского засоса» - фактически неизменный сюжет первых двух частей вампирской саги, что подразумевает собой двукратное увеличение бессмыслицы и без того неидеальной структуры оригинальной франшизы. Получается этакий сумбурный самоповтор, но в других декорациях и со свежими лицами, которым, впрочем, вряд ли выпадет удача засветиться где-нибудь еще. Единственная, кто заслуживает отдельного упоминания, так это Дженн Проске – дебютантка в мире кино, сыгравшая Бекки – зеркальное отражение Беллы. До мельчайших деталей поразительно точное копирование манеры, скажем так, игры Кристен Стюарт: от вечно открытого рта до нервирующей привычки поправлять прическу.
Это кино, как, собственно, и сама «Сумеречная сага», – потребительский продукт поколения MTV без претензии на статус «серьезного. «Сумерки» – для девушек, чтобы проронить слезу на современную историю Ромео и Джульетты и попускать слюнки на красавчика Эдварда, а «Вампирский засос» – для парней, чтобы попытаться оценить старания выстебать объект восхищения своих спутниц, и просто для тех, кому изрядно надоели эти метаморфозы образа носферату. Всем тем, кто далек от всего этого – читайте Шекспира, смотрите «Дракулу» и держитесь в стороне от всего, что носит названия циклов смен дня и ночи. Если же искушение вкусить это подгнивший плод сильнее, и вас все-таки соблазнит просмотр этой ленты, то смело проматывайте на последние полминуты – там вся соль, которую для чего-то растянули на полтора часа.
Егор Пичугов